https://fbuz24.ru/Sections/kompensaciya-moralnogo-vreda-pri-priobretenii-nekachestvennogo-tovara Компенсация морального вреда является одним из способов восстановления нарушенного права потребителя.
Разберем, в каких случаях полагается компенсация морального вреда при приобретении некачественного товара, кто обязан ее выплачивать, от чего зависит ее размер и за что конкретно ее можно взыскать?
Статьей 151 Гражданского кодекса РФ под моральным вредом понимается нравственные либо физические страдания гражданина вследствие нарушения его прав. В отношении потребителей такой ущерб может возникнуть из-за продажи некачественного товара либо оказания услуги.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, нанесённый потребителю в связи с несоблюдением продавцом его прав, должен быть возмещен продавцом при установлении наличия вины. При этом размер компенсации устанавливается судом и компенсируется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Потребитель в своем исковом заявлении указывает сумму морального вреда, которую хочет взыскать, продавец выражает свое отношение, обосновывая его. При определении размеров компенсации суд принимает во внимание степень вины продавца, понесенный потребителем ущерб, материальное положение истца и ответчика и иные заслуживающие внимание обстоятельства, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.
Размер компенсации морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
При определении размеров компенсации суд принимает во внимание степень вины продавца, характер причиненных потребителю физических и нравственных страданий, а также требования разумности и справедливости. Характер причиненных потребителю физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потребителя, согласно ст. 11 Единых правил в области защиты прав потребителей, утвержденных Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 06.12.2024г.
Согласно п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Иски о компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие продажи некачественного товара, могут быть предъявлены в суд по месту жительства или месту пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора.
При обращении в суд потребитель вправе воспользоваться правом, предоставленным Законом о защите прав потребителей, на освобождение от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 3 статьи 17).
Информация подготовлена Консультационным пунктом
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в г. Норильске

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев