“ПУСТЬ ГОВОРЯТ” “LET THEM ALL TALK”/2020 г.
Режиссер Стивен Содерберг
Название фильма меня смутило.
Как истинная old-granny, я великолепно помню музыкальную душещипательную мелодраму с прекрасноголосым певцом Рафаэлем - именно с таким названием - “Пусть говорят”/1968 год.
Но.
Буквально зажатая между двумя кинематографическими монстрами, - шестьюдесятью сериями “Петербургских тайн”, превращающихся к финалу в столб вместо стройной сосны, и тринадцатью сезонами (сидеть-бояться!) великолепного Эркюля Пуаро, я, ткнув как-то наугад в ностальгически знакомое название, просто выпала из действительности на медленных полтора часа.
Знаковое имя Мэрил Стрип, не нуждающейся в представлении, сыграло свою роль, как и имя режиссера Стивена Содерберга.
Я, поверьте, невероятно далека от почетного звания киномана и киноведа...мало того - я зритель старый, капризный, крайне переборчивый и угодить мне очень трудно.
История...ну, история.
Дама в летах, талантливая романистка Элис Хьюз (Мэрил Стрип) получила престижную писательскую премию и должна поехать в Британию на торжественное вручение.
Поскольку она не может лететь самолетом (бывает), ее молодая литературная агентесса вместе с маститым редактором - оба заинтересованы в сведениях о новом грядущем романе Элис Хьюз, - устраивают автору дорогую поездку на круизном лайнере “Queen Mary-2”.
О, этот круизный лайнер - забегая вперед - истинная сказка!
И если бы у туристических фирм был недостаток в рекламных красотах, большие фрагменты этого фильма могли бы служить прекрасной иллюстрацией в глянцевых проспектах…
В эту поездку романистка приглашает двух близких подруг.
Близких?
С одной из них, Робертой (Кэндис Берген) Элис не виделась тридцать пять лет.
С Робертой случился однажды по молодости некий романтический улет. Роберта неосторожно поделилась своей историей с подругой, тогда дебютирующей писательницей, а Элис в свою очередь написала роман “Ты всегда, ты никогда” на этот драматический сюжет.
Да не просто роман, а произведение, ставшее бестселлером и принесшее автору заслуженную литературную славу.
Но обманутый муж, - а дама была замужем, - узнав в главной героине свою непутевую супругу… дальше понятно.
Потеряв свое финансовое благополучие, утратив розовую романтику Роберта была буквально выброшена на обочину красивой жизни. Теперь она предлагает дорогое дамское белье папикам для их молодых подружек. И выслушивает от очередной покупательницы надменное: “Это не цвет чирок (teal), это павлиний цвет (peacock color)! Я дизайнер, я вам сейчас объясню разницу…”
Роберту не оставляет надежда получить реванш...а может, не реванш, а некое личное счастье.
Или просто-напросто короб из-под бананов, полный денег.
А пока она предлагает подруге-романисту свою историю прошедших тридцати пяти грустных лет, но не задаром. За треть от прибыли будущей книги.
А другая подруга, Сьюзон (Дайэнн Уист) говорит:”Тридцать лет не виделись, с момента смерти моего мужа”.
И при этом подозрительно много знает о ядах…
В морском вояже, явно наслаждаясь роскошной обстановкой, Сьюзон намеренно знакомится с путешествующем здесь же модным писателем-детективщиком, желая продать свои специфические познания, желательно подороже.
Такие вот подруги.
Каждая в своих жизненных перипетиях, в своих финансовых возможностях, в своих понятиях о нравственности.
И в своем классе, только класс этот уже не колледжный.
Совершенно замечательное трио, совершенно великолепные старухи - Мэрил Стрип, Кэндис Берген и Дайэнн Уист.
Мэрил Стрип под силу - по старинному выражению - талантливо сыграть даже телефонный справочник.
Она совершенно не боится быть в кадре старой, не боится быть (спойлер!) мертвой в финале.
Без тени лишней скромности, даже слегка кокетничая, она говорит о мужчине, каждое утро покидающем ее каюту-люкс: ”Это тот, кто каждый день дарит мне надежду”.
Конечно, подруги по умолчанию принимают его за любовника.
На самом деле все гораздо трагичнее, потому что человек этот - доктор, негласно сопровождающий Элис Хьюз в поездке.
Это фильм нельзя смотреть просто так, под чай/кофе.
Снятый в модной языковой balbutier стилистике, имитирующей хаотичное течение речи, он требует пристального внимания зрителя.
В прихотливо перетекающие диалоги надо вслушиваться, слушать и слышать.
Все биографические, психологические, душевные острия, зацепки, на которые накинуто волшебное покрывало действия завораживают своей отменной неспешностью и финальным трагизмом.
О подругах…
Чем каждый из нас может похвастаться спустя тридцать или того больше - тридцать пять лет?
Всех нас разводит жизнь - в моральном, материальном, нравственном, - во всех мыслимых смыслах. Для всех одинаково случаются горечь утрат, крах отношений, полное разобщение и непонимание.
Камерный - несомненно.
Медленный? а куда спешить...
Нарочитую небрежность в исполнении может позволить себе режиссер с истинно мировым именем - Стивену Содербергу положено быть на голову умнее своего зрителя.
..и пусть они все говорят, говорят…
“LET THEM ALL TALK”/2020 г.
Режиссер Стивен Содерберг
Текст Ирина Черкасская