У казахов немере (внуками) называются только дети от сыновьей, а дети дочери называют жиен. Это правило обосновано, тем понятием, что род и этническая принадлежность у нашего народа, как и у многих других, определяются по мужской линии. Таким образом, продолжателями рода являются немере (дети от сыновей), а дети дочерей – это продолжатели рода ее супруга, родителям жены они приходятся не немере, а жиен. Некоторые наши современники считают, что подобным образом они обижают своих дочерей, якобы «жиен» означает родственную степень ниже, чем «немере». Что, конечно, не так. Жиен обладает даже более привилегированным положением, чем немере. Когда жиен приезжает родственникам матери (нағашыларына) его принято всячески ублажать, исполнять все их пожелания, их нельзя наказывать (жиенге сот жоқ). Любую понравившуюся вещь, неважно дорогая она или единственная, подарят жиену. Казахи считают, что выходя замуж, дочери тем самым сближают свои семьи, с другими казахскими аулами, родами. Такое понимание традиции «жиендік» имеет глубинный философский смысл и заключает в себе социальный аспект, ведь этот демографический институт обьединяет народ, укрепляет его единство. Поэтому, у казахов всегда считалось, что замужняя дочь со своей новой семьей для своих родных и близких, для своего аула и своего рода – уважаемый человек, ее и ее детей всегда принимали как почетных гостей. Источник: Айшуак Умбетали
    26 комментариев
    403 класса
    ⚜️ Дəстур тобы Админ Медиханова Сабина 🍒⚜️
    8 комментариев
    819 классов
    talantty_tanytayk_1710564716008.mp4
    8 комментариев
    183 класса
    10 ОБЫЧАЕВ, КОТОРЫЕ ДОКАЗЫВАЮТ, ЧТО КАЗАХИ — САМЫЙ ГОСТЕПРИИМНЫЙ НАРОД. ________________________________________ ◇ 15.08.2019 Ат мінгізіп шапан жабу. Дорогому гостю, батыру и просто уважаемому человеку раньше дарили коня и накидывали на плечи чапан. Этот обычай гостеприимства продолжает жить и в наши дни. Бата. Бата — благословение перед дальней дорогой, испытаниями, благодарность за угощение, гостеприимство и доброту. Благословение обычно произносят старшие по возрасту аксакалы. Белкотерер. Эта традиция служит примером заботы о родителях и пожилых людях. Дети, соседи и близкие люди готовят и приносят вкусное угощение для пожилых людей: қазы, сливочное масло, жент, кумыс, творог, мед. Бес жақсы. Дословно переводится как «пять ценных вещей». К ним относятся: верблюд, быстроногий скакун, дорогой ковер, алмазная сабля, соболья шуба. Бес жақсы дарили уважаемым и почитаемым людям. Ерулик. Угощение для недавно переехавших соседей. Новоселов приглашают в гости, чтобы они быстро освоились на новом месте. Жылу. «Жылу» от слова «жылы» — «тепло» — проявление человечности, доброты, сочувствия. Людям, пережившим стихийные бедствия, несчастья, принято оказывать материальнуюи моральную поддержку. Для этого не обязательно быть родственником или близким. Обычно люди делились скотом, жильем, одеждой и пищей. Қонақасы. «Қонақасы» появилось из двух слов — «қонақ» — «гость» и «ас»— «угощение». Встретить гостя с почетом и угостить его — знак щедрости для казахов. Все самое вкусное всегда хранили для гостей, которых делили на три вида. «Арнайы қонақ» —специально приглашенный, «қудайы қонақ» — случайный путник, «қыдырма қонақ» — нежданный гость. Қонаққаде. Қонаққаде — это испытание гостя в искусстве, а также залог веселого застолья. Хозяин дома может попросить гостя выполнить қонаққаде, то есть спеть песню или прочесть стихотворение. Для этого казахи с ранних лет учат детей петь, слагать стихи и играть на музыкальных инструментах.  Көрімдік и байғазы. Подарок, который дают за увиденных впервые молодую невестку,новорожденного ребенка или верблюжонка. «Көрімдік»произошло от слова «көру» — «смотреть, видеть». С помощью традиции Көрімдік родственники и все близкие люди выражают добрые намерения.  Көрімдік и байғазы — это разные понятия. Көрімдік дается за людей или животных, а байғазы — за обновку или другие вещи и предметы. Шашу. Во время радостных событий на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Казахи верят, что сладости, подобранные во время Шашу, приносят удачу. Источник: bilu.kz
    1 комментарий
    41 класс
    8 казахских традиций, которые уже не соблюдаются. Многие из нас знают о традициях нашего народа, но часто мы их уже не соблюдаем. Поэтому МЫ решили вспомнить о некоторых из них. Ерулик Ерулик — это угощение для новых соседей, новоселов. Их приглашают к себе в гости, чтобы они быстро привыкли к новой среде. Ерулик должен сблизить соседей. Это угощение готовится из мяса конины, казы-карта, жал-жая или баранины. Ат тергеу У казахов женщина не должна называть родственников мужа по именам. Его братьям и сестрам она должна придумать ласковые прозвища. Невестки своих новых родственников обычно называют «мырза қайнаға», «бай атам», «би аға», «тентегім», «еркежан», «шебер шешей», «ақ әже», «сырғалым», «шашбаулым». Құрсақ той Құрсақ той, құрсақ шашу — это казахский народный обычай, согласно которому счастливая свекровь, которая узнала, что ее невестка в положении, приглашает близких родственников, соседей и накрывает богатый дастархан. Цель этого мероприятия — празднование и внимание к беременной невестке. Взрослые дают девушке бата, а подруги, снохи делятся своим опытом. Жарыс қазан Пока роженица мучается в дородовых схватках, ее близкие родственники, в основном, это женщины, должны сварить в казане мясо для гостей. Считается хорошей приметой, если роженица родит ребенка раньше, чем закипит казан. Сүйек жаңғырту Если сваты повторно становятся сватами, кудалык продолжают дальше, и это называется сүйек жаңғырту. Этот обычай выполняется с согласия девушки и парня. Селт еткізер Перед каким-нибудь торжеством девушки дарят парням, которые им нравятся, блюдо Ұйқыашар. А парни в ответ дарят украшения или что-нибудь приятное. Абысын асы Раньше без разрешения мужей снохи не могли позволить себе развлечения. Когда мужчины отправлялись на той, на айт в ауле оставались одни женщины. Тогда они устраивали для себя пир: варили вкусное мясо, ставили чай в самоварах, пели, шутили, секретничали, советовались. Это проявление единства, дружбы казахских женщин. «Абысын асы» объединяло и сближало женщин. Асату Обычно аксакалы своими руками берут с табака остатки бешбармака и дают его детям. Раньше дети ходили возле дома, который принимал гостей и ждали, когда их угостят. Писатель Сабит Муканов пропагандировал этот обычай в своих произведениях.
    6 комментариев
    182 класса
    ⚜️ Дəстур тобы Админ Медиханова Сабина 🍒⚜️
    1 комментарий
    142 класса
    ⚜️ Дəстур тобы Админ Медиханова Сабина 🍒⚜️
    6 комментариев
    80 классов
    ⚜️ Дəстур тобы Админ Медиханова Сабина 🍒⚜️
    8 комментариев
    191 класс
    ⚜️ Дəстур тобы Админ Медиханова Сабина 🍒⚜️
    1 комментарий
    18 классов
    На нее не натянешь хиджаба Слишком ярок в глазах этих свет. Не понять угрюмым арабам, Что степнячки свободнее нет! Не понять смурным бедуинам, Запихавшим женщин в мешки, Как прекрасна эта картина- Лик открытый в открытой степи! Не понять полумесячным маврам, Гордой лебеди страстный полет! У кого вместо Женщины - бабы, Никогда ничего не поймет... Арман Нурмуханбетов
    3 комментария
    110 классов
577256658376

