(Из записок военного лётчика)
Давайте поговорим о браке! Нет, не о семейном, а о браке, который время от времени выдают лётчики-инструкторы в строевые полки. То ли из-за того, что не хотят портить свои послужные списки, то ли потому, что на них оказывают нажим, требуя «план», но почему-то тех, кто оказался в лётном училище случайным человеком, который НИКОГДА не сможет стать настоящим воздушным бойцом, и не предрасположен к лётной работе, не хотят списывать по нелётности, а с чистой совестью выпускают из училища. А те, насмотревшись в кино, как в боевых полках лейтенанты, вместо лётной работы и обучению воздушной войне, поют «Смуглянку», а комэска говорит глупейшую фразу: «Пилотом можешь ты не быть, летать научим всё равно!..», напролом идут к лейтенантским погонам и в профессию военного лётчика! (Ведь это так просто – летать на истребителях! Науууууучат!) Скажем прямо, некоторые уже наши командиры звеньев тоже были не на высоте в таких случаях, очевидно, полагая, что раз его подчинённые имеют диплом «лётчика-инженера», то готовить индивидуально их особо и не надо – сами всему научатся!
Так вот! В один благословенный год прибыла к нам в ЛенВО группа молодых лейтенантов, выпускников «прославленного» (неизвестно кем и как) Борисоглебского ВВАУЛ. Училище, надо сказать, было бросовым – его три раза восстанавливали (когда Вооружённым Силам срочно нужны были лётчики) и четыре раза расформировывали! (В последний раз – навсегда!) А как формировались такие ВВАУЛ на скорую руку? Технику передают из других училищ старую, изношенную. Преподаватели и инструкторы чаще всего или те, кто как специалист плох, и самим не нужен, или те, кто хочет любой ценой продвинуться по служебной лестнице! (В своих-то полках таких уже хорошо знают! Не выдвигают!) В 1982 году я был Членом Государственной Экзаменационной комиссии в Борисоглебске, принимал экзамены у курсантов-выпускников по технике пилотирования и боевому применению. Перед полётами с нами изучили Акты ГЭК за предыдущие годы. Практически в каждом было указано:
«Мал налёт у курсантов»,
«Слабая теоретическая и практическая лётная подготовка выпускников»,
«Посредственные знания Инструкций лётчикам самолётов и действий в особых случаев в полёте»…
И далее в том же духе.
Вот такие лётчики в тот год прибыли и к нам. Взять хотя бы лейтенанта Л-ва.
Повозили его по маршруту в контрольных полётах, ничего толком за вылет не спросили, на его ошибки… то ли внимания не обратили, то ли командир звена (кажется, Е. Доманов) сам всего этого не знал… В общем, подсунули мне этого лейтенанта в контрольный полёт на допуск к самостоятельному вылету по маршруту. (Честно говоря, я отказывался, не хотел с ним лететь, мне бы лучше на боевом самолёте на полигон лишний раз сгонять, но командир полка уговорил-приказал – остальной руксостав полка был в том вылете занят: сами летали на боевых для подтверждения класса.)
Ну и полетели! С высоты 1500 метров он мне не опознал практически ни одного населённого пункта! (Это при том, что по нормативам лётчик на оценку «удовлетворительно» должен дать не менее 50% правильных ответов!) Товарищи лётчики! Я же не спрашивал у лейтенанта какие-то микроскопические сёла, которых на карте с лупой отыскивать надо! Накренял спарку и интересовался, как называется этот ГОРОД. А это был Сосновый Бор, где Атомная электростанция функционирует, а на наших картах в диаметре 25 км обозначена красным как запретная зона полётов на малых и предельно малых высотах! Не знает! Большую Ижору, которая на берегу Финского залива раскинулась, опознать не может! Дошло до того, что спрашиваю, как город называется? – и показываю тот, что на востоке острова Котлин Петром Великим заложен, где расположена наша крупнейшая на Балтике Военно-Морская база. Вместо того, чтобы сказать, что это Кронштадт, лейтенант мне мычит по СПУ:
— Эээээ… Я забыл, как он называется!..
Так у тебя же карта под рукой! Посмотри! Нет, не догадывается! Мало того! Этот «пилотяга» мне на маршруте вместо истинной скорости держал 900 км/ч ПРИБОРНУЮ! И это подготовка к полёту?! Да курсанты в порядочных училищах знают, что по маршруту следует летать по по узкой стрелке ИСТИННОЙ скорости!
М-да! Это лётное дело! Теперь я вам покажу, какие Борисоглебским ВВАУЛ выпускались ОФИЦЕРЫ!
Останавливаю того же Л-ва сразу после прибытия в наш полк перед штабом и делаю ему замечание за неотдание воинской чести. Лейтенант слушал-слушал, а потом так спокойно меня спрашивает:
— Ну хорошо, товарищ майор! Я вас не поприветствовал! Виноват! А почему вы меня тогда не поприветствовали? Я бы вам в ответ козырнул!..
Господа! У меня и челюсть отвисла! И таким знающим взглядом смотрит на меня этот ОФИЦЕР, что невольно подумалось: а, может, я всю жизнь делал неправильно? И по Уставу Внутренней службы первыми должны приветствовать СТАРШИЕ – МЛАДШИХ, а не наоборот??
Пришлось вести за собой в штаб этого лейтенанта, брать у замначштаба Устав и зачитывать ему соответствующие положения! (ЗНШ Коля Белаш был в шоке от того, что я ему рассказал об этом случае!)
Вот таких ЛЁТЧИКОВ и ОФИЦЕРОВ готовило в те годы Борисоглебское лётное…
Но это так, в сторону, можно сказать, предисловие. Взялся же я за перо, чтобы рассказать о другом случае и с другим лейтенантом. Бестолковым он был донельзя! Как он летал – не знаю, но он и по земле ходил с широко открытыми от ужаса глазами!
Полетел этот лейтенант на полигон! Бомбу не донёс с пикирования на расстояние с полкилометра, из пушки как всегда не попал! РП на полигоне начальник ВОТП подполковник Зубец (как «Лётчик-снайпер» получил получил звание на ступень выше) даёт команду:
— Выключить оружие, уход!
Лейтенант вместо пушки на ВЕРТИКАЛЬНОМ щитке выключает на ГОРИЗОНТАЛЬНОМ пульте... подкачивающий топливный насос!!! (См. фото – указано стрелками!) Естественно, давление топлива перед двигателем упало и сразу на табло загорелся сигнал «РАСХОДНЫЙ БАК», а перед глазами лётчика замигала лампа СОРЦ {1}! Лейтенант перепугался и заголосил, что у него Расходный насос не работает!
Зубец от неожиданности тоже не включился в особый случай! Надо было сразу дать команду: проверить включение АЗС «Расходный насос»! Да даже если произошёл отказ! Ну ладно, не работает расходный насос – не увеличивай обороты более 95% и иди домой! Топливо пойдёт самотёком из баков, ничего страшного в этом нет! Движок будет работать устойчиво! РП полигона испугался лётчика через Финский залив пускать. И даёт лейтенанту команду идти на Пушкин!
А аэродром Пушкин даже запасным в тот день для нас не был! Там плиты ремонтировали в торце полосы.
РП полигона всю инфо по Пушкину этому бестолковому лейтенанту в эфир выдал, включая и ПК! Благо мы до Вещево в Пушкине базировались, и этот аэродром хорошо знали!
Лётчик подлетает к Пушкину…
А там… Дежурный по приёму и выпуску оказался на КДП, где мирно рассматривал добытый по случаю порножурнал «Плейбой». Ясное дело, что мыслями он витал в своих эротических облаках и был не на КДП, а где-то рядом со своими виртуальными бабами.
Как тут на первом канале эмоциональные вскрики:
— «Дождевик»!! Иду по запасу с отказом авиатехники!!! Посадка с ходу!!!
ДПВС с перепугу отбрасывает свой журнал и он попадает между окон и пультами ВИСП! (Потом он никак не мог вспомнить, куда он его дел! И журнал случайно – к сожалению, так бывает! – был обнаружен Командующим, который примчался из Питера всё расследовать! Командующий уже был в том возрасте, когда голые бабы его уже почти не интересовали, и потому, вместо баб, за милую душу отпорол во все полезные места Дежурного по приёму и выпуску! И за его ошибки тоже!)
Нет, чтобы дежурному лётчику запретить подход этому экипажу и направить этот самолёт на Сиверскую рядом, он разрешает подход и даёт нашему пилотяге другой ПК, противоположный, ну, чтобы не зацепить тех, кто плиты там поднимает краном, упомянув, что с основным посадочным на полосе работы! Наш летёха, полагая, что ему про работы на ВПП врут, чтобы он к ним не садился, кричит:
— Пошли вы на х**! Мне мой РП (подполковник, между прочим!) дал другой ПК!
И мостится с основным!
Инжбат и аэродромная рота, работая на полосе и заметив самолёт с выпущенными шасси, закрылками и фарами (а, значит, заходящим на посадку!), перепугались и смылись с торца, где работали! А кран и трактор-то остались! Этот дурак видит, что на полосе действительно машины, решает их перетянуть! Подходит на повышенной скорости в 400 км/ч (вместо 310-330) и мылится сесть свысока!
Перетягивает!
Посадка в центре ВПП, где-то у РСП! Бежит по полосе! Двигатель не выключает!
(Дежурный по ПВС, думая, что лётчик всё сделает сам и правильно, вместо того, чтобы следить за заходящим на посадку самолётом, как это указано в НПП, искал по всему КДП свой драгоценный «Плейбой» и выключение двигателя с таким перелётом не подсказал!)
Парашют выпускает рано, тот, естественно, само собой, на скорости 340-360 км/ч обрывается! Тормоза работают, но они не могут сразу погасить такую скорость!
Тут на самолёт мчатся сети Автоматического тормозного устройства АТУ-2, которые в Пушкине с основным стартом всегда подняты.
Как потом писал в объяснительной наш многострадальный лейтенант (в надежде, что его похвалят за грамотные действия), «Я закрыл глаза, чтобы при разрушении фонаря кабины, не повредить органы зрения». (Не руками закрыл, заметьте, а просто зажмурился! Хорошая защита! – авт.)
А тем временем первая сеть АТУ не выдерживает! Её на такой скорости самолёт просто рвёт! Вторая сеть не выдерживает тоже! Обрывается всё!
И как было сказано потом в приказе по Воздушной армии, «Самолёт был остановлен металлическими воротами КПП аэродрома»! (Находились по курсу посадки метрах в 200 от ВПП.)
Командующий Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Александр Иванович Бабаев, приехавший на всё это безобразие лично посмотреть, выслушав нашего лейтенанта, сразу заподозрил с отказом неладное!
— Вы точно выключали ПУШКУ?
— Так точно! — чеканит лейтенант.
— Именно пушку?
— Так точно! Ещё и проверил! Пушку!.. — «не моргнув ухом», врёт лейтенант. — И тут случился отказ топливного насоса!
Генерал смотрит внимательно во всё ещё расширенные НА ЖИЗНЬ глаза лейтенанта. Потом коротко приказал:
— Стремянку!
Поднимается на ней к кабине, заглянул и всё ему стало ясно! Все выключатели в кабине на всех пультах стоят в положении «включено», АЗС ПУШКА – тоже, а «Расходный насос», зараза, выключен! (Летёха, выскакивая из кабины только обесточил самолёт, отключив лишь АККУМУЛЯТОР.)
Генерал вместо лейтенанта выключает оружие (чтобы при вытягивании МиГа из ворот ещё и выстрела не случилось). Затем спускается на землю, посмотрел на этого удивлённо смотрящего на мир «пилота» и сказал:
— И это с простейшим особым случаем! Нет! Хватит тебе… («дураку» – так хотел сказать Командующий, но не сказал!), испытывать судьбу!
И спасая от будущей гибели лейтенанта, снял его с лётной работы! Другими словами сделал то, что должны были сделать лётчики-инструкторы в лётном училище!
А фамилия этого лейтенанта была известная… Титаренко! Однофамилец того, который так задорно говаривал с экранов кинотеатров: «Пилотом можешь ты не быть, летать научим всё равно!..»
_____________________
{1} СОРЦ - система опасных режимов централизованная.
Из комментариев, полученных автором на этот рассказ на других ресурсах:
Аналогичный случай, который произошёл на земле, в 1948 г. в Краснодарской высшей школе штурманов, где проходили совершенствование своей подготовки штурманы-фронтовики, имевшие, кстати сказать, боевые награды и опыт боевых вылетов в годы Великой Отечественной. Это рассказывал мне отец.
Летали там и тогда на бомбометание на ПЕ-2. Бомбы складировали рядом со стоянкой, там же и подвешивали, и оттуда рулили. Осень, грязь, слякоть. Для «пешки» это не помеха. Папин друг, а позднее и мой преподаватель в училище Виктор Ботченков (фамилия изменена, очень оригинальный человек, про него много интересного можно написать) залазит в «пешку» с очередным слушателем-штурманом. Запускает моторы, вот-вот лётчик начнёт руление, и тут все замечают, что у них открыты бомболюки! А взлетать так опасно. Все, находящиеся на стоянке, начинают ему махать руками и жестами показывать, закрой, мол, бомболюки! Ботченков это видит, кивает головой! Щаззз! Не глядя, опускает правую руку вниз и чуть назад, но, вместо рычага закрытия бомболюков, дёргает рычаг «Аварийного сброса бомб» – эти рычаги на Пе-2 находятся рядом, кончаются одинаковыми шишками в виде шариков. Естественно, бомбы посыпались под самолёт и все с ужасом на лицах падают в грязь, вспоминая всю свою прошедшую короткую жизнь...
