Мы с мужеи была на эти майские праздники рядом с Никулино, в деревне Первоновотроицке, там на кладбище много наших однофамильцев лежит.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
“Церковная летопись села Никулина Карсунского уезда Симбирской губернии, 1877-1883, 1886-1916 гг.” - документ государственного архива Ульяновской области.
По сути своей, это предисловие, определившее начало непростого пути крестьян-земляков из Симбирской губернии в далекие сибирские края в поисках лучшей жизни, появившееся у меня по доброму случаю и изложенное здесь уже в качестве послесловия.
Выдержки из архивной летописи:
“С какого именно времени начиналось село Никулино и отчего послужило такое название определенно сказать нельзя. С 1801 года в селе Никулино существовала деревянная Церковь во имя Пресвятой Троицы до 1860 года. Существующая ныне деревянная церковь построена в 1862 году во имя Архистратига Божия Михаила. Построена означенная церковь тщанием свиты Его Императорского величества Генерал-Майора Алексея Петровича Ахматова и прихожан. Прихожане села Никулино все Православные – старо-русские (1876 г.)”.
“1886 год в материальном отношении был хорошим. Каждый домохозяин довольствовался собственным хлебом, не покупая его по базарам, что часто повторялось по причине неурожаев за прежние годы. Жители оного села, собственно говоря, пользуются небольшим количеством земли, да притом земля весьма неудобная, как по месту, так и по самому грунту.”
“1887 год жителям села Никулино мало принес радостей. Накопив много податей еще за прежние годы, начальство обязало их в сем году уплатить все сполна. Вследствие неимения денег многим домохозяевам пришлось очень трудно очистить свой долг. К тому же несчастию постиг жителей плохой урожай, так что некоторые едва могли собрать на семена, и многие вынуждены покупать хлеб для пропитания на базарах.”
(1889 г.) “Занимаемый мной приход в материальном отношении беден. Но по убеждению своих пастырей, кр-не более всего заботились о благоустройстве храма и его благолепии; прихожане, оставляя свои заботы о домашних нуждах, старались обращать главное внимание на храм, откуда они черпают духовную радость и утешение.”
(1890 г.) “В настоящем году прихожане понесли весьма большой убыток. Весна и лето вследствие бездождия не благоприятствовали всходу посеянного хлеба: всход разного ярового хлеба был поздний, озимый хлеб также неудовлетворительный, то и другое лето своей жарой совершенно посушило, так что кр-не едва могли собрать семена. Не надеясь прокормить скот до следующей весны, многие его продавали и при том за самую дешевую цену.”
“1891 год жителям села не благоприятствовал во всем. Снегу было весьма мало, а потому он исчез еще в начале марта. Весна была сухая, а потому урожая хлеба как ярового, так и аржаного окончательно не было, так и семян не возвратили. Дороговизна житья неимоверная! Посему жители Никулина проели всю рогатую и мелкую скотину, даже некоторые и последнюю лошадь! Да! Если бы не Милость Царская и Высшего начальства, которое стало выдавать пособие с ноября месяца по 30 фунтов на едока – то не только бы не осталось у крестьян скота, но даже бы некоторым помереть голодную смертью.”
(1892) “Бедственное положение прежних лет, тянущееся над нашим приходом, продолжается и поныне. Полные почти неурожаи довели прихожан до усиленного выселения в Сибирь; за последнее время более тридцати семейств выселилось в Томскую губернию, да и еще многие готовятся! Надобно дивиться только как всего тридцать до сих пор. С 1 января 1892 года все домохозяйства поголовно получили казенное пособие до урожая. Безвыходность такого положения еще больше усиливается тем, что (в прежние годы было у крестьян хозяйство, имелся кое-какой скот, а теперь нет ничего лишнего) подняться не на что: скотина вся продана и проедена, а главное ремесло – шитье, которым они в прежние годы поддерживали себя, - не в ходу теперь, потому что и на стороне также мало хлеба и скота. Холерная эпидемия, появившаяся и действующая кругом очень чувствительно, нас, слава Богу милостивому, миновала покуда.”
(1894) “К важному событию нынешнего года относится без сомнения очень довольный урожай ржаного хлеба, которым славен наш крестьянин, есть впрочем и другой промысел: портняжество, но оно за последние годы служит плохой поддержкой – при малом спросе на этот род работ, за недостатком скота и посредственных урожаях. Ржаного хлеба очень достаточно, а ярового уродилось только наполовину – в обилии горох и греча, проса мало, а овса положительно не было ничего, даже стада нельзя было пасти по яровому. Уборка для ярового была сильно неподходящая – за ненастной погодой и протянулась до начала декабря, все промокло, проросло и сгнило. В нынешнем году вышло официальное упорядоченное предложение на выселение в Сибирский край, что и послужило поводом к большому брожению умов наших прихожан, записалось на выселение около тридцати семейств.”
Вот такая непростая история крестьянской жизни села Никулино, вкратце описанная священниками Михайло-Архангельской церкви, и те мотивы, которые послужили активному переселению крестьян в поисках лучшей доли из родных мест в далекую Сибирь.
Для сведения, на период 1880 года в Никулино проживало 1003 чел., из них 502 мужского и 501 женского пола, в 1907 году – 1080 чел., из них 515 мужского и 565 женского пола.
На апрель 1893 года в селе было 130 домохозяйств с общим поголовьем: 134 лошади, 120 коров, 7 быков, 112 телят, 174 овец и всего 7 свиней, коз не было. При этом землевладелец дворянин Николай Петрович Ахматов имел 31 лошадь, 11 коров, 4 быка, 13 телят, 42 овцы.
Таким образом, согласно Церковным летописям только из села Никулино Карсунского уезда Симбирской губернии, начиная с 1891 года, выехало на поселение в Сибирь, возможно около 60 семей, и основная часть, следуя устоявшейся логике - в будущее село Никулино и близлежащие сельские поселения Каинского уезда Томской губернии, которые стали для них со временем новой родиной.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев