«Тюфелева роща» — это еще один пример того, как можно заброшенную территорию превратить в популярное место отдыха. В целом реорганизация промзоны «ЗИЛ» наглядно демонстрирует, как должна формироваться новая качественная городская среда. Здесь внимание уделяют и жилью, и транспортной инфраструктуре, и созданию рабочих мест, и организации зон отдыха.
«Тюфелева роща» — не только новый и самый стильный парк Москвы этого лета, но и один из самых нестандартных. Все здесь необычно: и экзотическая пергола над головой, и место, и его история.
У парка исторические корни
Известно, что в Тюфелевой роще любил прогуливаться автор «Истории государства Российского» Николай Карамзин. В своей повести «Бедная Лиза», вышедшей в 1792 году, он весьма достоверно описал места, расположенные неподалеку от Симонова монастыря. И пруд, который до этого именовали Лисьим, в народе стали называть Лизиным.
Хвойный лес в окрестностях монастыря веками принадлежал московским князьям и царям. В XVII веке здесь охотился Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых.
С 1916 по 2013 год на этой территории работали цеха завода имени Лихачева (ЗИЛ). Большинство из них сейчас снесены. Отсюда начинается история современного парка, похожая на историю «Зарядья»: если там снесли гостиницу «Россия», то в Даниловском районе демонтировали заводские цеха.
Влияние Нью-Йорка
Автор проекта — известный голландский дизайнер и урбанист Джерри ван Эйк, глава нью-йоркского бюро !melk. Тут тоже напрашивается параллель с «Зарядьем». Проект парка у стен Кремля выполнило архитектурное бюро Diller Scofidio + Renfro, также расположенное в Нью-Йорке.
Джерри ван Эйк решил сохранить идею завода и своеобразно перенести ее в парк. Он придумал перголу, напоминающую конвейер, и протянул ее через всю территорию парка «Тюфелева роща».
«Источником вдохновения для нас стала история места. Мы придумали архитектурную доминанту парка — “линию сборки” или “конвейер”. Пергола стала совершенно уникальным элементом — это штучная вещь в мировой ландшафтной архитектуре», — рассказал Джерри ван Эйк.
Это не беседка и не павильон в классическом смысле, а одновременно и крытая прогулочная зона длиной 1,3 километра, и смотровая площадка, и объект паблик-арта. Но как будто и этого дизайнеру было недостаточно: перголу сделали из кортеновской стали, которая, раз проржавев, уже не меняет свой цвет. Как память о заводе, ушедшем в прошлое.
Именно эта деталь и делает парк особенным. Сам дизайнер назвал конструкцию caterpillar (гусеница).
Комментарии 25