АНДРЕЙ РУБЛЁВ. ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК И ЦЕЛАЯ ЭПОХА В РУССКОЙ ИСТОРИИ
Живописец Андрей Рублёв стал первым из русских художников, причисленных к лику православных святых. Он отступил от общепринятых в те времена византийских канонов и основал собственную школу иконописи. Рублёв писал иконы, расписывал храмы и занимался книжной иллюстрацией. Это важно, но не это главное. С творчества Андрея Рублёва в России началась новая эпоха. Она была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублёва была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания.
Академик Дмитрий Лихачёв
Елена Александровна Терпиловская. Андрей Рублев. 1985
Биография иконописца Андрея Рублёва Историки предполагают, что знаменитый иконописец родился примерно в 1360 году (не ранее 1340 и не позднее 1370). Место рождения точно не известно. Случилось это событие или в Московском княжестве, или на землях Великого Новгорода. И звали новорождённого совсем не Андрей — это имя иконописец получил позднее, при совершении монашеского пострига. Есть вопросы и к фамилии. Дело в том, что в те времена фамилии имели только знатные или образованные люди. Однако, у знатного человека не могло быть фамилии Рублёв. А «Рублёв» происходит не от рубля, а от инструмента для выделки кож «рубеля».
В каких краях и как проходило детство будущего иконописца, как прошло отрочество и где он учился, достоверных сведений нет.
Илья Сергеевич Глазунов. Юность Андрея Рублева. 1985
В 1405 году Андрей Рублёв постригся в монахи, в московской Спасо-Андрониковом монастыре. В том же году была сделана запись в «Троицкой летописи» о росписи домовой церкви московского князя Василия I (старшего сына князя Дмитрия Донского):
А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев.
Из этой записи следует, что чернец Рублёв был младшим членом артели иконописцев. Впрочем, примечателен сам факт — заказ почётный и сложный. И к такому заказу не мог быть допущен начинающий иконописец.
Версия о Троице-Сергиевой лавре как месте пострига и первых лет послушания Андрея, очень поэтична и ложится в картину его духовной жизни идеальным паззлом. Если все так и было, Рублев мог застать живым самого Сергия Радонежского, собирателя Русской земли, проповедника единства, одного из главных вдохновителей и созидателей русской культуры. Но даже если свой монашеский путь художник начинал не здесь, он дышал этим воздухом, новым, дающим надежду на справедливость и всепобеждающую любовь.
Илья Сергеевич Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев. Из цикла «Поле Куликово». 1992
Рублеву должно было быть около 20 лет, когда впервые объединенные силы русских княжеств выступили против татар и одержали победу. Его юную веру в человека и веру в единство растили и питали те люди, которые сражались рядом с Дмитрием Донским против татар, и их дети, которые гордились отцами. Это было время первого духовного подъема на Руси: языческие традиции только теперь отходят в прошлое, открывается больше сотни монастырей в одном Московском княжестве, обычное дело для русича — знание греческого языка и путешествия в Царьград, появляются русские писатели-профессионалы, русские художники, которые перестают быть безликими, имена которых запоминают.
А одной из особенностей, «характерных для эпохи интенсивного роста значения человеческой личности, была дружба, впервые особо отмечаемая книжностью» (Д. Лихачев). «Сопостник», друг, сотворец, возможный учитель и самый близкий человек для Рублева — художник Даниил Черный. Они всю жизнь будут вместе писать и рядом жить, вместе распишут стены Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря.
Игумен Никон просит Андрея Рублёва и старца Даниила расписать Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
В 1405 году Рублёв уже признанный мастер. В противном случае его работы были бы анонимными, как у большинства старорусских иконописцев, чьи труды дошли до нашего времени.
Рублев принадлежит к тем счастливым избранникам, столь редким в эпоху Средневековья, особенно Средневековья русского, чье имя уже современники произносили с благоговением, а ближайшие потомки окружили легендой… Михаил Алпатов, искусствовед
Три года спустя, в 1408 году, что следует из «Троицкой летописи», Даниил Чёрный и Андрей Рублёв начали роспись Владимирского Успенского собора, который был сооружён в двенадцатом веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Больше Гнездо. После ордынского набега в начале пятнадцатого века собор сильно пострадал и московский князь Василий I решил начать восстановительные работы в соборе.
До наших дней от трудов Рублёва и Чёрного в Успенском соборе сохранились лишь часть иконостаса (самого большого в России) и небольшие фрагменты настенной росписи. Иконы деисусного ряда (с изображением Христа) достигают в высоту до 3,5 метра. При написании этих икон Рублёв совместил художественные традиции Византии и традиции московской школы иконописи Феофана Грека. При этом Рублёв уже допускает отступления от принятых канонов: живописец по-своему трактует образы Христа и Богоматери, и изображённых на иконах святых. Искусствоведы отмечают, что фрагмент Страшного Суда написан, как праздник справедливости и вечной жизни для праведников. До Рублёва Страшный Суд писали, как мрачную сцену наказания грешников.
Помимо написания икон и создания фресок Андрей Рублёв много времени уделял иллюстрирования книг: в частности, было создано несколько рисунков к Евангелию Хитрово (Евангелие названо по имени его владельца боярина Богдана Хитрово).
Спас Вседержитель. 1410 – 1420-е
Ранние работы Андрея Рублёва в полной мере соответствуют принятым на начало пятнадцатого века правилам иконописи — в те времена на православных образах изображали святых с суровыми и аскетичными ликами, которым были присущи византийские черты: высокий лоб и большие глаза, тонкие губы и прямой греческий профиль. При этом иконописцы писали в основном сдержанными и тёмными цветами (коричневый, тёмно-красный, охристо-жёлтый).
Работы раннего Рублёва, по заключению реставратора и иконописца начала ХХ века Василия Гурьянова:
…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т.е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью.
Впоследствии Рублёв постепенно отходит от принятых канонов иконописи. Всё чаще мастер пользуется светлыми и лёгкими красками: золотисто-жёлтой, розовой и светло-голубой. Изменяются и лики на рублёвских иконах: проступает всё больше славянских черт — округлый овал лица, русые волосы и светлые глаза, широкий лоб. Изменяется и выражение ликов: святые и ангелы становятся радостными и светлыми, с одухотворённым взглядом, а некоторые чуть заметно улыбаются.
Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию. Искусствовед Михаил Алпатов
В поздних работах Рублёв всё чаще использует приём лессировки (на основной слой краски наносится ещё одни, тонкий и полупрозрачный. И на этом слое Рублёв выписывает более тонкие детали изображения). В результате у иконописца получались плавные линии и плавные переходы цвета.
Святая Троица. Около 1411
Икона «Троица» на настоящий момент считается самой известной работой Андрея Рублёва. Точная дата написания работы неизвестна. «Троица» датируется 1411 или 1425 – 1427 годами.
В основе сюжета иконы «Троица» (ещё одно название «Гостеприимство Авраама») лежит ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились под видом странников три ангела. Авраам и его супруга Сара приняли странников с большим почётом, омыли им ноги и приготовили богатый стол. Благодарные ангелы предсказали супружеской бездетной чете скорое долгожданного рождение сына и продолжение рода, который станет целым народом.
При написании иконы Андрей Рублёв отказался от большого количества деталей, которые в те времена было принято изображать по канону (нет на иконе Сары, отсутствует сцена омовения ног ангелов и заклания тельца, а ангелы за столом не трапезничают, а мирно беседуют). Ангелы сидят не в один ряд, а образуют подобие круга и воспринимаются, как единый образ. Рублёву в этой иконе удалось воплотить христианское представление о триединстве Бога.
Икона получилась яркая и чистая, с более насыщенными красками. На золотисто-жёлтом фоне расположились три ангела в розовой, зелёной и ярко-голубой одежде. Этот уникальный голубой оттенок впоследствии назовут «рублёвским голубцом».
Последние годы жизни Андрея Рублёва В последние годы жизни Андрей Рублёв, совместно с Даниилом Чёрным, руководил работой иконописцев, которые расписывали Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. После окончания работ иконописец поселился в Спасо-Андрониковском монастыре где занимался росписью Спасского собора.
Владимир Ананьев. Андрей Рублев
В 1439 году Андрей Рублёв скончался от морового поветрия (чумы) и был похоронен у стен старой колокольни монастыря. Андрей умер раньше друга и по легенде, перед смертью Даниила явился к нему, призывая в «вечное блаженство». Образ Рублева был светел и радостен.
Памятник Андрею Рублеву в сквере перед Спасо-Андрониковым монастырем в Москве. Скульптор О. К. Комов. Архитекторы Н. И. Комова, В. А. Нестеров. 1985
В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублёва в лике преподобных святых.
Из творческого наследия Андрея Рублёва
Сошествие во ад из праздничного чина. 1427
Сошествие Святого Духа из праздничного чина. 1427
Архангел Гавриил. 1427
Апостол Петр. 1427
Апостол Павел. 1427
Страшный суд: Символы четырех царств. 1408
Иоанн Предтеча. 1408
Иоанн Златоуст. 1408
Благовещение. 1405
Рождество Христово. 1410-е
Андрей Первозванный. 1408
Вход в Иерусалим. 1405
Крещение. 1405
Вознесение Христово. 1408
Страшный суд: Души праведных. 1408
Царские врата иконостаса. 1425-1427
Евангелист Матфей. Начало XV в. Евангелие Хитрово, книжная миниатюра
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев