АЛЕКСЕЙ МАКАРОВИЧ СМИРНОВ.
( 28.02.1920 — 0.7.05.1979)
Замечательный советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР.
УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.ОРДЕНОНОСЕЦ
Одно из немногих фото Смирнова, где он запечатлён со своими боевыми наградами.
На груди Алексея Макаровича: слева — орден «Красной звезды»,
справа в ряд — два ордена Славы II и III степеней,
медаль «За Отвагу»,
медаль «За боевые заслуги»,
медаль «За оборону Москвы» (вероятно),
медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг»
и медаль «За освобождение Праги».
Лето 1954 года. Ленинградский театр музыкальной комедии гастролировал в городе Капустин Яр..
После спектакля актёры отправились на пикник. В лесу, недалеко от армейской части, они заметили у костра отдыхающих военных. Неожиданно один из артистов вышел вперёд. Строевым шагом подошёл к офицерам. Вытянулся по струнке и чётко отрапортовал:
— Товарищ маршал Советского Союза, разрешите доложить. Лейтенант Алексей Смирнов!
Георгий Константинович Жуков, а это был именно он, протянул актёру руку и переспросил:
— Смирнов? Актёр? Слышал, слышал. Обязательно приду на ваш концерт.
Так, спустя почти десять лет после окончания войны, актёры театра музыкальной комедии узнали о боевых заслугах коллеги — Алексея Макаровича Смирнова.
«— В ставке Гитлера ходят упорные слухи, что некоторых советских соколов некоторые несознательные механики перед боевым вылетом крестят.
— В ставке Гитлера все малахольные.».
Во время Великой Отечественной войны Алексей Смирнов служил в 159-м миномётном полку. Прошёл путь от рядового до лейтенанта. Командовал боевым взводом.
За храбрость и отвагу был отмечен многими боевыми наградами. В их числе: ордена «Славы» и «Красной звезды», медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
По словам очевидцев в рукопашном бою Алексею Смирнову не было равных. Высокий, богатырского сложения, одним ударом он мог уложить вражеского солдата.
«— Если я встану, ты у меня ляжешь.».
Летом 1944 года противник атаковал взвод Смирнова. Когда закончились снаряды, Алексей Макарович первым бросился в рукопашную. Неприятель был отброшен. Лейтенант Смирнов лично взял в плен 7-х гитлеровцев!
В 1945-м его возвращения в Ленинграде с нетерпением ждала любимая девушка Лидия Маслова. Однако сам солдат не чувствовал радости от предстоящей встречи. Тяжёлое ранение лишило его надежд на то, что когда-нибудь у него будут наследники. Страх испортить жизнь человеку, которого он любил больше всего на свете, заставил его принять решение – порвать все отношения.
Лидия Ивановна вспоминала: "Я на скорую руку испекла яблочный пирог и побежала к Смирновым. Ведь я столько лет его ждала! Я знала, что Леша жив, он мне каждый месяц весточку с фронта отправлял. Так вот, открыла я дверь в комнату - и остолбенела. Леша даже не поднялся с кровати. «А, это ты, - лениво повернулся он в мою сторону. – Ну, как дела?» Я так и застыла на месте. "Лешка, я тебе пирог принесла" – "Да не хочу я твоего пирога, и вообще, кто тебя звал?!!" - вскипел он".
Слова возымели нужный эффект: девушка выбежала из комнаты. А Алексей машинально сел за стол, выпил стакан водки залпом, закусил пирогом и заплакал. Матери он так и не назвал причину расставания с Лидой. "Никакой свадьбы не будет! Никогда!
И не спрашивай меня больше об этом", - сказал он.
Через два года Лидия Ивановна вышла замуж. На свадьбу, которую отмечали во дворе дома, гуляли все соседи, кроме Смирновых. Алексей тогда просидел несколько часов у окна, а на следующий день Лидия обнаружила у дверей своей квартиры букет цветов и конверт, в котором были два обручальных кольца с запиской "Будь счастлива". О причине всего происшедшего она узнала только много лет спустя.
Алексей Смирнов так и не смог создать семью. Режиссёр Ролан Быков рассказывал, что в перерывах между съемками его можно было найти только в окружении ребятишек, которые липли к нему, как к Деду Морозу, а он самозабвенно вырезал для них деревянные фигурки.
Эти и другие игрушки он относил в дом-интернат для детей-инвалидов. Здесь Смирнов стал опекать тихого, замкнутого мальчика Ваню. Все попытки усыновить ребенка оказались неудачными: сотрудники различных инстанций объясняли отказ тем, что актер слишком загружен работой. Мальчик Ваня потом, уже став взрослым, пытался найти своего несостоявшегося "папу". Подаренную ему деревянную игрушку он хранил всю жизнь...
До конца жизни Алексей Смирнов прожил с мамой в одной комнате ленинградской коммуналки. Никогда ничего не просил, ни на что не жаловался.
Конечно, как и любой комедийный актёр, мечтал о драматической роли. Сыграл ее только однажды – в фильме своего друга Леонида Быкова "В бой идут одни старики".
Друга, смерть которого он не пережил: вскоре после автокатастрофы, в которой погиб Леонид Быков, не стало и Смирнова - он умер от разрыва сердца.
Известие о смерти Быкова застало его после выписки из больницы,в которой он лечился долгое время.Кроме Леонида Быкова его там никто не навещал.Актёр с любовью и большим уважением относился к режиссёру.
После такого страшного известия
Смирнову вновь стало плохо, его забрали в больницу, где он скончался.
Алексей Смирнов умер за два дня до празднования Дня Победы, 7 мая, в возрасте 59 лет. Похоронили его на Южном кладбище в Санкт-Петербурге.
"Он закончил горько, одиноко, - говорил Ролан Быков. - Приуменьшать его вклад очень самонадеянно и глупо, это все равно что с презрением относиться к реке, уважая только океан. Это довольно чистая река. Он типичный пример Лицедея. Место, которое он занял, было вакантно до него и остается таковым поныне. Наверное, закономерно, что он так рано умер, не выдержав этой жизни, этого одиночества, этой неприкаянности. Он ничего не видел, кроме кино, кроме съемочной площадки, сырой простыни и гостиницы..."
Основатель одного из самых известных театров - Московского театра "Современник", а с 1970 года художественный руководитель МХАТ имени М. Горького, он не переставал играть на сцене и в кино. О своем творческом пути и работе над ролями рассказывает актёр и режиссёр, народный артист СССР Олег Ефремов. Драматург Виктор Розов характеризует Ефремова как актёра большого масштаба, а народный артист СССР Михаил Яншин - как актёра "мхатовского направления в лучшем понимании этого слова". В фильм включены сцены из спектаклей Московского театра "Современник" - "Вечно живые" по пьесе В.Розова, "Декабристы" по пьесе Л.Зорина и "Назначение" по пьесе А.Володина, МХАТ имени
Комментарии 2