История нашего знаменитого сериала про Шерлока Холмса и доктора Ватсона началась со сценария. Юлий Дунский и Валерий Фрид однажды пришли на «Ленфильм» в творческое объединение телевизионных фильмов и положили на стол главного редактора Аллы Борисовой сценарий, который никто не заказывал. Это была их личная инициатива - экранизировать два ранних произведения Артура Конан Дойла «Этюд в багровых тонах» и «Пёстрая лента».
Игорю Масленникову, который не был большим поклонником детективной литературы, этот сценарий понравился. Понравился тем, что он имел одну важную особенность. Он назывался «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Основная ошибка двухсот фильмов, снятых по рассказам о Шерлоке Холмсе во всем мире, заключается в том, что везде фигурирует только Холмс. Несмотря на то, что все рассказы о Холмсе написаны будто бы Ватсоном, в фильмах он незаслуженно оказывается за кадром.
При этом исчезает парность персонажей. Масленников заметил, что на Ватсона действительно мало обращают внимание.
В сценарии Дунского и Фрида ему понравилось именно то, как поразительно точно и с иронией были выписаны взаимоотношения двух человек. Ватсон стал интересным, живым.
Именно поэтому он решил взяться за постановку.
Мелодия к фильму родилась у композитора Владимир Дашкевича моментально, но не сразу. Вернее, сразу, но не быстро. А вернее, даже так: сразу и быстро, но не моментально. Масленников долгое время никак не мог внятно объяснить композитору, какую мелодию он от него хочет. «Мне нужно что-нибудь имперское», — туманно говорил режиссер, но отвергал все, что пытался наиграть ему Дашкевич.
Чтобы как-то сдвинуть дело с мертвой точки, Масленников настроил радиоприемник на волну Би-би-си и сквозь помехи глушилок записал на диктофон позывные вражеской радиостанции. Когда он дал прослушать запись Дашкевичу, тот воскликнул: «А! Понял! Бриттен на темы Парсела!» И не успел Масленников переспросить «Чё?», как Дашкевич уже играл знакомую нам мелодию.
Масленников сам признавал, что огромная часть успеха - это музыка. "Уберите из этих фильмов музыку Владимира Дашкевича - и они станут неинтересными, пресными", - говорил он в одном из интервью.
Худсовет принял первую часть будущей пенталогии на ура.
Не устроила комиссию лишь одна маленькая деталь. При знакомстве Холмса с Ватсоном проницательный сыщик, окинув взглядом доктора, спрашивал: «Давно из Афганистана?»
А на дворе стоял 1979 год, когда СССР ввел военный контингент в Афганистан. После переозвучки Афганистан заменили «восточными колониями».
Кандидатуру Ливанова Масленникову подсказал оператор Юрий Векслер. Примечательно, что до этого Ливанов уже снимался у Масленникова в фильме «Ярославна, королева Франции» в 1976 году в роли буйного и всклокоченного рыцаря-пьяницы.
Позже режиссер признавался, что лишь зоркий операторский глаз Векслера смог рассмотреть под усами Ливанова, с которыми он не расставался не только на съемках «Ярославны», но и в обычной жизни, облик великого сыщика.
Нет комментариев