История песни «А напоследок я скажу» (к/ф «Жестокий романс») В 1984 году на советские экраны вышла мелодрама «Жестокий романс», которую Эльдар Рязанов снял по мотивам знаменитой пьесы «Бесприданница» Александра Островского. Сейчас, когда фильм признан классикой отечественного кинематографа, сложно поверить в то, что изначально он подвергся жёсткой критике. Режиссёра обвиняли в глумлении над шедевром русской литературы, опошлении героев и слишком вольной трактовке сюжетной линии. Музыка к фильму также вызвала недоумение у критиков. Они посчитали, что произведениям поэтов двадцатого века не место в экранизации пьесы о девятнадцатом столетии. Одной из этих композиций стал романс «А напоследок я скажу», написанный на стихотворение «Прощание» Беллы Ахмадулиной. История песни «А напоследок я скажу» Вообще, Эльдар Александрович очень любил старинные романсы и сначала использовал их в сценарии. Но затем он решил, что знаменитые песни слишком часто звучат в эфире. Он взялся изучать творчество поэтесс девятнадцатого века, надеясь подобрать стихотворения для романсов главной героини «Жестокого романса», но безуспешно. Позже он вспоминал: Всё казалось мне чересчур архаичным. И тогда я прибег к помощи моей любимой Беллы Ахмадулиной, к содействию невероятно чтимой Марины Цветаевой. У них я нашел то, что мне было нужно. Правда, их стихотворные строки звучат сложнее, чем могло бы быть в эпоху Островского… Но это обогащало, по моему мнению, героиню, говорило о многогранности ее внутреннего мира. На музыку «Прощание» Беллы Ахмадулиной положил композитор Андрей Петров, прежде неоднократно сотрудничавший с Рязановым. От одной строфы пришлось отказаться, так как она не соответствовала поэтике романса. В фильме «Жестокий романс» Лариса Огудалова поёт несколько романсов. Пожалуй, этот является главным, ведь он символизирует трагическую развязку. Смысл стихотворения «Прощание» («А напоследок я скажу…») О чём произведение Беллы Ахмадулиной? Ответ очевиден. Это прощание с бывшим возлюбленным, по вине которого разрушились их отношения. Сложнее сказать, к кому обращается поэтесса. Многие исследователи её творчества и жизни сходятся во мнении, что стихотворение посвящено Евгению Евтушенко. Они познакомились, когда Белле было восемнадцать, а через три года поженились. Спустя некоторое время она забеременела, но муж заставил её избавиться от ребёнка. Позже Евтушенко говорил: Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе. …Мы не поссорились. Наша любовь не умерла – она перестала быть… Потом я долго мучился, думая, что из-за моей юной глупой жестокости она потеряла возможность иметь детей – так нам сказали врачи. Но через несколько лет, узнав, что она все-таки родила дочь, я возблагодарил Бога… В 1958 году они развелись, а в 1960-м Изабелла Ахатовна написала «Прощание». Жестокость промаха… О, нет тебе прощенья. Живо тело и бродит, видит белый свет, но тело мое опустело. Согласитесь, очень похоже, что эти строки предназначались Евгению Евтушенко. Запись и релиз В кинофильме «Жестокий романс» песню «А напоследок я скажу» исполнила не Лариса Гузеева, сыгравшая главную героиню, а певица Валентина Пономарёва. Она была известна как бывшая актриса театра «Ромэн», солистка трио «Ромэн» и участница многочисленных джазовых фестивалей. На тот момент она больше увлекалась джазом, чем романсами, но откликнулась на просьбу Андрея Петрова. Валентина Дмитриевна вспоминала о своём отношении к данному жанру: Романсы исполняли мои тетки, моя бабушка – исполнительницы цыганских романсов. В юности мне это пение казалось скучным, тогда я больше реагировала на ритм и пульс в музыке. А позже поняла – исполнение романса требует духовного и жизненного багажа. О фантастической популярности композиции «А напоследок я скажу» и других песен из кинокартины «Жестокий романс» говорить излишне. Пластинки с музыкой из мелодрамы разошлись двухмиллионным тиражом, а зрители