Строгая, но справедливая
Когда мы говорим о детстве, сразу вспоминаем школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью.
Школьный учитель — это, прежде всего, знающий человек, любящий свою работу. Уважающий и любящий свой предмет, который преподает, и, конечно же, детей. Это неравнодушный человек, который находится в постоянном творческом поиске, работе над собой, ставит цели, достигнув которых, пытается что-то изменить, улучшить. Потом опять поиск, новые планы, идеи, не дающие уснуть ночью. Ведь заинтересовать, зажечь сердца детей может только человек увлеченный, горящий сам. Он становится для детей первым провожатым в школьный мир.
Именно таким учителем является героиня моего сегодняшнего материала – учитель начальных классов школы №3 города Никольска Антонина Федоровна Ларионова.
Путь в профессию
Антонина Федоровна родилась в селе Карамалы Никольского района. Когда ей исполнилось три года, родители переехали жить в город Никольск. Здесь же окончила 8 классов. На выбор профессии повлияли ее педагоги. С детства, вначале в детском саду, а затем в начальной школе, Антонина Федоровна мечтала работать с детьми и настолько прониклась своим желанием, что уже представляла себя педагогом.
Помимо того, что моя героиня прилежно училась, она еще и всячески проявляла себя: оформляла стенгазеты, участвовала во всех мероприятиях, была активисткой.
Антонине Федоровне очень повезло: на жизненном пути ей попадались замечательные педагоги. Она вспоминает своего первого учителя Татьяну Григорьевну как некий эталон не только педагога, но и женщины. Класс всегда смотрел на нее, широко раскрыв глаза и внимая каждому ее слову.
- К сожалению, некоторые фамилии моих педагогов я уже не помню, но имена в памяти навсегда. С Татьяной Григорьевной я познакомилась еще в детском саду, она была моим воспитателем. А позже стала первым учителем, - начинает беседу Ларионова. - Позже, в старшем звене, классным руководителем стала Людмила Алексеевна Моисеева, которая тоже оказалась отменным педагогом, душевным человеком и замечательной женщиной. Красивая, молодая, статная, умная – все девчонки хотели походить на нее, память до сих пор хранит даже мелкие детали ее внешности, прически, одежды.
Начиная с пятого класса, Антонина очень полюбила уроки математики, которую преподавала Людмила Алексеевна, оставившая неизгладимый след в судьбе будущего учителя. В какой-то момент школьница решила, что когда-то станет преподавать именно этот предмет.
По окончании восьмого класса приоритеты изменились. Вместе с подругой Татьяной Касимовой моя героиня спонтанно решает поступать учиться в Пензенское педагогическое училище, и выпускница школы едет сдавать вступительные экзамены.
- Я помню, как отец меня отговаривал, рассуждая, что после 10 класса нужно сразу поступать в институт, но я упертая, поставила для себя цель, значит, нужно добиваться, - делится моя собеседница. – Для некоторых поступить в педучилище было сложно, но для меня сдать экзамены не составило труда.
На тот момент профессия учителя начальных классов была очень востребованной, и конкурс, соответственно, был большим. Но если есть цель, то нет препятствий: и так я стала студенткой. На моем пути снова встретились замечательные педагоги, которые передали мне весь свой опыт, все, что сами знали.
Классный руководитель вела у нас педагогику, была очень энергичной женщиной, она не только давала ученикам знания своего предмета, но и обучала культуре поведения. Не секрет, что многие студенты были приезжими из сел и деревень мальчишками и девчонками, и именно педагог занималась их всесторонним развитием. Она учила жизни, давала ценные советы, была второй мамой, уделяла много личного времени. Другие педагоги полтора месяца проводили с нами на картошке, на сахарной свекле в Мокшанском районе. Это было такое прекрасное время, когда мы не просто физически работали, а еще учились жить в коллективе, сплачиваясь в одну команду.
У поколения тех детей, с кем училась Антонина Федоровна, была цель. Они знали, что хотят стать именно учителями, хорошими педагогами. Студенческая жизнь состояла не только из учебы. После уроков время проводили активно, всегда были в движении, участвовали во всех мероприятиях, театральных постановках. Их жизнь была полна различных событий, в том числе они посещали все музеи, картинную галерею и не пропускали новые постановки спектаклей.
Чтобы провести пробный урок, студенты рассказывали друг другу конспекты, репетировали. Учитель в их понимании должен всегда выглядеть соответствующим образом, быть элегантным, поэтому одевались строго.
