Ещё предупредили что никто не знает на какой теме какой класс остановился, надо узнавать на уроках. Приходит первым восьмой. Учебники – такие со светлой обложкой и рисунком в центре (это объединённые учебники двух издательств: Дрофа+Вертикаль). Просматриваю перед уроком – а там ничего толкового нет. Рассказать по тексту нечего. Поганые учебники! И что им рассказывать, если в кабинете также ничего нет? Даже карты за спиной не вывешены! А дети ведь не знакомые, по имени не назвать! Понятно, современные там приёмы ведения уроков, 33 с хвостом метода! Но когда педагогическая ситуация в целом не знакомая, как их применить? И главное, прежде чем использовать методы, основанные на самостоятельной работе учеников, сперва им надо что-то дать (знания)! Ведь от чего-то надо отталкиваться!
Ну, думаю, ПОПАЛ! Они уже у парт, я перед ними, и что-то рассказать им надо. (Понятно, сперва здоровался, говорил как зовут – на доске написал тоже, – что некоторое время буду географию вести… – и так во всех классах.) А тут ещё 8 класс, не управляемые. Сперва стал выяснять что уже прошли, на котором параграфе остановились? А они мне: не знали что география будет, без учебников, тетрадей, атласов пришли. Ладно, пытаюсь разобраться какие у них знания в целом, нащупываю вроде. Говорю что тема географии восьмых классов – физическая Г. России, курс более сложный чем Г. в предыдущие годы, когда изучали основные природные явления, процессы и законы. Пробую начинать с окрестностей Воронежа, отправляю их мысленно к долине Дона, что с правого берега начинается Среднерусская возвышенность, с левого – Окско-Донское плоскоместье; в общем, вспоминаю то, что нам преподаватели в универе рассказывали на летней практике. Сам мозгами скреплю, а у класса спрашиваю кто переезжал через Дон, ехал в сторону Белгорода, рассказываю про рельеф.
Да, это я немного позже понял, что бесполезно было их спрашивать кто куда из города выезжал! Кроме одного-двух из класса – никто и никуда! Ну, в аэропорту они были, или на вокзале. И если бы только это! Ещё несколько позже стало ясно, что бесполезно рассказывать им про рельеф Среднерусской возвышенности, равно как Окско-Донского плоскоместья, поскольку они вообще слабо себе представляют что такое рельеф, долина реки, коренной склон долины, исток, террасы, овраги, лощины и балки! Что у них в школе не с начала года проблема с географией, там ВООБЩЕ ПРОБЛЕМА с ГЕОГРАФИЕЙ!
Так вот, творчески, без ничего, я и вёл первые уроки. Получалось, конечно, безобразненько, самому не нравилось. А они же, Абезьяны, чувствуют когда сказать нечего, и болтать не стесняясь начинают. А я перед классом – объяснить им что-то пытаюсь. В итоге, даже толком не помню первые уроки в восьмых классах (:
На следующие седьмые пришли. Те на годок помладше и поспокойнее. И курс 7 класса попроще. Сперва заявления те же: не знали что география будет, без учебников, тетрадей, атласов… И ещё сюрприз: у половины детей седьмых … ой! … в октябре всё ещё нет учебников! Библиотека пока не получила! Я снова в замешательстве: как провести уроки? Школа сюрпризов! Опять сперва стал разбираться где остановились, что “знают”, и в каких классах. У некоторых с начала уч. года почти не было уроков, один или два только. А их (параллели) как-то к одной теме свести надо! Впрочем, учитывая РЕАЛЬНЫЙ уровень знаний, я со всеми классами вернулся по темам назад. Мне всё равно, календарно-тематическое не я составлял; пусть их учительница, когда выйдет, догоняет как надо.
В седьмых у меня дело получше пошло, они и слушают вроде, и балуются меньше. Но война за наличие рабочих тетрадей до конца велась, и можно сказать бесполезно: если современные дети не приучены вести тетрадь – никогда хорошей тетради у них не будет. А ведь записывать куда-то надо! Определения, понятия, значения, факты. На учебники опоры нет!
= II. Шестые. =
В шестых курс попроще: введение в географию; и мне с ними было полегче. Все остановились на разных параграфах, один класс дальше прошли, другой – только на путешествиях (открытиях). Я все эти путешествия сам не люблю, отдал на “самостоятельное”, ещё немного пропустил (план и азимут – многие говорили что “прошли”) и занялся со всеми шестыми с начала цикла тем виды географических карт, масштаб и градусная сеть планеты. Да, я согласен сейчас, что нужно было как-то проверить эти темы открытий, плана (анализ в тетрадях “знаю-не_знаю-хочу_узнать”, другие таблицы, рыбий скелет или ещё как, что на курсах рассказывают), но все дети не знакомые, их много, и, – опять же, – проблема с наличием тетрадей. А уроки вести надо, иначе они обезьянить будут. Дети незнакомого человека сразу как учителя не воспринимают, им привыкнуть надо. А так, – незнакомый, – вроде студента на практике, на уроке можно не слушать и играться.
Комп в кабинете стоял просто так: он без сетки, и монитор маленький. Так он мне бесполезен. За спиной у меня была вывешена одна, самая упрощённая карта мира, уровня пятого класса – единственное, что сразу нашёл. На ней и показывал свои объяснения: шкалу высот, градусную сеть. Сразу обнаружился дефицит прищепок – чтобы карты вешать, а также магнитов; и не было указки. Атласов также не было; вернее, были они в тумбах позади класса, но их надо было найти, достать, сортировать и разложить. А дети свои не носят, ИХ ЖЕ ПОКУПАТЬ НАДО! Во бред! У некоторых учеников только были. И что же: пока объяснял … ну да, на собственных пальцах и “не очень” учебниках.
А учебники – Герасимова и Неклюкова, – повторюсь, самые простые.
Комментарии 1