Некоторое время назад я написал отзыв на учебник истории, в котором говорил о том, что информация, в нём изложенная, должна «улечься», осмыслиться, и что отзыв, составленный сразу после обучения, может нести лишь эмоциональное наполнение. Поэтому, писал я, должно пройти какое-то время, чтобы взвешенно разложить всё по полочкам.
Действительно, я был наполнен радостными эмоциями, вызванными гордостью за нашу историю, за детали и связки, которые, наконец, дали законченную убедительную картину ее величия, но у меня не было самого главного. Я не понимал основы, на чём держится вся эта конструкция.
А сейчас понял. Правда и справедливость. Вот чем жили наши предки, чем были сильны и почему непобедимы. Было и предательство, и стяжательство, несправедливость и ложь. Но все эти отклонения растворялись в буфере общей твёрдой позиции, несущей двуединство этих понятий через века.
Конечно, нужно чтобы вся информация улеглась по полочкам для удобства извлечения. Нужно читать и перечитывать, делать записи, связывать с настоящим, возвращаться в прошлое. И при этом следовать возложенной на нас миссии служения правде и справедливости.
Так появилось, наконец появилось, ощущение нужности предмета: история превратилась из сухого фактологического изложения событий прежних лет действительно в историю, состоящую из историй жизни и деяний людей. А помог в этом интересный метод преподнесения исторических событий.
Приводимые в учебнике факты – это просто изложение событий в хронологической последовательности. Но разбор этих фактов представляет собой некую игру в вопросы и ответы, в которой участники, и модератор, и слушатели, вместе складывают эти факты в живую картину ограниченного датами периода жизни наших предков. И удивительным образом вырисовываются реальные ситуации, объясняется поведение лидеров, объясняется почему они так, а не иначе поступают. Почему правда и справедливость является основой нашего Богом избранного общества русских людей.
Так, например, в самом начале повествования открывается удивительная, скрытая историками-иностранцами, мощь наших княжеств, их сила, которой боялись и которую уважали европейцы.
Интересно также объяснение крещения Руси. Не как случайное волевое решение князя Владимира, а как серьёзное, обдуманное действо, заложившее основу будущего нашего народа. И этому решению предшествовал целый ряд событий прежних правителей.
Последнее, что меня поразило, и на что я никогда не обращал внимания – это насколько сильно увязаны царские династии Европы и России. Это действительно очень многое объясняет в скрытой от глаз простых жителей политике государств континента.
Что касается системы обучения детей и молодёжи, то подобный вариант методики, вероятно, будет способствовать усвоению не столько истории как таковой, а, при умелом ведении занятий учителями-модераторами, как формированию образа Родины у нашего нового поколения.
Считаю, что и в студенческой аудитории такие занятия, проводимые факультативно, в клубном формате, порционно, также будут полезны.
С.В. Савинков