В совместном проекте ВДНХ и Департамента культурного наследия города Москвы рассказываем и показываем, как преображается знаменитая скульптурная группа.
История нынешних «Тракториста и колхозницы» начинается в 1939-м, в год открытия ВСХВ. У первой версии скульптуры не было облицовки, она стояла на башне около тогдашнего Главного павильона и называлась «Колхозник и колхозница». К новому открытию Выставки в 1954-м ее воссоздали уже на арке Главного входа. Изменился не только масштаб скульптуры — раньше ее высота составляла 13 метров, а теперь 8,65 метров — но и внешний декор: обновленные «Тракторист и колхозница» засверкали смальтой, а сноп пшеницы покрыли позолотой. Поменялись и некоторые детали: мужчина держит сноп обеими руками (раньше одна рука была на талии колхозницы) и одет в пальто; левая рука женщины направлена немного ниже и стилистика ее одежды так же претерпела изменения. В целом их силуэт стал более стремительным и теперь сильнее напоминает «Рабочего и колхозницу» Веры Мухиной.
До реставрации «Тракторист и колхозница» находились в аварийном состоянии: на некоторых участках требовалась замена смальты, бетонное основание скульптур нуждалось в укреплении, а сноп практически полностью лишился позолоты (подробнее читайте в предыдущем выпуске проекта: https://goo.gl/nsqTFf ). «Автор скульптурной композиции, Сергей Михайлович Орлов, предложил необычную технологию облицовки бетонной основы смальтой — рисунок и выкладка разнородные, где-то смальтины более светлые, а где-то более темные. Похожий прием он использовал в павильоне «Земледелие» для усиления монументального образа скульптур. Однако там на статуях девушек применялись не только оттенки золотого, но и другие цвета, например, для отделки головных уборов, а также в оформлении поверхности платьев. На «Трактористе и колхознице» реставраторам удалось сохранить максимальное количество исторической смальты. Также можно заметить, что смальта выложена не хаотично, а в определенном движении — таким образом, у скульптуры появляется объем в складках одежды, в поднутрениях, и ее облик становится более динамичным», — рассказывает Юлия Логинова, советник руководителя Департамента культурного наследия города Москвы и куратор реставрационных работ на ВДНХ.
Вероятно, не каждый обращал внимание на материал снопа, который держат тракторист и колхозница. Можно подумать, что и он сделан из бетона, однако такая конструкция оказалась бы слишком тяжелой. На самом деле он выполнен из сваренных между собой листов выколотной меди. Перед реставрацией с той стороны, где сноп держит женщина, зияла двухметровая дыра — теперь этот фрагмент восстановлен. Также почти полностью была утрачена позолота. Сейчас сноп почти такой же нарядный, как и в момент постройки: реставраторы выполнили около 70% работ по золочению.
Еще одна интересная деталь касается подиума скульптурной группы. Во время обследования реставраторы обнаружили, что когда-то он был облицован смальтой: так же выглядят основания скульптур на крыше павильона «Земледелие». «После реставрации подиум «Тракториста и колхозницы» будет очень хорошо читаться. Он будет давать визуальную отбивку, как бы отсекать скульптуру от самой арки: это сделает архитектурный образ входной группы более выразительным и монументальным», — отмечает Юлия Логинова.
Подробнее об истории арки Главного входа читайте на нашем сайте: http://vdnh.ru/map/5128/ #ВДНХ #возрождениеВДНХ #Мосгорнаследие #историяВДНХ #реставрация
https://vk.cc/cnWFDa С 9 по 11 мая в течение всего дня вокруг площади Промышленности ( https://vk.cc/cwDQT7 ) будет курсировать состав «Эшелон Победы» — графический поезд, в окнах которого появятся фотографии героев войны ❤
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1