ЗНАМЕНИТЫЙ ИСТОРИК - О ВЛАСТИ, ИНФЛЯЦИИ И ЖЕНЩИНАХ
Историк и публицист Василий Осипович Ключевский (1841–1911) известен большинству читателей как автор объемистого «Курса русской истории» и ряда академических статей. В действительности Ключевский был блестящим оратором, охотно украшавшим свои публичные выступления яркими шутками и афоризмами. Вот и в интервью с «Русской планетой» он был на удивление лаконичен и остроумен.
— Зачем нужна история? Сейчас часто высказывается мысль, что прошлое не нужно ворошить, что с ним надо примириться или просто забыть.
— Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.
— Но ведь история ничему не учит.
— История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.
— Какая же наука она после этого?
— Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть уменье пользоваться знанием как следует.
— Какой опыт можно вывести из российской истории? В чем, по-вашему, главная беда нашей страны?
— В России есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать потому, что у них нет подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров.
— Но ведь руководство страны во все времена охотно брало на себя роль, как вы сказали, «мастеров», разве нет?
— Государству служат худшие люди, а лучшие — только худшими своими свойствами.
— Но ведь жизнь страны не ограничивается тем, что происходит в верхах...
— В России центр на периферии.
— А, то есть вы со мной согласны! Ведь настоящая политика делается не в Думе и правительстве, а на кухнях, где люди говорят о том, что их радует и чем они недовольны. Почему же за последнюю четверть века до нашего правящего класса никак не может дойти эта простая мысль?
— Глупость могут позволять себе только богатые люди.
— А все-таки людей чертовски обижает то, что к ним не прислушиваются...
— Жалоба, что нас не понимают, чаще всего происходит от того, что мы не понимаем людей.
— Зато нас уже два с половиной десятилетия учат вникать в проблемы богатых и власть имущих. То просят помочь одной из крупнейших компаний на молочишко, то нахапавшие денег на приватизации кумиры 90-х из далекого зарубежья требуют внимания к своим психологическим проблемам...
— Есть люди, которые становятся скотами, как только начинают обращаться с ними, как с людьми.
— Василий Осипович, вы ведь целое сочинение написали о том, как менялся курс рубля на протяжении столетий. В наши дни все как-то быстрее — рубль может обвалиться за считанные дни. И люди недовольны тем, что трудятся столько же, что и раньше, а денег фактически получают все меньше...
— Деньги хороши тем, что избавляют от досады на невозможность приобрести лишнее.
— А сверху нам говорят: работать надо больше!
— Кто не способен работать по 16 часов в сутки, тот не имел права родиться и должен быть устранен из жизни как узурпатор бытия.
— Ну послушайте! Ведь это и правда ужасно: люди и так работали годами, а инфляция сожрала их и без того несерьезные накопления.
— Было бы сердце, а печали найдутся.
— Куда тогда нести все эти печали? В церковь, скажете? Или группу поддержки анонимных жертв инфляции прикажете организовать, как, наверное, на Западе бы и сделали?
— На Западе церковь без Бога, в России Бог без церкви.
Комментарии 6