КЛАВДИЯ ИВАНОВНА ШУЛЬЖЕНКО - выдающаяся женщина,популярная советская эстрадная певица, актриса. (1906 — 1984). Оставила о себе память,как Патриот Отечества с Большой буквы.
В первые дни войны добровольно вступила в РККА.Все годы она выступала на передовых линиях фронта.Она давала концерты в блокадном Ленинграде и на Ленинградском фронте.Постоянно выступала в разных госпиталях,давая концерты для раненых бойцов.
Часто Шульженко давала концерты прямо в цехах на прифронтовых промышленных предприятиях,на которых ковали оружие Победы.Поднимала дух советского народа,мужественно помогающего фронту.
За заслуги перед Отечеством в трудное для него время, Клавдия Шульженко была отмечена наградами и званиями Заслуженной артистки РСФСР и в 1971 году Народной артистки СССР.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЛЕГЕНДАРНОЙ ПЕСНИ Клавдия Ивановна стала одной из знаменитых исполнительниц советской вальсовой песни "СИНИЙ ПЛАТОЧЕК".
Всё началось с польского эстрадного коллектива под названием «Голубой джаз». Музыканты его вынуждены были бежать из родной Польши в 1939 году, когда набравшая обороты фашистская машина грозила войной всему свободному миру. Не забросив на чужбине своё любимое дело, артисты дали несколько концертов в Минске, Львове, Белостоке и ещё нескольких городах, а затем поехали выступать в столицу.
Именно в московском саду «Эрмитаж» оценил польских музыкантов поэт Яков Маркович Галицкий. Услышав, как композитор и пианист оркестра Ежи Петербурский исполняет на пианино красивую лирическую зарисовку, Галицкий постарался удержать в голове мелодию и вскоре быстро набросал на неё текст о «синем платочке, падающем с опущенных плеч». Как только концерт закончился, Галицкий связался с музыкантами и предложил им уже готовый текст, который они с радостью приняли. Уже на следующем выступлении «Синий платочек» был исполнен солистом «Голубого джаза» по имени Станислав Ляндау.
Песня быстро распространилась по эстраде. В свой репертуар её взяли многие известные артисты СССР: Михаил Гаркави, Лидия Русланова, Вадим Козин.
В военное время песня претерпела определённое преображение. Как и многие другие лирические произведения, эта композиция не призывала к бою, но напоминала солдатам о мирных временах, свободе и спокойствии, за которые им приходилось бороться. Одной из знаменитых исполнителей «Платочка» стала молодая певица Клавдия Шульженко, которая со своим мужем Владимиром Коралли давала концерты на фронте. Зимой 1942-го судьба свела её с лейтенантом Михаилом Максимовым, который, по одной из версий, предложил ей авторский вариант текста на полюбившуюся солдатам композицию. Изменения коснулись, по большей части, только концовки песни: в ней нашла отражение патриотическая тематика и борьба советского народа с фашизмом. Согласно другой версии, Шульженко сама попросила лейтенанта изменить текст в соответствии с её желанием сделать песню более «боевой». "СИНИЙ ПЛАТОЧЕК". Помню, как в памятный вечер Падал платочек твой с плеч, Как провожала и обещала Синий платочек сберечь.
И пусть со мной Нет сегодня любимой, родной, Знаю, с любовью ты к изголовью Прячешь платок дорогой.
Письма твои получая, Слышу я голос родной. И между строчек синий платочек Снова встает предо мной.
И часто в бой Провожает меня облик твой, Чувствую, рядом с любящим взглядом Ты постоянно со мной.
Сколько заветных платочков Мы сохраняем с собой! Нежные речи, девичьи плечи Помним в страде боевой.
За них, родных, Желанных, любимых таких, Строчит пулеметчик за синий платочек, Что был на плечах дорогих.
Кончится время лихое, С радостной вестью приду, Снова дорогу, К милой порогу Я без ошибки найду...
И вновь весной Под знакомой ветвистой сосной. Милые встречи, Нежные речи, Нам возвратятся с тобой.
Шульженко исполняла её фактически на каждом концерте, часто выходя на сцену с шёлковым платком синего цвета в руках.
Основатель одного из самых известных театров - Московского театра "Современник", а с 1970 года художественный руководитель МХАТ имени М. Горького, он не переставал играть на сцене и в кино. О своем творческом пути и работе над ролями рассказывает актёр и режиссёр, народный артист СССР Олег Ефремов. Драматург Виктор Розов характеризует Ефремова как актёра большого масштаба, а народный артист СССР Михаил Яншин - как актёра "мхатовского направления в лучшем понимании этого слова". В фильм включены сцены из спектаклей Московского театра "Современник" - "Вечно живые" по пьесе В.Розова, "Декабристы" по пьесе Л.Зорина и "Назначение" по пьесе А.Володина, МХАТ имени
Комментарии 4