Кумыки. История, культура, традиции. Часть вторая
Кумыкский быт по сей день хранит черты, напоминающие о традициях предков. Например, любопытно описание приготовления пищи у половцев (о нём поведали арабские путешественники). Любой кумык и сегодня узнает в этих рецептах свои национальные блюда. Например, тесто тонко раскатать, порезать на мелкие квадраты, а потом сварить в бульоне и съесть, предварительно сдобрив кислым молоком с чесноком. Это блюдо у кумыков называется хинкал. И его готовят точно так же, как и тысячу лет назад.
Хлеб кумыки пекут тоже как половцы – в печи, из кислого теста. Никто из народов Дагестана такой хлеб не делает. Ещё тысячи лет назад степняки готовили чуду – так до сих пор называется особый кумыкский пирог с творогом или с сыром, или с травой. Для его изготовления по-прежнему «ничего не надо, кроме воды, соли и теста». Кумыкская национальная кухня очень простая и сытная, образ жизни а степи требовал от людей именно такой – спартанской – кухни.
Кумыкские селения имеют строгую «квартальную» планировку. В каждом квартале живёт либо один род, либо люди одного сословия, либо одной национальности. По крайней мере так было до недавнего времени. У северных кумыков селения назывались «юрт», а у южных – «кент» (на картах Дагестана ещё сохранилась прежняя история: Хасавюрт, Бабаюрт, Каякент, Янгикент...). В них были еврейские и талышские кварталы. Евреи занимались торговлей и мелким ремесленничеством, а талыши всегда считались лучшими мастерами-огородниками на Кавказе.
***
Преобладала так называемая односторонняя застройка, улицы закладывались прямыми и ровными. Хозяйственные постройки принято было размещать в глубине двора, а на первый план выходил либо сам дом, либо сад. Поэтому кумыкские селения выглядели исключительно опрятно. Правда, изысканностью в архитектуре кумыки не отличались никогда. Основным строительным материалом у северных кумыков был саман – необожжённый кирпич из глины и соломы.
У южных кумыков в ходу был природный камень, который обычно использовали необработанным. Исключение, пожалуй, составляло только селение Тарки – столица! – где жил прежде кумыкский шамхал, верховный правитель. К сожалению, современные варвары разрушили все прекрасные здания, которые ещё недавно приводили в восхищение людей. О таких постройках XVII-XIX веков, как дворец Шамхал-Шаха-Вифи, ханский дворец и других произведениях зодчих можно судить лишь по восторженным отзывам современников.
***
Внутреннее убранство кумыкского двора и прежде и теперь говорит о том, что на первом месте в быту стоит практичность и удобство, а лишь затем – красота. Дом принято было делить на две части. Первая, рабочая, называлась «тавчу», она убиралась без затей. Над очагом висел медный котёл, топили по-чёрному, поэтому в потолке дома полагалась дыра – дымоход. И под эту дыру принято было на ночь ставить таз с водой, чтобы злоумышленник не бросил горящую головню или не проник в дом. Сейчас в кумыкских домах тавчу совершенно другая – современная, однако привычка на ночь ставить таз с водой или оставлять включённым свет кое-где, говорят, сохранилась. На всякий случай! Печи для выпечки хлеба принято было ставить во дворе. Такие «уьй печ» в селениях выкладывали одну на несколько семей, но семей обязательно только из своего квартала.
Другая половина дома отводилась под жильё. И чем больше был дом, тем больше была эта половина, в которой самая лучшая комната называлась кунацкой. Такова сложившаяся вековая традиция, на которую обратили внимание ещё арабские путешественники в средневековье. Прежде на полу выстилали ковры, обычно тонкие, безворсовые, которые в Дагестане делали только кумыкские мастерицы. На полу кумыки и ели, и спали. В каждом доме существовал целый ритуал раскладывания постелей, укладывания матрацев, одеял и подушек. Этим занимались только женщины. Да и вообще, обязанности по дому всегда делились очень строго. На мужчину ложилось, как правило, всё то, что делается вне дома и вне двора. Всё, что внутри дома, – это удел женщины. Особенно посуда, которой прежде придавалось почти культовое значение.
***
В доме крепились специальные полки для посуды. Отдельно для фарфоровой – праздничной и повседневной – и для медной. В простых семьях символом богатства считалась именно медная посуда, порой она заменяла деньги: чем больше её было, тем уважаемей становилась семья. По количеству медной посуды судили о невесте. На стене в доме иногда от пола до потолка висели всевозможные изделия из меди. Украшать жилища принято было и оружием...
***
Лишь к концу XIX века в быт кумыков начала проникать европейская культура и до неузнаваемости изменила прежнюю жизнь. Бесполезно искать сейчас, например, даже элементы национальной одежды у кумыков. Разве что женщины, особенно немолодые, ещё кое-что сохранили в одежде от прежних времён. Например, платки. Кумыкский национальный платок – это тончайшее произведение искусства. Так же, как папаха, форма которой, отделка могли многое рассказать посвящённому человеку о хозяине... Теперь всё это – история, как и неброские украшения, как и кинжалы, прежде обязательные для любого уважающего себя мужчины.
Дешт-и Кипчак – Половецкое Поле – окончательно перестал существовать после азовских походов Петра I. Тогда началось массовое обрусение половцев, болезненное, как все процессы такого рода. Потомки древних кипчаков – то есть значительная часть современного населения Центральной России – живут, не подозревая о своей недавней истории (всего-то два века!), о своих культурных и генетических корнях, которые питали и всегда питают любой народ.
Кандидат экономических наук М. Аджиев.