Тут моторы выключаются, из самолёта вылезает Витя, смотрит на медленно встающих из слякоти, перепачканных с ног до головы грязью техников и механиков, и так спакойненько говорит:
— Ну чего стоите?! Я что ли бомбы обратно на самолёт цеплять буду??!
Народ был шоке! Можно сказать, только что с того света вернулись!.. Таким невозмутимым парнем был фронтовой лётчик Витя Ботченков!
А ваш рассказ, конечно, мне очень понравился! Что касается отдания чести, то это вопрос воспитания и если его нет в крови, то всё равно уже ничего не сделаешь, стоит ли на таких тратить время?
В.В.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 80
2) "Комплексный подход"? Курсант проходит жесткий отбор, в т.ч. псих отбор, преподаватели в училище имеют большие звезды, батальонная система (где тоже нахватали больших званий и должностей в отличии от курсовой), крутые программы подготовки и пр. – при таких факторах 99,9% курсантов должны стать отличными летчиками. У инструктора должностное звание всего лишь капитан (он не преподаватель?), узкий диапазон деятельности, везде для него ограничения, но требуют выполнять должностные обязанности других. Инструктор виноват, что кто-то из выпускников выключил не тот АЗС, или кто-то не вывел из штопора (который з...Ещё1) Инструктор на первоначальном обучении и инструктор с уже летавшими курсантами (тем более в строевой части) – две большие разницы. Поэтому, очевидно пренебрежение к училищным и такая гордость быть инструктором в строевой части. Вот такие инструктора и хотели с 21-х списать будущего заслуженного летчика http://sher45.narod.ru/pilots/chajka/index.html Чей однокурсник?
2) "Комплексный подход"? Курсант проходит жесткий отбор, в т.ч. псих отбор, преподаватели в училище имеют большие звезды, батальонная система (где тоже нахватали больших званий и должностей в отличии от курсовой), крутые программы подготовки и пр. – при таких факторах 99,9% курсантов должны стать отличными летчиками. У инструктора должностное звание всего лишь капитан (он не преподаватель?), узкий диапазон деятельности, везде для него ограничения, но требуют выполнять должностные обязанности других. Инструктор виноват, что кто-то из выпускников выключил не тот АЗС, или кто-то не вывел из штопора (который запретили показывать), или кто-то что-то не знает? А может виновата сама СИСТЕМА, программы подготовки и отбора и пр.?
3) Виновато Борисоглебское ВВАУЛ! А здесь какое училище? =Полетел Кудинов В.Н. с выпускником по маршруту, тот держит Vист., но которая равна расчётной путевой. =16 новоприбывших в АЭ выпускников не ответили, что показывает ЭУП при развороте в воздухе и на земле, принцип работы РСБН-5С (достаточно предложение из 8-10 слов). А Вам слабо ответить? =Су-25, Близнецы, на полигоне заорал про аварийный остаток, РП (он же снайпер) приказал сбросить ПТБ, установить скорость (эшелон выше 2100 нельзя использовать), потом полком искали баки, но не нашли. Можно было не сбрасывая баки добиться значительной экономии топлива, не подскажите как? =…
2) Если такая замечательная система, то почему 99,9% курсанты не отличники? Чистое противоречие, которое вы сами в упор не видите. Сплошная глупость: курсанты прошли отбор, значит все могут летать и быть отличными воздушными бойцами. (Та же дурацкая фраза замастерившегося комэски Титаренко, только изложена другими словами!) А как быть с теми, которые физически не могут быть лётчиками, а вы всё равно выпускаете (в приказах ГК ВВС это называлось "план любой ценой" )? Потом их что, нам хоронить?
3) И это ещё раз! У меня достаточно примеров СЛАБОЙ, ОЧЕНЬ СЛАБОЙ и НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ выпускников Борис...Ещё1) Никаких пренебрежений в моём рассказе вы не найдёте. Вы их придумываете, чтобы обосновать свои претензии! Очевидно, вами руководят чувство обиды и неудовлетворённое кем-то тщеславие! Ещё раз! Выссказываю свою точку зрения, а не вашу! Поэтому перед основным материалом изложил и др. примеры, которые подтверждают мою точку зрения. Однако вы предпочиатете их не замечать!
