Василий III вступил на царство в 1505 году и продолжил политику своего отца по укреплению государства. При нем завершилось объединение Руси вокруг Москвы, были присоединены Псков, Смоленск и Рязань.
В 13 зале постоянной экспозиции музея представлена надгробная икона Василия III, находившаяся в Архангельском соборе Московского Кремля — древней усыпальнице московских великих и удельных князей, а позже — царей. Это древнейший в ряду многочисленных княжеских и царских образов.
Икона поступила в музей в 1894 году по решению протопопа Архангельского собора, обеспокоенного судьбой реликвий. В дневнике одного из отцов-основателей ГИМ И. Е. Забелина сообщается, что протопоп просил принять парсуны великих князей и царей «ибо они ветшают, и держать их в сохранности у собора нет никаких средств и способов».
Надгробные иконостасы у царских гробниц включали иконный портрет умершего, его патрональную икону — образ соименного ему святого, мерную икону, и так называемые гробовые иконы, приносившиеся с гробом и остававшиеся в храме на память о покойнике.
Святитель Василий Великий и великий князь Василий Иоаннович изображены в молении образу Богоматери «Знамение». Иноческое имя «Варлаам» указывает на то, что образ создан после смерти великого князя, который был пострижен в честь преподобного Варлаама Хутынского перед самой кончиной. Исследователи единодушно относят дату создания иконы к 1530-м гг., считая заказчиками Елену Глинскую и Ивана Васильевича.
Вокруг головы великого князя помещен нимб — эта иконографическая особенность восходит к византийской традиции изображения василевса. Имя святого, изображенного слева, до сих пор является предметом дискуссий.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
Спасибо, очень интересно!!!