Начало проектирования авиационного вооружения в нашей стране связано с организацией в 1921 году на заводе в г. Коврове первого в стране конструкторского бюро, где в сравнительно короткий срок были предложены различные образцы автоматического оружия, в том числе и модели, предназначенные для установки на самолеты.
Пионерами в этой области стали авиационные пулеметы ПВ-1 (первый воздушный) Александра Васильевича Надашкевича и ДА (Дегтярева авиационный) Василия Алексеевича Дегтярева. Их производство соответственно было налажено на Тульском оружейном заводе и в Коврове.
Однако обе эти конструкции были созданы на базе пехотных образцов, а, следовательно, по своим характеристикам не вполне соответствовали требованиям, предъявляемым к авиационному артиллерийскому оружию, которое среди прочего должно иметь более высокую скорострельность и эффективность действия боеприпаса.
Созданием авиационного вооружения, постепенно выделившегося в особую отрасль военной техники, занимались многие конструкторские коллективы. В Туле к этому направлению были привлечены специалисты Центрального конструкторского бюро ЦКБ-14, где в середине 30-х годов активизировались работы по изобретению пулемета калибра 12,7 мм.
Наиболее перспективным среди предложенных моделей под такой патрон был признан образец 21-летнего конструктора Михаила Евгеньевича Березина. Надежность предложенного им образца была отмечена на первых испытаниях. Нарком вооружений СССР Борис Львович Ванников, давший тульскому образцу высокую оценку, настаивал на немедленной организации его серийного выпуска.
В апреле 1939 года Комитет Обороны принял постановление о производстве 12,7-мм авиационного синхронного пулемета Березина БС (Березина синхронный).
Спустя два года после доработки модели совместно со специалистами Ковровского завода Михаил Евгеньевич предложил универсальный пулемет, который был принят на вооружение Военно-воздушных сил Красной Армии 22 апреля 1941 года.
Особенностью УБ (универсальный Березина) является возможность его установки в нескольких местах самолета. Так, турельный вариант предназначался для стрельбы с подвижной установки, крыльевой – жестко фиксировался в крыле самолета, а синхронный образец монтировался в непосредственной близости от мотора и был связан с ним синхронизатором, чтобы вести стрельбу через площадь, обметаемую винтом.
При этом основные механизмы и детали всех трех вариантов оставались идентичными, за исключением ударного и спускового механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой использования того или иного варианта.
Производство УБ, организованное на Тульском станкостроительном и Ижевском оружейном заводах, с началом Великой Отечественной войны значительно возросло, и уже к третьему году боевых действий пулеметы Березина составляли половину выпускаемого авиационного пулеметно-пушечного вооружения.
Синхронные УБ стояли на большинстве истребителей, турельные пулеметы служили вооружением бомбардировщиков, штурмовика ИЛ-2 и транспортного самолета ТБ-7, а крыльевой образец имел пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Все варианты универсального авиационного пулемета Березина УБ, который по праву входит в легендарный список Оружия Великой Победы, представлены в постоянной экспозиции нашего музея.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев