На всю жизнь Светлана Карпинская обиделась на Эльдара Рязанова, что только в одном, вот этом эпизоде, он показал ее во всей красе.
А весь фильм она проходила с какой-то тряпочке на голове. застиранном платьице и линялой кофте. А ведь у нее была такая роскошная коса до пояса в руку толщиной.
А разве ж можно милую девочку, такую пупочку, с волосами до колен, заставлять ходить все время в длинной юбке, в платке-тряпке, и с лицом, где нет ни капли грима?
Помню, даже мой партнер Николай Рыбников высказал Рязанову: «Такая девочка хорошенькая! Господи, ты хоть волосы ей распусти, что ж она у тебя все время в платке ходит»... А какие там у меня босоножки! Боже мой! Ужас! Рязанов хотел сделать из меня социалистическую девочку. И ведь сделал!
... недавно задумалась: почему же картина, так не любимая Рязановым, живет?
Он потом снял множество всякой глупости, а в этом фильме — и прелестная грусть, и прозрачная, без нажимов, чистота, и лирическая нота.
И у девчонки, моей героини, есть чувство собственного достоинства
Светлана Карпинская — открытие этого фильма. Ярко выраженное классическое амплуа инженю-комика с диапазоном до инженю-лирика. Актриса в амплуа инженю должна была быть стройной, иметь небольшой рост и нежный голос, роли невинных, простодушных, обаятельных девушек, воодушевленных глубоким чувством озорных, шаловливо-кокетливых.
Природный талант.
Василий Осипович Топорков после фильма студентку филфака Светлану Карпинскую брал к себе сразу на третий курс в Школу-студию МХАТ.
Но она предпочла пойти на 2 курс ЛГИТМиКа в родном Ленинграде. Ее преподаватель Борис Зон говорил ей: "Светочка, вы — интуит с душой мимозовой, вас ничему не надо учить".
И конечно же, песни Анатолия Лепина на стихи Владимира Лифшица.
Эти же авторы написали и песни для "Карнавальной ночи".
Вот только если в "Карнавальной ночи" эти песни были вставными номерами, то в "Девушке без адреса" они дополняли драматургию фильма, рассказывали о своих героях.
И вновь их песни запела вся страна и "Я девчоночка жила, забот не знала", и "Для нее любовь забава", и "С малых лет...".
Фильм имел успех у зрителя, 36, 5 млн. зрителей посмотрело фильм в первый год, и у строгой советской кинокритики. В отличие от "Девушки с гитарой" фильм Рязанова критики хвалили.
Особенно отмечали великолепную работу Светланы Карпинской, ее свежий, незаштамповавшийся талант.
Работы Гарина, Топоркова, Федоровой. Филиппова.
Прекрасные песни Лепина и Лифшица. Для баланса немного покритиковали сценариста Леонида Ленча, подсказав некоторые сюжетные ходы, которые могли бы улучшить фильм.
И только о кинорежиссере Рязанове как будто забыли. Опять, как в истории с "Карнавальной ночью".
Так, мимоходом, между делом, вскользь упомянули, что фильм снял Эльдар Рязанов. Что это вторая его комедия после "Карнавальной ночи". И вот это, наверное, его и задело.
После завершения работы я ожидал, что картина будет принята с таким же шумом и громом, как и предыдущая. Но этого почему-то не случилось. В прессе появились кисло-сладкие статьи. Незнакомые люди не подходили, не жали горячо руки и не произносили восхищенных слов…После «Карнавальной ночи» аппарат постоянно трещал, приглашали в президиумы всевозможных собраний, просили писать статьи.
А после «Девушки без адреса» никто никуда не звал. И это было хуже любой ругательной рецензии.
Мне стало ясно, что войти в моду очень трудно, но выйти из нее – пара пустяков!
Вот оно. Молодой режиссер надеется на шумный успех своего второго фильма. И не без оснований. Ждет, что, наконец-то, его отметят именно как режиссера.
Не забудут, как после премьеры "Карнавальной ночи".
А критика отмечает в основном молодую актрису из народной самодеятельности Светлану Карпинскую.
Успех у фильма есть, но это не успех лично Рязанова.
Мне казалось, что в «Девушке без адреса» многие из этих требований соблюдены.
Налицо – ряд актерских удач, например, исполнение роли девушки без адреса Светланой Карпинской, актерские работы Рины Зеленой, Василия Топоркова, Эраста Гарина, Юрия Белова;
песни «О Москве», «Девчонка без адреса» или «Я, признаться, проявил глупость бесконечную…» пелись зрителями и слушателями, исполнялись по радио, на эстраде, в концертах.
И тем не менее картину приняли весьма посредственно. Пытаясь докопаться до основной причины, я, наконец, сообразил: в фильме не было главного, того, что пронизывало «Карнавальную ночь».
В комедии должна присутствовать острая, глубокая, современная гражданская мысль. Это открытие оказалось очень простым, если не примитивным.
Но пока я до него не дошел сам, оно не стало моим.
Н-да, как говорится: "Друг Аркадий, прошу, не говори красиво".
Ну, зачем так многословно и тем более про "острую, современную, гражданскую мысль". И в "Девушке без адреса" этой мысли масса.
И бюрократ-бездельник есть, вроде Огурцова, только не такой инициативный дурак.
Борьба с этим самым бюрократизмом и ленивыми, бездарными начальниками ведется и счастливо заканчивается.
И мещанство в виде Кусика бичуется. Все есть, как в "Карнавальной ночи". Все эти самые острые и глубокие.
Все, на мой взгляд, проще.
Во-первых, некоторая обида, что общественность достойно не отметила работу режиссера, сосредоточив главное внимание на молоденькой Карпинской.
И во-вторых, уж больно совпадающими выглядели сюжеты этих двух "девушек". С гитарой и без адреса. Невольно могли возникнуть вопросы — кто у кого сюжет украл. Что первично, что вторично.
Такая история уже была около двух лет назад, в 1955 г., с фильмами "Максим Перепелица" и "Солдат Иван Бровкин".
Сценарий к "Максиму" написал по своей давней повести Иван Стаднюк, а к "Бровкину" Георгий Мдивани.
Фильмы снимались одновременно, но "Бровкин" вышел на экраны на 4 месяца раньше, и "Перепелица" остался в его тени.
Сюжеты этих фильмов были практически идентичны. Иван Стаднюк обвинил Георгия Мдивани в плагиате, пожаловался на того в "Правду". Скандал замяли после того, как Мдивани позвонил Стаднюку, извинился и подарил трехтомник своих пьес.
История эта была известна, и вот опять, почти одновременно, появляются два фильма с почти одинаковым сюжетом.
Причем "Девушка с гитарой" запускается раньше, а выходит на экраны позже.
И кто у кого что украл?
Маститый лауреат двух Сталинских премий Файнциммер или молоденький, начинающий, но очень самолюбивый Рязанов.
Предполгаю, что какие-то подводные течения внутри кинематографической общественности по этому поводу были, и не в пользу Рязанова. В связи с чем спустя много лет он оправдывал свое прохладное отношение к фильму опасениями в его вторичности.
Вот такая история о самом нелюбимом Эльдаром Александровичем Рязановым его фильме.
Старое кино от Хозяина тайги.
Комментарии 1