83 года назад, 12 апреля 1938 года, в Париже ушёл из жизни Федор Иванович Шаляпин.
Тех почестей и тех восторгов, которые выпали на долю гениального певца, не имел никто. Могучий бас, равного которому не было в мире, да и вряд ли когда-либо будет еще… Перед Шаляпиным склонялись все, и его имя горело яркой звездой на русской оперной сцене.
«Это просто великолепно! Гениально!» – леди Грей, почтенная дама с молодым лицом и седыми волосами, напоминавшая портреты Екатерины Великой, захлопала в ладоши, кивая одобрительно своим двум гостьям, – таким же тощим, разодетым леди. После она подошла к рослому светловолосому гиганту с голубыми глазами, стоящему у рояля, и протянула ему руку для приветствия.
– Ваша «Блоха» так замечательна, и это ваше громовое «ха-ха, ха-ха» – даже зазвенели хрустальные подвески в канделябрах…
И отдышавшись, сказала: «Завтра вам, мой дорогой Шаляпин, должно быть особенно в голосе, – и она многозначительно посмотрела певцу в глаза. – Ведь я собираюсь представить вас королеве!»
У Шаляпина от этих слов непривычно защипало в глазах. Про себя он только довольно хмыкнул.
…В каких только театрах он не пел и какие только вельможи и сановные дамы его не слушали – от их бриллиантов сверкали ложи всех ярусов… Где только ему не приходилось бывать – и в гостиной премьер-министра, и в квартирах музыкантов оркестра, пить шампанское в посольствах и портер с театральными плотниками… Чей только слух ему не приходилось услаждать, а вот приглашение петь перед чопорными англичанами его растрогало до слез. Так же, как когда-то из него, совсем зеленого юноши, вышибло слезу при виде часов на серебряной цепочке, поднесенных кем-то из публики на первом его «бенефисе»…
...В 1896 году в частной опере Саввы Мамонтова давали премьеру оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». В партии Ивана Грозного выступил новый солист, которого известный купец-миллионщик переманил из Санкт-Петербурга. Над новой ролью Шаляпин работал с воодушевлением и позже говорил, что это была первая вещь, в которой он по-настоящему нашёл себя. Успех был ошеломляющим. Поклонники выпрягли лошадей из экипажа и провезли певца на себе, устроив поистине триумфальное шествие. Москва безумствовала...
Однако путь к такой громкой славе был тернистым. До приезда в столицу молодой Шаляпин с разными театральными труппами объехал весь юг России, исполняя маленькие партии. В императорской Мариинке певца держали на вторых ролях, поэтому предложение перебраться в Москву Шаляпин воспринял с энтузиазмом.
Частная опера была организована с размахом: здесь дирижировал Рахманинов, работали Коровин, Поленов, Левитан, Серов, Васнецов. По воспоминаниям Шаляпина, Мамонтов сказал ему: «Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите. Если вам нужны костюмы, скажите - и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу - поставим оперу!» Мечта сбылась: он получил свой театр.
Москва изменила его жизнь полностью и бесповоротно. Здесь Фёдор Иванович познакомился и со своей будущей женой - итальянской балериной Иолой Ло-Прести, выступавшей под псевдонимом Торнаги. Отчаянно влюблённый, в своём чувстве певец признался оригинальнейшим способом. На прогоне «Евгения Онегина» в арии Гремина неожиданно прозвучали слова: «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги!» Иола в этот момент сидела в зале. После свадьбы молодая жена покинула сцену, посвятив себя семье. Она родила Шаляпину шестерых детей.
Для России начала прошлого века Шаляпин был гораздо больше, чем просто популярный артист. Он был народным кумиром. Голубоглазый, светловолосый, с душой нараспашку, он словно олицетворял русский народ. «Жить по-шаляпински» - безудержно, щедро, широко - и значило «жить по-русски».
Из книги "Чародей Рахманинов" "В отличие от Рахманинова, сумевшего в феврале 1918 года без каких-либо проблем эмигрировать, Шаляпин навсегда простился с родиной только на пятом году советской власти, разрешив перед этим целый ряд проблем взаимоотношения с нею. Собственно говоря, рассматривал Фёдор Иванович совершившуюся перемену среды обитания как его, гражданина России, пожизненные зарубежные гастроли, но иное мнение на этот счёт было пролетарского правительства, лишившего, в 1927 году, Шаляпина советского гражданства.
Знаменитый выстрел «Авроры», известивший мир о переходе власти в России в руки пролетариата, Шаляпин услышал во время оперы «Дон Карлос», ставившейся в столичном Народном доме, который, как известно, располагался по соседству со стенами Петропавловской крепости: «Одетый в богатую порфировую мантию, со скипетр
...ЕщёИз книги "Чародей Рахманинов" "В отличие от Рахманинова, сумевшего в феврале 1918 года без каких-либо проблем эмигрировать, Шаляпин навсегда простился с родиной только на пятом году советской власти, разрешив перед этим целый ряд проблем взаимоотношения с нею. Собственно говоря, рассматривал Фёдор Иванович совершившуюся перемену среды обитания как его, гражданина России, пожизненные зарубежные гастроли, но иное мнение на этот счёт было пролетарского правительства, лишившего, в 1927 году, Шаляпина советского гражданства.
Знаменитый выстрел «Авроры», известивший мир о переходе власти в России в руки пролетариата, Шаляпин услышал во время оперы «Дон Карлос», ставившейся в столичном Народном доме, который, как известно, располагался по соседству со стенами Петропавловской крепости: «Одетый в богатую порфировую мантию, со скипетром в руках, с короной испанского короля Филиппа на голове, я выхожу из собора на площадь… В эту минуту на Неве, поблизости от Народного дома, раздаётся внезапно пушечный выстрел. В качестве короля, не терпящего возражений, я сурово прислушиваюсь – не реплика ли это мне? Выстрел повторяется. С высоты ступеней собора я замечаю, что народ мой дрогнул. Третий выстрел и четвёртый – один за другим. Площадь моя стала пустеть. Хористы и статисты двинулись к кулисам и, забыв про еретиков, стали громко обсуждать, в какую сторону им бежать. Немало труда стоило королю Филиппу II Испанскому убедить своих робких подданных, что бежать некуда, ибо совершенно невозможно определить, куда будут сыпаться снаряды. Через минуту за кулисы прибежали люди и сообщили, что снаряды летят в противоположную сторону и что опасаться нечего. Мы остались на сцене и продолжали действие. Осталась и публика в зале, также не знавшая, в какую сторону бежать, и поэтому решившая сидеть на месте… К концу спектакля выстрелы замолкли. Но путь мой домой не был особенно приятным. Шёл дождь со снегом, как бывает в Петербурге глубокой осенью. Слякоть. Выйдя с Марией Валентиновной, я не нашёл извозчика. Пошли пешком. Повернули на Каменноостровский проспект, идём и вдруг – посыпался горох по мокрому воздуху. Поднялась какая-то стрельба. Звякнули и пули. Если моя храбрость поколебалась, то можете себе представить, что случилось с моей женой? – В темноте – фонари не горели – перебегая от крыльца к крыльцу и прячась у дверей, мы кое-как добрались домой»96.
Не лишним будет отметить, что Мария Валентиновна Петцольд, поминаемая в приведённом отрывке воспоминаний певца, на время описываемых событий более десяти лет жила с ним в гражданском браке, в который она, вдова сына пивного магната, вступила, имея от покойного супруга двух детей. За время своего сожительства с Шаляпиным Мария Валентиновна родила ему ещё трёх дочерей (последняя из них, Дасия появилась на свет в июле 1921 года).
«Голос в большей степени, чем это думают, является выразителем полноты жизнеощущения. Гортань – не только орган голоса, но и половой орган, связанный с самым таинственным и глубоким в организме живого существа.
Полный и звучный голос знаменует полноту и значительность телесных переживаний, плодовитость организма
Кастраты и люди стерилизованной
...Ещё
Не лишним будет отметить, что Мария Валентиновна Петцольд, поминаемая в приведённом отрывке воспоминаний певца, на время описываемых событий более десяти лет жила с ним в гражданском браке, в который она, вдова сына пивного магната, вступила, имея от покойного супруга двух детей. За время своего сожительства с Шаляпиным Мария Валентиновна родила ему ещё трёх дочерей (последняя из них, Дасия появилась на свет в июле 1921 года).
«Голос в большей степени, чем это думают, является выразителем полноты жизнеощущения. Гортань – не только орган голоса, но и половой орган, связанный с самым таинственным и глубоким в организме живого существа.
Полный и звучный голос знаменует полноту и значительность телесных переживаний, плодовитость организма
Кастраты и люди стерилизованной души таким полнозвучием не обладают».
(Фёдор Сологуб)
После нескольких лет романа Фёдора Шаляпина с Марией Петцольд, в 1906 году начавшегося, его участники свили своё греховное гнёздышко неподалёку от Мариинского театра, в доме у Крюкова канала.
Шаляпин не скрывал своей новой связи, открыто появлялся с Марией Валентиновной в домах своих друзей и коллег по сцене; познакомил ее со Стасовым и Горьким. Алексей Максимович очень тепло относился к Марии Валентиновне, постоянно посылал ей приветы, а в письме к своему другу 1 марта 1913 года написал: «Марии Валентиновне почтительно кланяюсь. Нравится мне этот человек, простой и крепкий и такой верный тебе». В ответном письме Алексею Максимовичу Шаляпин, помимо прочего, сообщил: ««О жисти своей буржуазной скажу тебе – живу, и вот как хорошо. Детей – куда ни взглянешь. В Питере четверо, да и в Москве пять. Правда, в Питере моих только двое, ну да я люблю этих чертенят всех – и своих, и чужих»88.
Фёдор Иванович хотел дать детям Марии Валентиновны от первого брака свою фамилию и лично ходатайствовал об
...Ещё
Шаляпин не скрывал своей новой связи, открыто появлялся с Марией Валентиновной в домах своих друзей и коллег по сцене; познакомил ее со Стасовым и Горьким. Алексей Максимович очень тепло относился к Марии Валентиновне, постоянно посылал ей приветы, а в письме к своему другу 1 марта 1913 года написал: «Марии Валентиновне почтительно кланяюсь. Нравится мне этот человек, простой и крепкий и такой верный тебе». В ответном письме Алексею Максимовичу Шаляпин, помимо прочего, сообщил: ««О жисти своей буржуазной скажу тебе – живу, и вот как хорошо. Детей – куда ни взглянешь. В Питере четверо, да и в Москве пять. Правда, в Питере моих только двое, ну да я люблю этих чертенят всех – и своих, и чужих»88.
Фёдор Иванович хотел дать детям Марии Валентиновны от первого брака свою фамилию и лично ходатайствовал об этом перед императором. Николай II разрешения так и не дал – хотя относился к Шаляпину благожелательно, регулярно привечая его и в театре, и на приемах у членов царствующей фамилии, и в конце концов наградил певца званием «Солист Его Величества». Наградил, впрочем, с неохотой: царя и его окружение скандализировала не столько частная жизнь Шаляпина, сколько его всем известная дружба с Горьким.
В 1915 году на Пермской улице Петербурга (ныне – улица Графтио) Шаляпин купил дом вместе с двором и прилегающими хозяйственными постройками, одну из которых переоборудовал под гараж для своего авто (символ величайшей роскоши на то время). Вместе со новой семьёй он поселился на втором этаже; первый и третий этажи сдавал в наём. В этот дом в тревожную ночь 25 октября (7 ноября) 1917 года, после оперного спектакля в Народном доме, pater familias Шаляпин и Мария Валентиновна перемещались перебежками – к своему семейному очагу.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Изменив законной супруге Иоле Игнатьевне, Шаляпин, тем не менее, заботился о ней и их общих детях, коих ко времени разрыва брачных отношений было у законных супругов пятеро (три дочери и два сына). Для отставленной, но не брошенной семьи Фёдор Иванович в 1910 году приобрёл старинный особняк, на Новинском бульваре: «8 мая. В нотариальной конторе П. А. Соколова между И. И. Шаляпиной и женой московского купца К. А. Баженовой заключён договор о купле-продаже земельного участка и дома с прилегающими службами по Новинскому бульвару, № 372 за 106 тысяч рублей…»88
В этом доме, отремонтированном и отреставрированном под началом Иолы Игнатьевны, её законный супруг останавливался бесконфликтно в дни своих приездов в белокаменную. Во время Первой мировой войны в доме Шаляпиной был устроен солдатский лазарет, Фёдором Ивановичем финансируемый. В 1918 году новая власть национализировала здание, разбив его внутренность на коммунальные квартиры. Семье Шаляпина оставили несколько комнат на втором этаже («голубятни»).
Касательно же заботы Шаляпина о всех без исключения детях своих, то, обосновавшись в Париже с полным составом второй семьи, он устроил переезд на Запад и четверых детей от первого брака. Лишь его любимица, старшая дочь Ирина осталась в Москве с мамой и не расставалась с ней до её возвращения, в 1960 году в Италию (где Иола Игнатьевна и почила в 1965 году)…
С Иолой Игнатьевной Шаляпин ещё некоторое время общался и эпистолярно, тому примером – пись
...Ещё
В этом доме, отремонтированном и отреставрированном под началом Иолы Игнатьевны, её законный супруг останавливался бесконфликтно в дни своих приездов в белокаменную. Во время Первой мировой войны в доме Шаляпиной был устроен солдатский лазарет, Фёдором Ивановичем финансируемый. В 1918 году новая власть национализировала здание, разбив его внутренность на коммунальные квартиры. Семье Шаляпина оставили несколько комнат на втором этаже («голубятни»).
Касательно же заботы Шаляпина о всех без исключения детях своих, то, обосновавшись в Париже с полным составом второй семьи, он устроил переезд на Запад и четверых детей от первого брака. Лишь его любимица, старшая дочь Ирина осталась в Москве с мамой и не расставалась с ней до её возвращения, в 1960 году в Италию (где Иола Игнатьевна и почила в 1965 году)…
С Иолой Игнатьевной Шаляпин ещё некоторое время общался и эпистолярно, тому примером – письмо ей от 27 сентября 1918 года: «Вот видишь, писал тебе письмо 14-го, а продолжаю сегодня. Всё время вожусь с разными арестованными, приходится ездить хлопотать то за того, то за другого. На днях арестовали Теляковского, и вот пришлось хлопотать об его освобождении, слава богу, выпустили и вчера я видел его у себя. Вообще жизнь очень тяжёлая, ноя не унываю и в сущности не обвиняю никого…»88
Добрые, уважительные отношения супруги Шаляпины поддерживали ради спокойствия общих детей, но где-то в 1919 году, когда Иола Игнатьевна рассказала детям о второй семье отца обстановка в московском доме стала отнюдь не спокойной. Как записала в это время в свой дневник Ирина Шаляпина: «Дома атмосфера тяжёлая. Папа с мамой в ссоре. Папа сильно изменился. Временами мне кажется, что он совсем нас не любит. Страдаю безумно. Люблю его безумно. Не могу, однако, объяснить себе некоторые его поступки. Ненавижу М. В. Виновата, конечно, она, он весь под её влиянием. Маму глубоко жаль…»
Спасибо за публикацию и дополнения Александру Головцову. Прочитала книгу Шаляпина "Страницы моей жизни" - каким тяжёлым трудом он достиг своей мировой популярности! Великий Человек!
Родину Шаляпин покинул со своей гражданской женой и совсеми детьми и от первого брака и от второго, кроме Ирины, которая осталась с Матерью, Иолой ТОрнаги
Комментарии 26
сумевшего в феврале 1918 года без каких-либо проблем эмигрировать, Шаляпин
навсегда простился с родиной только на пятом году советской власти, разрешив перед
этим целый ряд проблем взаимоотношения с нею. Собственно говоря, рассматривал
Фёдор Иванович совершившуюся перемену среды обитания как его, гражданина
России, пожизненные зарубежные гастроли, но иное мнение на этот счёт было
пролетарского правительства, лишившего, в 1927 году, Шаляпина советского
гражданства.
...ЕщёИз книги "Чародей Рахманинов" "В отличие от Рахманинова,Знаменитый выстрел «Авроры», известивший
мир о переходе власти в России в руки пролетариата, Шаляпин услышал во время
оперы «Дон Карлос», ставившейся в столичном Народном доме, который, как
известно, располагался по соседству со стенами Петропавловской крепости: «Одетый в богатую
порфировую мантию, со скипетр
сумевшего в феврале 1918 года без каких-либо проблем эмигрировать, Шаляпин
навсегда простился с родиной только на пятом году советской власти, разрешив перед
этим целый ряд проблем взаимоотношения с нею. Собственно говоря, рассматривал
Фёдор Иванович совершившуюся перемену среды обитания как его, гражданина
России, пожизненные зарубежные гастроли, но иное мнение на этот счёт было
пролетарского правительства, лишившего, в 1927 году, Шаляпина советского
гражданства.
Знаменитый выстрел «Авроры», известивший
мир о переходе власти в России в руки пролетариата, Шаляпин услышал во время
оперы «Дон Карлос», ставившейся в столичном Народном доме, который, как
известно, располагался по соседству со стенами Петропавловской крепости: «Одетый в богатую
порфировую мантию, со скипетром в руках, с короной испанского короля Филиппа на
голове, я выхожу из собора на площадь… В эту минуту на Неве, поблизости от
Народного дома, раздаётся внезапно пушечный выстрел. В качестве короля, не
терпящего возражений, я сурово прислушиваюсь – не реплика ли это мне? Выстрел
повторяется. С высоты ступеней собора я замечаю, что народ мой дрогнул. Третий
выстрел и четвёртый – один за другим. Площадь моя стала пустеть. Хористы и
статисты двинулись к кулисам и, забыв про еретиков, стали громко обсуждать, в
какую сторону им бежать. Немало труда стоило королю Филиппу II Испанскому убедить своих робких подданных, что бежать некуда, ибо совершенно
невозможно определить, куда будут сыпаться снаряды. Через минуту за кулисы
прибежали люди и сообщили, что снаряды летят в противоположную сторону и что
опасаться нечего. Мы остались на сцене и продолжали действие. Осталась и
публика в зале, также не знавшая, в какую сторону бежать, и поэтому решившая
сидеть на месте… К концу спектакля выстрелы замолкли. Но путь мой домой не был
особенно приятным. Шёл дождь со снегом, как бывает в Петербурге глубокой
осенью. Слякоть. Выйдя с Марией Валентиновной, я не нашёл извозчика. Пошли
пешком. Повернули на Каменноостровский проспект, идём и вдруг – посыпался горох
по мокрому воздуху. Поднялась какая-то стрельба. Звякнули и пули. Если моя
храбрость поколебалась, то можете себе представить, что случилось с моей женой?
– В темноте – фонари не горели – перебегая от крыльца к крыльцу и прячась у
дверей, мы кое-как добрались домой»96.
Не лишним будет отметить, что
Мария Валентиновна Петцольд, поминаемая в приведённом отрывке воспоминаний
певца, на время описываемых событий более
десяти лет
жила с ним в гражданском браке, в который она, вдова сына
пивного магната, вступила, имея от покойного супруга двух детей. За время своего сожительства с Шаляпиным Мария
Валентиновна родила ему ещё трёх дочерей (последняя из них, Дасия появилась на
свет в июле 1921 года).
«Голос в
большей степени, чем это думают, является выразителем полноты жизнеощущения.
Гортань – не только орган голоса, но и половой орган, связанный с самым
таинственным и глубоким в организме живого существа.
Полный и звучный голос знаменует
полноту и значительность телесных переживаний, плодовитость организма
Кастраты и люди стерилизованной
...ЕщёНе лишним будет отметить, что
Мария Валентиновна Петцольд, поминаемая в приведённом отрывке воспоминаний
певца, на время описываемых событий более
десяти лет
жила с ним в гражданском браке, в который она, вдова сына
пивного магната, вступила, имея от покойного супруга двух детей. За время своего сожительства с Шаляпиным Мария
Валентиновна родила ему ещё трёх дочерей (последняя из них, Дасия появилась на
свет в июле 1921 года).
«Голос в
большей степени, чем это думают, является выразителем полноты жизнеощущения.
Гортань – не только орган голоса, но и половой орган, связанный с самым
таинственным и глубоким в организме живого существа.
Полный и звучный голос знаменует
полноту и значительность телесных переживаний, плодовитость организма
Кастраты и люди стерилизованной души
таким полнозвучием не обладают».
(Фёдор Сологуб)
После нескольких лет романа Фёдора
Шаляпина с Марией Петцольд, в 1906 году начавшегося, его участники свили своё
греховное гнёздышко неподалёку от
Мариинского театра, в доме у Крюкова канала.
Шаляпин не скрывал своей новой связи, открыто появлялся с Марией Валентиновной в домах своих
друзей и коллег по сцене; познакомил ее со Стасовым и Горьким. Алексей
Максимович очень тепло относился к Марии Валентиновне, постоянно посылал ей
приветы, а в письме к своему другу 1 марта 1913 года написал: «Марии Валентиновне почтительно кланяюсь. Нравится
мне этот человек, простой и крепкий и такой верный тебе». В ответном письме
Алексею Максимовичу Шаляпин, помимо прочего, сообщил: ««О жисти своей буржуазной скажу тебе – живу, и вот как хорошо. Детей –
куда ни взглянешь. В Питере четверо, да и в Москве пять. Правда, в Питере моих
только двое, ну да я люблю этих чертенят всех – и своих, и чужих»88.
Фёдор Иванович хотел дать детям
...ЕщёМарии Валентиновны от первого брака свою фамилию и лично
ходатайствовал об
Шаляпин не скрывал своей новой связи, открыто появлялся с Марией Валентиновной в домах своих
друзей и коллег по сцене; познакомил ее со Стасовым и Горьким. Алексей
Максимович очень тепло относился к Марии Валентиновне, постоянно посылал ей
приветы, а в письме к своему другу 1 марта 1913 года написал: «Марии Валентиновне почтительно кланяюсь. Нравится
мне этот человек, простой и крепкий и такой верный тебе». В ответном письме
Алексею Максимовичу Шаляпин, помимо прочего, сообщил: ««О жисти своей буржуазной скажу тебе – живу, и вот как хорошо. Детей –
куда ни взглянешь. В Питере четверо, да и в Москве пять. Правда, в Питере моих
только двое, ну да я люблю этих чертенят всех – и своих, и чужих»88.
Фёдор Иванович хотел дать детям
Марии Валентиновны от первого брака свою фамилию и лично
ходатайствовал об этом
перед императором.
Николай II
разрешения так и не
дал –
хотя относился к Шаляпину
благожелательно, регулярно привечая его и в
театре, и на
приемах у членов
царствующей фамилии, и в
конце концов наградил певца званием «Солист Его Величества». Наградил, впрочем,
с неохотой:
царя и его окружение
скандализировала не столько
частная жизнь Шаляпина, сколько его всем известная дружба с Горьким.
В 1915 году на Пермской улице Петербурга
(ныне – улица Графтио) Шаляпин купил дом вместе с двором и прилегающими
хозяйственными постройками, одну из которых переоборудовал под гараж для своего
авто (символ величайшей роскоши на то время). Вместе со новой семьёй он поселился на втором этаже; первый и
третий этажи сдавал в наём. В этот дом в тревожную ночь 25 октября (7 ноября)
1917 года, после оперного спектакля в Народном доме, pater familias Шаляпин и
Мария Валентиновна перемещались перебежками – к своему семейному очагу.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья
несчастлива по-своему». Изменив
законной супруге Иоле Игнатьевне, Шаляпин, тем не менее, заботился о ней и их
общих детях, коих ко времени разрыва брачных отношений было у законных супругов
пятеро (три дочери и два сына). Для отставленной, но не брошенной семьи Фёдор
Иванович в 1910 году приобрёл старинный
особняк, на Новинском бульваре: «8 мая. В нотариальной конторе П. А.
Соколова между И. И. Шаляпиной и женой московского купца К. А. Баженовой
заключён договор о купле-продаже земельного участка и дома с прилегающими
службами по Новинскому бульвару, № 372 за 106 тысяч рублей…»88
В этом доме,
отремонтированном и отреставрированном под началом Иолы Игнатьевны, её законный
супруг останавливался бесконфликтно в
дни своих приездов в белокаменную. Во время Первой мировой войны в доме
Шаляпиной был устроен солдатский лазарет, Фёдором Ивановичем финансируемый. В
1918 году новая власть национализировала здание, разбив его внутренность на
коммунальные квартиры. Семье Шаляпина оставили несколько комнат на втором этаже
(«голубятни»).
Касательно же заботы Шаляпина о всех без исключения детях своих,
то, обосновавшись в Париже с полным составом второй семьи, он устроил переезд
на Запад и четверых детей от первого брака. Лишь его любимица, старшая дочь
Ирина осталась в Москве с мамой и не расставалась с ней до её возвращения, в
1960 году в Италию (где Иола Игнатьевна и почила в 1965 году)…
С Иолой Игнатьевной Шаляпин ещё
...Ещёнекоторое время общался и эпистолярно, тому примером – пись
В этом доме,
отремонтированном и отреставрированном под началом Иолы Игнатьевны, её законный
супруг останавливался бесконфликтно в
дни своих приездов в белокаменную. Во время Первой мировой войны в доме
Шаляпиной был устроен солдатский лазарет, Фёдором Ивановичем финансируемый. В
1918 году новая власть национализировала здание, разбив его внутренность на
коммунальные квартиры. Семье Шаляпина оставили несколько комнат на втором этаже
(«голубятни»).
Касательно же заботы Шаляпина о всех без исключения детях своих,
то, обосновавшись в Париже с полным составом второй семьи, он устроил переезд
на Запад и четверых детей от первого брака. Лишь его любимица, старшая дочь
Ирина осталась в Москве с мамой и не расставалась с ней до её возвращения, в
1960 году в Италию (где Иола Игнатьевна и почила в 1965 году)…
С Иолой Игнатьевной Шаляпин ещё
некоторое время общался и эпистолярно, тому примером – письмо ей от 27 сентября
1918 года: «Вот
видишь, писал тебе письмо 14-го, а продолжаю сегодня. Всё время вожусь с
разными арестованными, приходится ездить хлопотать то за того, то за другого.
На днях арестовали Теляковского, и вот пришлось хлопотать об его освобождении,
слава богу, выпустили и вчера я видел его у себя. Вообще жизнь очень тяжёлая,
ноя не унываю и в сущности не обвиняю никого…»88
Добрые, уважительные отношения супруги Шаляпины поддерживали ради
спокойствия общих детей, но где-то в 1919 году, когда Иола Игнатьевна
рассказала детям о второй семье отца обстановка в московском доме стала отнюдь
не спокойной. Как записала в это время в свой дневник Ирина Шаляпина: «Дома атмосфера тяжёлая. Папа с мамой в
ссоре. Папа сильно изменился. Временами мне кажется, что он совсем нас не
любит. Страдаю безумно. Люблю его безумно. Не могу, однако, объяснить себе
некоторые его поступки. Ненавижу М. В. Виновата, конечно, она, он весь под её
влиянием. Маму глубоко жаль…»