У ученых есть два мнения, относительно выплаты с закята стоимостью:
Первое: - Что так поступать нельзя, и это мнение Малика, Аш Шафии, Ахмада и Дауда [«Аль Мудауана» 1/258, «Аль Маджму’» 5/428-429 и «Аль Мугний» 2/565], и их доводы:
1. Шариат четко указал, что именно нужно выплачивать, и нельзя переходить на что-то другое, как и с жертвоприношением, или с искуплением и т.п.
2. Его, мир ему и благословение Аллаха, слова: «А с двадцати пяти верблюдов (выплачивается) девочка «Махад» (верблюжонок, которому исполнился год и пошел второй), а если нету девочки махад, то мальчика «Лябун» (верблюжонок, которому исполнилось два года и пошел третий)». [Уже был упомянут]. И аргументировали, что если бы было дозволено выплатить стоимость, то он бы непременно бы это разъяснил.
3. Его, мир ему и благословение Аллаха, слова, относительно того, кто должен выплатить «Джаза’а» (это верблюжонок, которому исполнилось четыре года и пошел пятый): «Прими вместо него «Хакка» (верблюжонок, которому исполнилось три года и пошел четвертый) вместе с двумя овцами или же с двадцатью дирхамами». [Уже был упомянут]. И аргументировали тем, что если бы выплатить стоимость было бы достаточным, то он не называл бы ее, а скорее бы просто обязал бы выплатить разницу в зависимости от стоимости.
4. Что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Вменил в обязанность закят аль фитр – один са’ * фиников или один са’ ячменя…». [Привел его Аль Бухари №1504 и Муслим №983].
*[Са’ – мера веса равная четырем муддам. Один мудд – мера веса равная объему двух ладоней, если их соединить вместе].
И аргументировали, что он не упомянул стоимость, и если бы было это дозволенным, то непременно бы разъяснил, т.к. в этом может быть нужда.
5. Его, мир ему и благословение Аллаха, обращение к Муазу, когда отправлял его в Йемен: «С зерен бери зерна, с мелко-рогатого скота бери овец, с верблюдов бери верблюдов, а с коров бери коров». [Его привел Абу Дауд №1599, Ибн Маджа №1814, Аль Хааким 1/546, Аль Байхакы 4/112 и Ад Даракутни « 2/99, и в его иснаде есть слабые передатчики].
6. Закят, был вменен в обязанность из-за нужды бедняков в нем и для проявления благодарности за имущество и блага. И необходимо, чтобы закят был разнообразным, для того чтобы, беднякам доставалось разнообразие того, в чем они нуждаются, и благодарность за милость, чтобы выражалась тем же, чем наделил его Аллах.
Второе:
- Что разрешается выплатить стоимость и это мнение Абу Ханифы, Ас Саури, так же внешне похоже, что это мнение Аль Бухари, это так же одно из мнений в мазхабе Аш Шафии и одна версий от Ахмада. Их доводы [«Аль Мабсут» 2/156 и «Аль Маджму’» 2/429]:
1. То, что передается от Муаза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, что он сказал жителям Йемена: «Принесите мне вместо ячменя и кукурузы одежду, новую и старую, я ее возьму у вас. Так будет и вам легче и более полезнее для мухаджиров в Медине». [Привел без иснада Аль Бухари 3/336, а Аль Хафиз в «Ат Таглик» 3/12 довел иснад до конца. Но иснад слабый, по причине его оборванности]. Так же аргументировали, что мальчик лябун достаточен вместо девочки махад, а хакка вместе с двадцатью дирхамами заменяет джаза’а. И это два довода, второй и третий, группы ученых, придерживающихся первого мнения.
2. Цель от закята – это обогатить бедняка, а обогащение так же происходит и при выплате стоимости, точно так же, как и при выплате самого имущества. А возможно даже выплатить стоимостью будет более уместным.
И потом каждая группа отвечали на доводы другой группы и подкрепляли свое мнение. И что мне кажется более правильным, это то, что предпочел шейх аль ислам Ибн Таймийа, рахимахуЛлах, [«Маджму’ аль фатава» 25/80-82] нечто среднее в этой теме, он и не разрешил это абсолютно и не запретил, нет, он посчитал, что можно выплатить стоимость если в этом есть нужна и будет большая польза.
А если нет нужды и не будет большой пользы, то более очевидно, что нельзя выплачивать стоимость и это то, к чему он (Ибн Таймийа) склонился, и это соответствует доводам, а Аллаху ведомо лучше.
Из книги: «Сахих фикх Сунна», раздел «Закят».
Раздел: «Некоторые достоинства и пользы закята.»
Вся книга выставлена здесь: https://vk.com/wall-56879118_265
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев