На многие десятилетия они стали непременным атрибутом миллионов советских женщин. Как появилась «Красная Москва», кто ее автор? какой парфюм был популярен в советскую эпоху и как его использовали. Анри Брокар. Фамилия этого пышноусого брюнета многие годы гремела по всей России. В 1864 году он, сменивший имя и отчество на русский манер, стал называться Генрихом Афанасьевичем и основал в Москве, в Теплом переулке, парфюмерно-косметическое производство. Расположилось оно в стенах бывшей конюшни.
Брокар, начавший свое дело с выпуска недорогого мыла, быстро расширил ассортимент. Он начинает вырабатывать шампуни, губную помаду, пудру. В старых стенах ему уже тесно, и он переезжает сначала на Зубовский бульвар, потом — в дом Соколова на Пресне. В 1869 году новая большая фабрика Брокара открылась на углу Арсеньевского переулка и Серпуховской улицы — ныне это улицы Павла Андреева и Люсиновская.
Энергия бьет из француза ключом, он идет все дальше в своих начинаниях — открывает линию по производству духов и одеколонов. К концу семидесятых годов XIX века новатор-француз становится лидером на российском рынке парфюмерии. Фамилия Брокар стала нарицательной, символом продукции, притягивающей к себе несметное число модниц, которые расхаживали «дыша духами и туманами». Впрочем, фабрикант не забывал и о мужчинах.
Он поразил всех своим ноу-хау на Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве.
В центре павильона забил фонтан, да не простой, а из одеколона новой марки «Цветочный». Народ буквально обезумел, наполняя ароматной продукцией банки и бутылки.
Некоторые умудрялись даже постирать свою одежду в огромной ванне с одеколоном.
Газетчики, которые никогда не лезли в карман за словом, сравнивали московский фонтан с чудом из пушкинской «Сказки о царе Салтане».
Генрих Брокар, безусловно, был умным человеком, одаренным предпринимателем и предусмотрительным менеджером, принявшим за свою долгую карьеру немало стратегически верных решений. Однако самый правильный шаг в своей жизни, предопределивший и личное счастье и будущий коммерческий успех его дела, он совершил спустя год, как приехал сюда работать. Это была его женитьба. Избранница Брокара звалась Шарлотой Равэ, она была дочерью бельгийского экс-гувернера, а ныне преуспевающего владельца магазина по торговле медицинскими инструментами Томаса Равэ.
Шарлота покинула свою родину двух лет отроду и, видимо, никогда по ней не скучала.
Еще бы, ведь «ее» страной стала Россия, которую она очень полюбила.
В душе Шарлота считала себя истинно русской, она в совершенстве выучила русский язык, знала и понимала привычки и обычаи своих новых соотечественников и просто обожала русскую культуру, отдавая особое предпочтение литературе. Шарлота была блестяще образована, умна и хороша собой. Дом родителей барышни всегда был полон гостей, среди которых нередко появлялись иностранцы, недавно приехавшие искать счастья в России — им Томас Равэ, видимо, памятуя о своих первых годах на чужбине, оказывал особое покровительство.
Там и произошла встреча Шарлоты с ее суженым. Брокар был покорен девушкой, как говорится, с первого взгляда. Однако согласно одной из множества легенд, окружающих биографию знаменитого парфюмера, для того чтобы завоевать расположение красавицы, ему пришлось потрудиться. Дело в том, что к моменту их знакомства Шарлота переживала увлечение неким иностранным певцом, пользовавшимся большим успехом в Первопрестольной, а на влюбленного Генриха обращала мало внимания.
Однажды, когда в доме Равэ должен был состояться званый вечер, в программе которого значилось и выступление «предмета» Шарлоты, нежелающий сдаваться поклонник преподнес своей даме сердца милую безделушку — букет восковых фиалок, пахнущих так же, как живые цветы. Изящный сувенир поставили на рояль, и нежный фиалковый запах распространился по гостиной.
Хозяева и почти все гости были в восторге, а вот певец пришел в негодование, ведь его выступление сорвалось, поскольку он не мог взять ни одной высокой ноты. Как позже выяснилось, таким образом Брокар, знавший о том, что запах фиалок плохо влияет на голосовые связки, элегантно поставил подножку своему сопернику.
Есть ли в этой красивой истории доля правды или нет, наверное, значения уже не имеет. Ведь через некоторое время Шарлота обратила внимание на Генриха, а затем ответила «да» на его предложение руки и сердца.
Их свадьба состоялась осенью 1862 года. Союз был очень счастливым, в нем родилось трое детей — дочь и два сына. Шарлота любила мужа, однако не принесла с собой большого приданого. Впрочем, она и сама по себе была настоящим сокровищем. Наряду с прочими достоинствами у молодой женщины обнаружился редкий предпринимательский талант, и она стала не просто хорошей и преданной женой, но и надежным бизнес-партнером Генриха.
Сегодня многие исследователи склоняются к мысли, что фантастическим успехом на российском рынке Брокар обязан именно своей мудрой супруге-советчице. Ведь Шарлота принимала самое деятельное участие в жизни его предприятия: была и организатором, и финансовым менеджером, и генератором маркетинговых и рекламных идей.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2