Хозяюшки, дорогие, порой так интересно заглянуть в прошлое и представить, как жили наши предки, чем пользовались! Вот и сегодня есть необычная новость, которая приоткрывает нам завесу над бытом жителей Древней Руси. Ученые из Новгородского университета вместе со своими коллегами из Московского государственного университета имени Ломоносова сделали очень важное открытие. Они нашли в Великом Новгороде, во время раскопок, в слоях, относящихся к XI веку (то есть, это было почти тысячу лет назад!), удивительный деревянный предмет. Его нашли ещё в 2014 году, и целых пять лет специалисты очень внимательно изучали его, прежде чем с уверенностью сказать: это фрагмент древней повозки или телеги! Представляете, это одна из самых древних деталей колесного транспорта, которую нашли на всей территории Древней Руси.
Давайте рассмотрим этот предмет поближе. Он состоит из двух деревянных частей, соединенных вместе. Верхняя часть похожа на плавно изогнутую арку, длиной чуть больше метра – около 102 сантиметров. По краям она сужается и немного закругляется. Нижний элемент – это такой брус, прямоугольный в сечении, тоже со скругленными концами, который расположен перпендикулярно первому. Его прикрепили к верхней детали сверху с помощью деревянных клинышков. Этот брус имеет длину 94 сантиметра и ширину 6,7 сантиметра, а снизу в средней части у него есть специальная выемка. Ученые, проводившие это исследование – доцент Андрей Гринёв из НовГУ и старший научный сотрудник Виктор Сингх из МГУ – выяснили, что дугообразная верхняя деталь служила поворотной подушкой, а нижняя – передней вилкой телеги. Эти детали были очень важны, чтобы кузов повозки держался на своем основании.
Андрей Гринёв объяснил, как это всё работало. Поворотная подушка была как бы передней опорой для кузова телеги. В прямоугольные отверстия по её краям вставлялись стойки, которые могли поддерживать борта или не давать грузу вывалиться. В центре поворотной подушки было круглое отверстие для шкворня – это такой стержень, сначала деревянный, а потом металлический, вокруг которого могла поворачиваться "лисица" – главная жердь, соединявшая перед и зад телеги. Шкворень, конечно, выдерживал большую нагрузку, поэтому его стали делать из металла. А чтобы уменьшить это давление, в передней части использовали дополнительные опоры, которые помогали "лисице" при поворотах. Вот такую функцию и выполняла передняя вилка.
Интересно, что в этой новгородской находке поворотная подушка и передняя вилка были прочно скреплены между собой с помощью разных штифтов. Это означало, что поворачиваться вокруг шкворня могла только сама "лисица", и угол поворота передка был ограничен. Из-за такой конструкции у повозки не могло быть жёстких бортов. Раньше ничего подобного на северо-западе Древней Руси не находили, что делает это открытие по-настоящему значимым! Точных аналогов этой древней конструкции среди сохранившихся до наших дней телег пока не нашли. Но есть похожие детали, которые обнаружили в Польше в X-XI веках, а также некоторые черты, совпадающие с телегами из Прибалтики.
Андрей Гринёв рассказал, что в наших современных деревнях в Европейской части России телеги с такой передней вилкой, которая подпирает "лисицу", уже не встречаются. Это наводит учёных на мысль, что новгородская деталь, скорее всего, не была местной. Возможно, её привезли к нам издалека. Раннее Средневековье было временем, когда в Новгороде активно смешивались разные культуры благодаря торговле, дипломатии и военным походам. Эта находка, по словам Гринёва, – это "след из Центральной Европы", который мы видим в бытовых вещах XI века. Важно отметить, что эта поворотная подушка и передняя вилка из Троицкого раскопа – одни из самых древних находок деталей колесного транспорта на территории всей Древней Руси.
Кроме этих удивительных элементов, в тех же слоях XI века раньше уже находили два деревянных колеса и тележную ось. А в более поздних слоях, относящихся к XII веку, нашли ещё три тележные оси. Но вот дальше, в последующие века, детали повозок в Новгороде почти не встречаются. Учёные предполагают, что это связано с тем, что тогда больше использовали санный транспорт. В Средние века сани были более удобным и универсальным способом передвижения и перевозки грузов на Северо-Западе Руси, они почти полностью вытеснили колесный транспорт. Ведь, как подметил Андрей Гринёв, телеги просто не прижились на Руси в Средневековье, потому что сани были практичнее и зимой, и летом.
Несмотря на это, новгородская находка дает нам очень ценное представление о том, как была устроена передняя часть древней телеги. Теперь можно представить, как соединялись части повозки и как крепился её зад. Правда, пока самая большая загадка – как выглядели борта у новгородской телеги. Возможно, их вообще не было – может быть, чтобы больше груза помещалось. Хотя в истории известны разные виды кузовов – и решетчатые, и похожие на короб из досок. Это открытие, которое сделано благодаря поддержке Министерства науки и высшего образования России, значительно обогащает наши знания о древних транспортных средствах и о том, как общались разные культуры в Древней Руси.
Милые дамы, а вы представляете, как непросто было нашим предкам, когда дороги были совсем другими? Что думаете об этой находке и о том, как жили люди тысячи лет назад?


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев