Художники, рисуя определенные типажи в определенных обстоятельствах, для большей выразительности прибегают к преувеличению отдельных черт внешности человека или манеры его поведения. Иными словами, карикатуристы, изображая своих «героев», «нагружают» на их подлинные качества еще и комические. В сюжете карикатуры соединяются реальное и фантастическое — конкретные лица вдруг становятся похожими на фрукты, растения, насекомых или превращаются в двуликих, многоруких, сохраняя при этом свою узнаваемость.
Карикатура как вид искусства появилась давно и получила распространение во всех странах. История карикатуры в России начинается с народных лубков XVIII века, носивших не только бытовой, религиозный, но и сатирический характер. Но это были только ростки настоящей профессиональной карикатуры, которая получила признание лишь в XIX столетии.
Во время Отечественной войны 1812 года разгорелась целая карикатурная кампания против французского императора Наполеона I и солдат его армии, причем к жанру обращались профессиональные художники академической выучки. Известнейшим автором сатирических образов был выпускник Академии художеств, скульптор, рисовальщик, гравер Иван Иванович Теребенёв (1780–1815). Его рисунки осмеивали врага, делая его маленьким и забавным, ибо, «что смешно, то не может быть опасно».
Первые антинаполеоновские карикатуры появились уже через полмесяца после начала войны. Подобные произведения создавались и в 1813–1814 гг. — в годы заграничных походов. Всего в период с лета 1812 по начало 1815 года разными художниками было создано около 240 карикатур. Они создавались главным образом в технике гравюры, раскрашенной акварелью. Раскрашенные оттиски расходились по стране: каждая гравюра печаталась тиражом в 200–300 копий. После победы над Наполеоном и его отречения поток антинаполеоновских карикатур постепенно иссяк.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев