Целителя. Спасителя всего и вся.
Давайте освежим в сознании образ этого героя - добрый, умный до абсолютного всезнания и всевидения, безотказный, терпеливый и круглосуточный. Без вредных привычек, жены (мужа), детей и естественных потребностей. Всегда готов лечить, спасать и "простоотвечать" на "простоспросить". Таки, эталон идеальности, хоть памятник ставь. Ан нет - не положено. Извольте заиметь новую черту, дабы простой люд доволен был и не роптал! А именно - всем теперича надо откровенно сочувствовать, сердечно участвовать и глубоко сопереживать.
Да, таково мнение самых крупных (кстати, проштудированных мной лично) форумов - просто гигантское количество людей пишут, дескать, "доктор не проявил должного сочувствия", "врач отнесся ко мне прохладно, без нужного участия", "ведь надо не столько лечение, сколько словесная поддержка" и прочее-прочее. Честно говоря, я был удивлен. Особенно, когда понял, что таких сообщений очень большой процент. Некоторые даже отмечают, что отсутствие сочувствия и участия напрямую равно неуважению и хамству.
Некто сказал: "Там, где начинается жалость, заканчивается профессионализм". Талантливо, кратко и по-существу. Даже добавить нечего. Этот лозунг бы на каждом медучреждении писать, да буквами покрупнее и покраснее. Но нельзя - этика, уважительное отношение. Опять же, сочувствие. Забудем же ненадолго про эти понятия. И порассуждаем.
Вот представьте, случается с человеком беда - внезапно заболел. Ему плохо, больно, даже дышит как-то через раз. Лежит, в окружении народа, скорую ждет. Все сочувствуют, сокрушенно качают головами, лица скорбные. Траурной музыки и венков не хватает, простите за цинизм. Вот слышен вой сирены. Из-за поворота вылетает машина с мигалками, направляясь прямо к центру событий. А из неё практически на ходу выпрыгивает бригада. Толпа расступается, врач склоняется над пациентом. Лицо доктора сосредоточено, вопросы только по делу.
Ситуация расценивается как тяжелая, сопровождающему фельдшеру раздаются короткие указания, которые тут же начинают исполняться. Быстрый взгляд в сторону машины... и водитель, всё поняв, спешно выдвигает из салона каталку. К этому времени уже сделан укол, поставлена капельница - фельдшер знает свою работу. Пациенту становится легче, дыхание выравнивается. Он аккуратно кладется на каталку и погружается в недра спецавтомобиля. Врач, продолжая контролировать состояние больного, кидает водителю короткую фразу, тот реагирует коротким кивком головы. Хлопают двери, истошно взвизгивает сирена, и скорая срывается с места, быстро исчезая в направлении ближайшей больницы.
Слишком идеализировано, конечно, но передает саму суть. Отлаженная работа механизма, всё четко, грамотно. Без лирических отступлений, ненужных разговоров и прочего. В том числе сочувствия. Вот скажите, а для чего оно вам? Это что, как-то облегчит ситуацию? Вы плачете, вам больно, я могу сесть рядом и тоже поплакать. Эпичная картина же - терапевт вытирает слезы пленкой ЭКГ с инфарктом, травматолог рыдает, глядя на вывернутую ногу, а хирурги так вообще "не просыхают" - пять операций в день, перед каждой же надо обильно прослезиться.
Мы не можем (или не хотим, кто как) сочувствовать каждому.
"Сочувствовалка" у доктора ломается очень быстро, на первом-втором году работы. Это элементарная психология, специфика работы. А будешь каждому переживать - сломаешься, заболеешь. В лучшем случае, алкоголизмом. Сколько докторов так "сгорело"? Поверьте, много. Вы их жалеете, сочувствуете им? Сильно сомневаюсь.
Вы, наверное, думаете, что автор такой-сякой, нехороший. Не пойдем к такому врачу лечиться. А ко мне и не ходят, в основном, приезжают. На Скорой. С "музыкой и фанфарами", фигурально выражаясь. И от слаженности моих, и не только, действий часто зависит жизнь и здоровье человека. Хотите разменять это на сочувствие и жалость?
Спросите, бывает ли мне жалко? Да. Собачку, которая скачет на трех лапах. Кошечку, которую сбила машина. И прочую живность тоже. Ветеринаром бы я работать не смог. А вот людей, к сожалению (или к счастью?) мне не жалко. Ни больших, ни маленьких. Совсем.
@DokDem
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 20
Gynea, эндокринолог:
"Мне кажется, что одной из самых важных причин является "развращение" людей доступностью врачей - все эти вызовы на дом, и превращение медицинской помощи в услугу, причём люди искреннее не понимают, что не так - заплатил, получил. Кстати, уехав работать заграницу я какое-то время полагала, что избавилась от таких пациентов, ан нет. Начав работать в столице, где проживает более 80% всех иностранцев (38 тыс из которых украинцы и пару тысяч русских). Так вот, люди едут и везут с собой самые гнусные привычки, и отношение к врачам тоже из их числа, и жалобы, главное жалобы. И сразу прямо генеральному. Пожалуй я единственная врач, которую наш генеральный - глава большой корпорации, с больницами в разных странах ЕС знает лично... И мне повезло, что он - врач с достаточным клинических опытом. Именно поэтому я больше не веду приёма на русском, только на государственном языке, и это было моей огромной ошибкой в...ЕщёИЗ КОММЕНТАРИЕВ НА ПЛАТФОРМЕ "ВРАЧИ РФ"
Gynea, эндокринолог:
"Мне кажется, что одной из самых важных причин является "развращение" людей доступностью врачей - все эти вызовы на дом, и превращение медицинской помощи в услугу, причём люди искреннее не понимают, что не так - заплатил, получил. Кстати, уехав работать заграницу я какое-то время полагала, что избавилась от таких пациентов, ан нет. Начав работать в столице, где проживает более 80% всех иностранцев (38 тыс из которых украинцы и пару тысяч русских). Так вот, люди едут и везут с собой самые гнусные привычки, и отношение к врачам тоже из их числа, и жалобы, главное жалобы. И сразу прямо генеральному. Пожалуй я единственная врач, которую наш генеральный - глава большой корпорации, с больницами в разных странах ЕС знает лично... И мне повезло, что он - врач с достаточным клинических опытом. Именно поэтому я больше не веду приёма на русском, только на государственном языке, и это было моей огромной ошибкой вообще открывать такой приём - говна я нажралась минимум на 10 лет вперёд. Мои начальники очень мне сочувствуют, и задают только один вопрос :"Почему ваши люди так себя ведут? Ведь это невозможно, такое отношение к врачу?" А мне и ответить нечего. И таблетки от давления пришлось начать принимать тоже из-за этого. Наверное "наших" людей уже не изменишь, разве что сменой поколений и уменьшением количества врачей, когда ценность каждого доктора возрастёт".
Юрий М., анестезиолог-реаниматолог:
"Кардинальная смена отношения общества к врачам началась в 93-м, когда вышел закон о защите здоровья граждан России, где выпятили в ст30-ой права пациента. Закон о защите прав потребителей распространили и на медицину. Круг замкнулся. Декларация о бесплатности и общедоступности медицинского «обслуживания» стала контрольным выстрелом. Вывод: пока не поменяются правила игры в обществе - ничего не изменится для простого врача, который по советской привычке служил, а не обслуживал".
#врачиРФкомментарии
Сочувствие у меня вызывают только больные и голодные животные, но я не рыдаю над каждым, а стараюсь помочь