S M

⚜️ Дəстур тобы Админ Медиханова Сабина 🍒⚜️
#поэзия Хроники времён Томирис Посвящается подруге моей Сауле Данияровой *** У племени сарматов - массагетов Не ты ль была царицей Томирис? Сиял, как снег на Алатау летом, Не на твоей ли юрте белый плис? Не знающий, как ты в бою, отпора, Нёс ветер к Тенгри войлок облаков. Степь пахла, словно праздничное торе, Кизячным сытым дымом очагов. Не ты ль была с непримиримым нравом Воительницей древних тех времён? И не тобой ли в схватке для расправы Персидский полководец Кир пленён? Узун-кулак хранит молву степную, Что твой колчан был полон стрел всегда. Легендой сделав женщину земную, О том кобыз пел - слушала орда. Кто предки наши: масагетты-скифы? Крест шанырака не расп
577256658376

S M

У казахов немере (внуками) называются только дети от сыновьей, а дети дочери называют жиен. Это правило обосновано, тем понятием, что род и этническая принадлежность у нашего народа, как и у многих других, определяются по мужской линии. Таким образом, продолжателями рода являются немере (дети от сыновей), а дети дочерей – это продолжатели рода ее супруга, родителям жены они приходятся не немере, а жиен. Некоторые наши современники считают, что подобным образом они обижают своих дочерей, якобы «жиен» означает родственную степень ниже, чем «немере». Что, конечно, не так. Жиен обладает даже более привилегированным положением, чем немере. Когда жиен приезжает родственникам матери (нағашылары
Показать ещё