заваливали телестудии просьбами поставить в эфир романсы в исполнении Пономарёвой. Текст песни «А напоследок я скажу» А напоследок я скажу: прощай, любить не обязуйся. С ума схожу. Иль восхожу к высокой степени безумства. Как ты любил? – ты пригубил погибели. Не в этом дело. Как ты любил? – ты погубил, но погубил так неумело. Работу малую висок еще вершит. Но пали руки, и стайкою, наискосок, уходят запахи и звуки. А напоследок я скажу: прощай, любить не обязуйся. С ума схожу. Иль восхожу к высокой степени безумства… «Прощание», Белла Ахмадулина А напоследок я скажу: прощай, любить не обязуйся. С ума схожу. Иль восхожу к высокой степени безумства. Как ты любил? – ты пригубил погибели. Не в этом дело. Как ты любил? – ты погубил, но погубил так неумело. Жестокость промаха… О, нет тебе прощенья. Живо тело и бродит, видит белый свет, но тело мое опустело. Работу малую висок еще вершит. Но пали руки, и стайкою, наискосок, уходят запахи и звуки. 1960 _____________ Фото с сайта #interesting_averinaclub
    2 комментария
    31 класс
    Чужой напев, как пилигрим, Стучится в души людям. А мы с тобой назло другим Свою пластинку крутим. Звучит в эфире «Бони М» Так солнечно и мило. В колонках стереосистем Магическая сила. Я слушал сам в кругу друзей Все модные новинки. И всё же сердцу нет родней Той, старенькой пластинки, Что я мальчишкой приобрел И не признался маме… В те дни освобожден Орел Был нашими войсками. Еще повсюду шла война. Царил хаос на рынке. Буханка хлебушка — цена Той маленькой пластинки. Ах, эта песня про бойца, Любимая фронтами… И голос хриплый у певца, Как стиснутый бинтами. Как, излучая бледный свет, Вздыхают инструменты. И нету в этой песне, нет Ни фальши, ни акцента. …Я помню дома костыли, Шинель и шапку деда. Пластинку вдовы завели И пили за победу. Наверно, Бог один дает Патенты на бессмертье. Но эта песня проживет, Как минимум, столетья. Она не может умереть, Погибнуть без возврата, Когда в самой в ней жизнь и смерть, И что ни вздох — то правда. Уж как её ты ни крути, Всё наше в этой песне: Свои печали и дожди, Своей земли болезни. Она не только в ближний бой Бойцов страны водила, Но в жизни быть самим собой Меня она учила. Она твердила мне: живи Без грома барабанов, Она страдала от любви И врачевала раны. Пока слышна она — живут На родине берёзы, Есть нежность, преданность и труд, И праведные слёзы. И мы верны такой судьбе, Другими уж не будем. И — пусть порой во вред себе — Свою пластинку крутим. Я верю, что, побеждены, Уйдут в отставку войны. Но песни этой будем мы Во все века достойны. И в Судный день на зов трубы Мотив её воскреснет. И нету жизни без судьбы. И без судьбы нет песни. _________ Николай Добронравов Пластинка памяти моей Фото с сайта #poem_averinaclub
    3 комментария
    39 классов
    Му́ми-тролли — центральные персонажи серии книг писательницы Туве Янссон. Книги были первоначально изданы на шведском языке, а затем переведены на десятки других языков, включая русский. Миниатюрные существа, внешне похожие на таинственных маленьких зверей, ожившие игрушки или фигурки на детских рисунках. Имеют белые и округлые тела с большими мордами, из-за которых напоминают игрушечных бегемотов. В далёком прошлом жили за печами в домах людей, подобно скандинавским троллям, потомками которых они являются, и домовым. Со временем, когда паровое отопление почти вытеснило печное, им пришлось искать себе другие пристанища. В книгах Туве Янссон повествуется об одной семье муми-троллей — Муми-семействе. Эта беззаботная и предприимчивая семья живёт в своём доме в Муми-долине (Мумидол), хотя в определённые периоды они жили в маяке и театре. 25 цитат из книг о муми-троллях, которые можно смело брать на вооружение: 1. Всегда горячо приветствуй всех тех, кто входит в твой дом. 2. Одинаково важно знать две вещи: как быть одному, и как быть с другими. 3. Молоко, розы, булочки и ягоды — лучший способ отметить возвращение кого бы то ни было домой. 