2) Если такая замечательная система, то почему 99,9% курсанты не отличники? Чистое противоречие, которое вы сами в упор не видите. Сплошная глупость: курсанты прошли отбор, значит все могут летать и быть отличными воздушными бойцами. (Та же дурацкая фраза замастерившегося комэски Титаренко, только изложена другими словами!) А как быть с теми, которые физически не могут быть лётчиками, а вы всё равно выпускаете (в приказах ГК ВВС это называлось "план любой ценой" )? Потом их что, нам хоронить?
3) И это ещё раз! У меня достаточно примеров СЛАБОЙ, ОЧЕНЬ СЛАБОЙ и НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ выпускников Борисоглебского ВВАУЛ на фоне лейтенантов из других училищ. Пример какого-то Кудинова НЕ ОПРОВЕРГАЕТ сказанного мной. Поэтому не надо раздувать здесь щёки от обиды только потому, что я думаю иначе. И в третий раз повторюсь: у вас другое мнение? вы думаете иначе? у вас другие есть примеры? Да кто вам мешает изложить их в СВОЁМ материале? Пишите! Посмотрим, как у вас получится! А мы почитаем! Но не надо истерить от того, что все кругом думают не так, как вы!
4) Вы здесь не начальник и не строгий преподаватель - устраивать нам проверки наших знаний и экзаменовать наши ответы! Поменьше начальствующего тона! Тогда будет в самый раз!
2) Пример, включающий 99,9% привел, намекая, что «должны БЫЛИ» («были» пропустил, но по смыслу и так понятно, что в реальности получается пшик) поэтому далее и указал «А может, виновата сама СИСТЕМА, программы подготовки, отбора и пр.?». Это к тому, что нечего все валить на бедного инструктора.
3) Работая с Борисоглебскими, никакой разницы с другими выпускниками не нашел. Мало того, из опыта работы, не видел разницы в зависимости от национальности, расовой принадлежности, сексуальной ориентации, партийности. Никакой разницы – это не пример? У каждого свое мнение и каждый видит то, что хочет (на что настроен) и каждый по своему прав и никакой истерии – позвольте же и мне иметь свое мнение, отличающееся от вашего.
4) Ради Бога, не хотел заставить Вас отвечать (да это и не нужно), тем более провоцировать на такую реакцию.
2) Боюсь, вы оказались одним из тех, которые заставляли инструкторов выпускать лейтенантов, кто на самом деле фактически совершенно не предрасположен к лётной работе из училища, тех, кто, скорее, являются потенциальными самоубийцами, а не воздушными бойцами. Аргумент один: они прошли сложный спецотбор - учите!
3) Безусловно, "брак" был и в других училищах, в т.ч. и моего училища. Особенно выпуска 1975 года (это было во всех училищах), когда набирали без всякого конкурса, не позволяли отчислять за двойки на сессиях, а потом и по нелётности. Мы с этим ужасом потом в строевых частях столкнулись! Доходило до смешного: когда командиры звеньев подходили к комэске и просили его не брать более лётчиков 1975 года выпуска! Комэск: "А куда их девать? Учите!" Но потом выясняется, что комэски с подобной просьбой подходили к командиру полка. И пулучали тот же ответ (слово в слово). Но и это не всё! Полкач с этой же просьбой п...Ещё1) Вы разницы не увидели, а я увидел. О чём и написал!
2) Боюсь, вы оказались одним из тех, которые заставляли инструкторов выпускать лейтенантов, кто на самом деле фактически совершенно не предрасположен к лётной работе из училища, тех, кто, скорее, являются потенциальными самоубийцами, а не воздушными бойцами. Аргумент один: они прошли сложный спецотбор - учите!
3) Безусловно, "брак" был и в других училищах, в т.ч. и моего училища. Особенно выпуска 1975 года (это было во всех училищах), когда набирали без всякого конкурса, не позволяли отчислять за двойки на сессиях, а потом и по нелётности. Мы с этим ужасом потом в строевых частях столкнулись! Доходило до смешного: когда командиры звеньев подходили к комэске и просили его не брать более лётчиков 1975 года выпуска! Комэск: "А куда их девать? Учите!" Но потом выясняется, что комэски с подобной просьбой подходили к командиру полка. И пулучали тот же ответ (слово в слово). Но и это не всё! Полкач с этой же просьбой подходил к комдиву и слышал ответ, который сам говорил комэскам. Про разговор комдива и Командующего ВА - не знаю, но вполне вероятно, что и там были подобные диалоги! Вот, что значит на политическом уровне принимать решение: любой ценой увеличить выпуск военных лётчиков! И из Борисоглебска выпускались ребята знающие, умеющие, желающие. Но по сравнению с другими выпускниками Борисоглебск выделяется далеко не в лучшую сторону.
4) Умиляет ваша надежда, что вы мне напишите то, с чем я не смогу согласиться, а у меня не найдётся слов, чтобы вам ответить!
Опуская ниже плинтуса
выпускников Борисоглебска, Вы напоминаете мне украинские СМИ (рассказывают как
все плохо в России, но не видят, или не
хотят видеть, что творится у самих) и Обаму, заявляющего об исключительности
амеров.
Порядочный командир, если что-то делается не
так, личным примером показывает, как надо делать, а иначе он балабол. И поэтому
вместо того что бы жаловаться ком. АЭ, ком. полка, комдиву, командующему лучше
бы просились инструктором в училище показать как надо обучать. Инструктор в училище – пешка и в отличие от
некоторых не жалуется, а делает все от него зависящее, выполняя команды, типа "…
Учите!"
С вас вообще обхохочешься: все должны, нет, просто обязаны просится инструкторами в лётные училища! А воевать кому, в случае чего? Вашим неумехам-лейтенантам? Каждый должен заниматься своим делом, которому обучен с лейтенантских времён: лётчики боевых полков совершенствовать свои навыки ведения войны с воздуха, лётчики-инструкторы - обучать мальчишек, делать из них лётчиков (или сказать недотёпе: это не твоё дело, ищи себе другую профессию)! И там, и там делать это хорошо, на самом высоком уровне, с предельной отдачей! А не рассуждать, как должен был поступать командир, по их мнению, "порядочный". Из полена сделать живого Буратино можно только в сказке! Я тоже напишу вам в пику: порядочный лётчик-инструкто...ЕщёНикто никого никуда не опускает. Это констатация фактов! Как говорили др. греки, "даже боги не могут сделать бывшее не бывшим"! Вместо того, чтобы щёки от обиды раздувать, взяли бы и рассказали о трудностях работы лётчика-инструктора. Но не здесь, а в новой теме.
С вас вообще обхохочешься: все должны, нет, просто обязаны просится инструкторами в лётные училища! А воевать кому, в случае чего? Вашим неумехам-лейтенантам? Каждый должен заниматься своим делом, которому обучен с лейтенантских времён: лётчики боевых полков совершенствовать свои навыки ведения войны с воздуха, лётчики-инструкторы - обучать мальчишек, делать из них лётчиков (или сказать недотёпе: это не твоё дело, ищи себе другую профессию)! И там, и там делать это хорошо, на самом высоком уровне, с предельной отдачей! А не рассуждать, как должен был поступать командир, по их мнению, "порядочный". Из полена сделать живого Буратино можно только в сказке! Я тоже напишу вам в пику: порядочный лётчик-инструктор должен не выпускать всех подряд ("Учите!" - чтобы их потом хоронили в строевых частях), а, не смотря ни на какой нажим, НЕ ВЫПУСКАТЬ неумех, летающих гробов! В некоторых случаях надо уметь сказать "Нет!"
Впоследствии Владимир Р-в стал профессиональным поэтом, продолжал писать свои замечательные стихи, выпустил множество книг, в т.ч. и о профессии лётчика, о полётах, о небе! Был членом Союза писателей СССР. Стал даже Почётным жителем гор. Чугуев. Но он не погиб, а прожил долгую жизнь! Это его стихи:
Возьми себя в руки, пацан, приземлись, –
Совет мой тебе – чем скорее, тем лучше!»
Как памятен вечер звездою падучей,
И как надломила нас всё-таки жизнь!
Подход на повышенной скорости! На команды РП не реагирует, в т.ч. и об уходе на 2й круг! Посадка чуть ли ни в центре ВПП! Выкатывается и убирает шасси! И всё только потому, что у него в полёте произошёл мелкий отказ!
ТАКИЕ "летчики" могут летать, только когда всё у них хорошо. Малейшее усложнение обстановки - всё, глаза - величиной с блюдце! Неуправляем!
И он мне здесь ещё что-то рассказывает!