Студенты выполняли любые поручения, их не надо было заставлять проявлять активность и контролировать. Антонина была очень ответственной, и все, что надо было делать, делала с полной отдачей. Она каждый раз ставила себе новые цели и добивалась их, выполняя порой даже то, что изначально казалось невозможным.
Учителя начальных классов должны были за время учебы освоить музыкальный инструмент – баян, либо фортепиано, либо домбру. Антонине Федоровне досталась домбра.
- Было сложно, но справилась, - говорит она. – Мне с детства хотелось заниматься в музыкальной школе, играть на фортепиано, но родители не могли купить инструмент, это было дорогим удовольствием. А в училище на фортепиано определяли только тех студентов, которые закончили музыкальную школу, поэтому и там не судьба была научиться игре на этом инструменте.
До сих пор Антонина Федоровна общается с некоторыми однокурсниками, которые тоже связали свою жизнь со школой и воспитанием детей.
- Раза три я приезжала на встречу со своими сокурсниками, - продолжает она. – Ну, это практически сразу, после окончания педучилища. Были еще встречи и меня приглашала, но, увы, больше поехать не смогла.
Профессия мечты
При общении Антонина Федоровна сказала, что она - строгий педагог, но справедливый. Действительно, учитель должен быть, в первую очередь, справедливым, спрашивать с детей, ведь знания пригодятся им в жизни. Не пятерка в дневнике, а именно знания. Можно дать удочку, а можно дать рыбу, чтобы накормить человека. Задача педагога – дать удочку.
После окончания педучилища Антонина Федоровна получила высшее образование, закончив физмат. За ее плечами почти 48 лет педагогического стажа.
-Три года я проработала в Тюнярской средней школе, вела математику, а 45 лет отдала школе №3 города Никольска в качестве учителя начальных классов, и никогда не пожалела о том, что выбрала для себя профессию педагога, - делится Ларионова.
Когда Антонина Федоровна пришла работать в школу № 3, ее встретил замечательный сплоченный коллектив. Не просто отличные педагоги, но и заботливые, отзывчивые люди, у которых было чему поучиться. Школьная жизнь проходила не только в работе, но и в совместных торжествах, праздниках. Учителя сами придумывали сценарии мероприятий, сами дружно проводили их и получали от этого огромное удовольствие.
На сегодняшний день она до сих пор трудится в родной школе. За все время ее работы у нее было большое количество выпусков, можно сказать, что она воспитала несколько поколений. Ее воспитанники приводили к ней своих детей, она становилась «семейным» учителем. Говоря о смене поколений, педагог подчеркивает, что сейчас дети не такие, как несколько десятков лет назад. Во все времена были хулиганы и активисты, двоечники и отличники. Но разница в том, что раньше дети были более спокойными и тактичными, сейчас – более раскрепощенные. Поколения не нужно сравнивать, нужно знать, куда направить кипучую детскую энергию, найти ей правильное русло, и с этим учитель отлично справляется.
- Я могу сказать, что мои дети выполняют все поставленные задачи и требования, и многие родители прислушиваются к рекомендациям. Да, я строго спрашиваю, но и оцениваю справедливо, – говорит учитель.
Еще один важный момент, по мнению Антонины Федоровны, – понять интересы ребенка и сделать на них упор: отдать в музыкальную школу, спортивную секцию, в различные кружки, не думая о том, что тогда ребенок не выучит уроки. Выучит! Это поможет развить чувство ответственности.
- Порой кружки и секции помогают выбрать профессию. Если этого не произошло, то в любой сфере дополнительная подготовка даст ребенку некую статусность, он начнет проявлять себя, как артист или спортсмен. Важно уметь быть коммуникабельным. В жизни все пригодится!» – делится опытом Ларионова.
Антонина Федоровна сама придерживается и учит детей золотому правилу нравственности: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Она старается воспитать в детях чувство справедливости не только по отношению к себе, но и к окружающим, и очень радуется, если ее ученики становятся дружными не только в стенах школы, но и за ее пределами, и даже окончив школу.
За время педагогической карьеры учитель начальных классов работала по разным программам, постоянно осваивала что-то новое, пополняла свой багаж знаний. А еще одна из первых внедряла новшества, которые использовала в уроках. Антонина Ларионова шагает в ногу с техническим прогрессом и благодаря трудолюбию, усердию и любви к своему ремеслу осваивает все нововведения и с удовольствием делится опытом с коллегами.
Начинать всегда нелегко, поэтому начальная школа для ребенка – это первые старания, первые достижения, первые страхи и первые победы. Вместе с Антониной Федоровной у ее ребят получается все. Они уверенно идут к поставленным целям и добиваются результатов.
Ольга Фролова
Фото автора