4. Даже самые странные люди могут когда-нибудь пригодиться. 5. Люди, которые держат дом в тепле, а животы сытыми, должны почитаться как герои. 6. Иногда кто-то нуждается в тишине и уединении, и в этом нет ничего плохого. 7. Относитесь к загадочным посылкам с большой тщательностью — вы никогда не знаете, что может быть внутри! 9. Наказание — это не единственный способ заставить кого-то хорошо себя вести. 10. Иногда хорошо поплакать — это то, что вам нужно для роста. 11. Бывает, что всё, что тебе нужно, это поговорить с друзьями! 12. Нужно находить баланс между свободой и долгом. 13. Открытия составляют четверть лучших вещей в мире. 14. На самом деле обо всем можно сочинить песню. 15. Подстраиваться под кого-то совсем не обязательно. 16. Каждый нуждается в том, чтобы ему время от времени рассказывали хорошую историю. 17. Ночью может быть либо страшно, либо волшебно, в зависимости от компании. 18. Иногда всё, что нужно сделать, чтобы успокоить кого-то, это напомнить ему, что вы рядом. 19. Люди с деньгами иногда пытаются указывать вам, что делать… но у них нет цветов. 20. Иногда ужасно тяжело быть самим собой. 21. Иногда тайна намного удобней, чем знание ответов на вопросы. 22. Те, кто вас любят, никогда не обратят внимание на вашу неуклюжесть. 23. Каждый, вне зависимости от того, мал он или нет, имеет право сердиться иногда. 24. Даже самые грустные вещи перестают быть самыми грустными, если относиться к ним правильно. 25. Ваши планы не обязательно должны быть необычайными, чтобы сделать вас необычайно счастливыми. _________ Иллюстрация с сайта #interesting_averinaclub #poem_averinaclub
    0 комментариев
    24 класса
    Я дышал синевой, Белый пар выдыхал, - Он летел, становясь облаками. Снег скрипел подо мной - Поскрипев, затихал, - А сугробы прилечь завлекали. И звенела тоска, что в безрадостной песне поется: Как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи,- Усыпив, ямщика заморозило желтое солнце, И никто не сказал: шевелись, подымайся, не спи! Все стоит на Руси До макушек в снегу. Полз, катился, чтоб не провалиться, - Сохрани и спаси, Дай веселья в пургу, Дай не лечь, не уснуть, не забыться! Тот ямщик-чудодей бросил кнут и - куда ему деться! - Помянул он Христа, ошалев от заснеженных верст... Он, хлеща лошадей, мог бы этим немного согреться, - Ну, а он в доброте их жалел и не бил - и замерз. Отраженье свое Увидал в полынье - И взяла меня оторопь: в пору б Оборвать житиё - Я по грудь во вранье, Да и сам-то я кто,- надо в прорубь! Вьюги стонут, поют,- кто же выстоит, выдержит стужу! В прорубь надо да в омут,- но сам, а не руки сложа. Пар валит изо рта - эк душа моя рвется наружу, - Выйдет вся - схороните, зарежусь - снимите с ножа! Снег кружит над землей, Над страною моей, Мягко стелет, в запой зазывает. Ах, ямщик удалой - Пьет и хлещет коней, А непьяный ямщик - замерзает. _________ Владимир Высоцкий Я дышал синевой Между 1970 и 1977 г. Фотография с сайта  #poem_averinaclub
    4 комментария
    93 класса
    Это город. Еще рано. Полусумрак, полусвет. А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет. А потом в стене внезапно загорается окно. Возникает звук рояля. Начинается кино. И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной. Ах, механик, ради бога, что ты делаешь со мной! Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса заставляет меня плакать и смеяться два часа, быть участником событий, пить, любить, идти на дно… Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино! Кем написан был сценарий? Что за странный фантазер этот равно гениальный и безумный режиссер? Как свободно он монтирует различные куски ликованья и отчаянья, веселья и тоски! Он актеру не прощает плохо сыгранную роль — будь то комик или трагик, будь то шут или король. О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом в этой драме, где всего-то меж началом и концом два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно… Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино! Я не сразу замечаю, как проигрываешь ты от нехватки ярких красок, от невольной немоты. Ты кричишь еще беззвучно. Ты берешь меня сперва выразительностью жестов, заменяющих слова. И спешат твои актеры, все бегут они, бегут — по щекам их белым-белым слезы черные текут. Я слезам их черным верю, плачу с ними заодно… Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино! Ты накапливаешь опыт и в теченье этих лет, хоть и медленно, а все же обретаешь звук и цвет. Звук твой резок в эти годы, слишком грубы голоса. Слишком красные восходы. Слишком синие глаза. Слишком черное от крови на руке твоей пятно… Жизнь моя, начальный возраст, детство нашего кино! А потом придут оттенки, а потом полутона, то уменье, та свобода, что лишь зрелости дана. А потом и эта зрелость тоже станет в некий час детством, первыми шагами тех, что будут после нас жить, участвовать в событьях, пить, любить, идти на дно… Жизнь моя, мое цветное, панорамное кино! Я люблю твой свет и сумрак — старый зритель, я готов занимать любое место в тесноте твоих рядов. Но в великой этой драме я со всеми наравне тоже, в сущности, играю роль, доставшуюся мне. Даже если где-то с краю перед камерой стою, даже тем, что не играю, я играю роль свою. И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны, как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны, как сплетается с другими эта тоненькая нить, где уже мне, к сожаленью, ничего не изменить, потому что в этой драме, будь ты шут или король, дважды роли не играют, только раз играют роль. И над собственною ролью плачу я и хохочу. То, что вижу, с тем, что видел, я в одно сложить хочу. То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино! __________ Юрий Левитанский Кинематограф Фото с сайта  #poem_averinaclub
    3 комментария
    62 класса
    Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!» _________ Афанасий Фет Мама! глянь-ка из окошка 9 декабря 1887 Портрет Афанасия Фета. 1882 - И.Е. Репин #poem_averinaclub
    1 комментарий
    52 класса
    И снова осень валит Тамерланом, В арбатских переулках тишина. За полустанком или за туманом Дорога непроезжая черна. Так вот она, последняя! И ярость Стихает. Все равно что мир оглох… Могучая евангельская старость И тот горчайший гефсиманский вздох. Здесь всё тебе принадлежит по праву, Стеной стоят дремучие дожди, Отдай другим игрушку мира – славу, Иди домой и ничего не жди. _________ Анна Ахматова И снова осень валит Тамерланом Б.П. Н А. Тырса. Портрет А.А. Ахматовой. 1928. Бумага, ламповая копоть. ГРМ. #poem_averinaclub
    3 комментария
    52 класса
    Молю тебя, мой бог! Когда Моими робкими очами Я встречу черные глаза И, осененная кудрями, К моей груди приляжет грудь, О, дай мне силу оттолкнуть От себя прочь очарованье. Молю — да жгучее лобзанье Поэта уст не осквернит И гордый дух мой победит Любви мятежной заклинанье. __________ Иван Тургенев Моя молитва Между 1834 г. и 1836 г. Портрет с сайта  #poem_averinaclub
    2 комментария
    38 классов
    Я Володины отметки Узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой Раздается три звонка. Если вдруг у нас в квартире Начинается трезвон - Значит, пять или четыре Получил сегодня он. Если он приходит с двойкой - Слышу я издалека: Раздается два коротких, Нерешительных звонка. Ну, а если единица - Он тихонько в дверь стучится. _________ Агния Барто Звонки Фото с сайта  #poem_averinaclub
    3 комментария
    62 класса
    Солнышко уж встало И глядит в окно; Уж щебечут птички За окном давно. Вышли дети, - травка От росы мокра И на ней сияют Капли серебра. Темный сад лучами Солнышка облит; От дерев рядами Тень в пруде лежит. На дорожках сыро, В воздухе легко, - И кричит дергачик Где-то далеко. __________ Иван Суриков Дети 1867 Фото с сайта  #poem_averinaclub
    0 комментариев
    32 класса
Показать ещё