Самыми распространенными речевыми нарушениями во взрослой неврологии считаются так называемые афазии и дизартрии. Более подробно о том, что это такое, а также о причинах и лечении данных нарушений «Известиям» рассказала медицинский психолог и нейропсихолог Европейского медицинского центра (ЕМС), к.м.н. Юлия Зуева.
По ее словам, речевой дефицит возникает при повреждениях специфичных для речи отделов мозга. Трудности могут появляться как при формулировании собственных речевых высказываний — нарушение экспрессивной речи, так и при понимании обращенной речи — нарушения импрессивной речи.
«Нарушения речевых функций называют афазиями. А когда ограничения подвижности речевого аппарата затрудняют артикуляцию, интонацию, ритм и плавность речи, такие нарушения называют дизартрией. Описаны разные виды афазий и дизартрий, которые возникают при неврологических заболеваниях — инсульты, черепно-мозговые травмы, инфекционные, дегенеративные заболевания мозга и др.» — рассказала Зуева.
Она отметила, что восстановление речи — это очень длительный и трудоемкий процесс. В неврологической клинике нарушения речи корректируются с помощью совместной работы логопеда и нейропсихолога. Работа над тяжелыми формами афазии может длиться несколько лет. На этом этапе очень важно научить человека выражать свои мысли и строить общение с помощью его собственных когнитивных и двигательных ресурсов, а также с использованием альтернативной или дополнительной коммуникации.
«Это могут быть специальные таблицы с рисунками — обозначениями бытовых действий, потребностей, симптомов болезней; карточки или книги с фотографиями близких, домочадцев и действий с ними. При таких нарушениях речи, как дизартрия, когда сама языковая система речи сохранна, могут быть использованы специальные программы по озвучиванию речи с помощью синтезатора», — добавила специалист.
По ее словам, на период восстановления речевых функций в реабилитационном формате с пациентом работают логопеды, нейропсихологи, неврологи, обеспечивая комплексное медицинское и психологическое сопровождение. Поддержка семьи и ее участие в реабилитации — это необходимое условие для эффективного процесса восстановления речи.
«Возраст — не крест на работе с дефектами речи. Например, если мы говорим о взрослом человеке, который решил начать выступать публично, логопеду будет сложнее поставить ему речь, чем условному школьнику, но всё возможно. С афазиями всё труднее. Процесс работы с этими дефектами речи кропотливый и требует ежедневного вовлечения и пациента, и его близкого окружения. Но несмотря на это, в любом возрасте человек если и не возвращается к норме, то может приблизиться к ней», — подытожила специалист.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев