Задания базового уровня, предполагающие краткий ответ, разнообразны по структуре.
Задание № 1 проверяет знание текста программных произведений («Укажите прозвище героини, близкой по духу Дикому») и требует, как правило, однословного ответа, записанного в поле бланка для выполнения заданий.
В задании № 2 базового уровня выпускники должны найти соответствия, как правило, между персонажами и какой-либо их характеристикой — речевой, портретной, словесной характеристикой героев, данной другими персонажами. Это задание может нацеливать на поиск соответствия между героями и дальнейшими обстоятельствами их жизни в произведении; между героями и их социальным статусом; между героями и их высказываниями («Установите соответствие между персонажами, участвующими в данном фрагменте, и их репликами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца»). Чтобы успешно выполнить задание, нужно знать содержание произведений, уметь удерживать в памяти отдельные детали, образы, высказывания персонажей. В задании также может быть информация, выходящая за рамки предложенного фрагмента произведения. Поэтому
в процессе подготовки к экзамену старшеклассникам рекомендуют фиксировать детали содержания литературного произведения в памятках, читательских дневниках, составлять характеристики героев по плану.
Задание № 3 в КИМ-2024 по литературе представлено в виде краткого текста, куда необходимо вставить подходящие по смыслу литературоведческие термины и понятия («Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов…»). Задания такого типа направлены на проверку знаний учащихся в области литературоведческой терминологии, размещённой в кодификаторе 2024 года («Авторское определение жанра «Грозы» — ____________. Чтобы сообщить о месте и времени действия, психологическом состоянии героев, их жестах, интонации и проч., автор использует ____________, то есть сопроводительные замечания к тексту пьесы, дающиеся, как правило, в скобках»).
Задания базового уровня № 6, 7 и 8 второго блока части 1 выполняются на основе анализа фрагмента лирического или лиро-эпического блока, проверяют умение использовать литературоведческие термины и понятия («Произведение Н. А. Заболоцкого написано ____________ (трёхсложным стихотворным размером) и содержит ____________, также называемую единоначатием»). Особое внимание следует уделить таким терминам и понятиям из раздела «Стиховедение», как «ритм», «рифма»; «стихотворный метр» (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), «строфа», «системы стихосложения».
В задании № 7 нужно ответить на вопрос однословно («Какой вид рифмовки (ААВВ) использует поэт в стихотворении?»). Несмотря на то что в приложении к кодификатору, где в алфавитном порядке указаны все используемые в КИМ термины, дан только термин «рифма», следует отметить, что проверяется весь объём знаний, связанный с этим термином. В том числе и рифмовки — кольцевая, парная, перекрёстная.
В задании № 8 нужно самостоятельно проанализировать предложенное лирическое произведение и определить, какие из указанных в перечне средств художественной выразительности используются в конкретном стихотворении.
(«Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) олицетворение
2) сатира
3) эпитет
4) инверсия
5) сравнение»).
Для его успешного выполнения можно сначала составить весь список языковых средств, проанализировав форму стихотворения, а потом выбрать те, что указаны в списке. Важно помнить, что выбор каждого языкового явления нужно аргументировать текстом стихотворения. В процессе подготовки к экзамену рекомендуется использовать
Навигатор самостоятельной подготовки и
Открытый банк заданий ЕГЭ по литературе. В случае верного выполнения все задания базового уровня № 1–3 и № 6–8 оцениваются одним баллом.Задания с развёрнутым ответом
Нет комментариев