Кликушин Александр Павлович родился 23 ноября 1918 года в обычной крестьянской семье. После 4 классов сельской школы взялся за штурвал трактора — пахал родную землю, не подозревая, что скоро ему придется защищать каждый ее метр ценой собственной крови.
В августе 1941-го, когда фашистская лавина покатилась по советской земле, рядовой Кликушин оказался в самом пекле — в рядах Действующей армии. Впереди были годы невыносимых испытаний на Юго-Западном, Сталинградском, 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах.
Когда смерть дышала в затылок
Представьте себе август 1943-го, село Тарановка в Харьковской области. Воздух раскален от взрывов, земля содрогается под гусеницами вражеских танков. И вот среди этого ада — наводчик орудия рядовой Кликушин, чьи глаза горят решимостью не отдать врагу ни пяди родной земли.
24 августа 1943 года началась его личная война с фашистами. Холодный расчет смешался с яростью — одна за другой замолкали вражеские огневые точки. 2 станковых пулемета превратились в груду металлолома, 12 ручных пулеметов перестали косить наших бойцов. А когда дым рассеялся, на поле боя остались лежать до 20 немецких солдат, которые больше никогда не увидят свой дом.
Но это было только начало. 26 августа враги попытались превратить сельскую церковь в смертельную ловушку — там окопались снайперы и артиллерийский корректировщик. Александр принял вызов. Его меткие выстрелы заставили замолчать вражеских стрелков навсегда — колокольня больше не звонила по нашим солдатам.
29 августа фашисты предприняли отчаянную контратаку. Казалось, сама земля взорвалась от ярости боя. Но Кликушин держался, как скала. Его орудие плевалось огнем и металлом, превращая наступающую пехоту противника в груды мертвых тел. До 50 вражеских солдат заплатили жизнью за попытку прорыва. А когда снаряд Александра угодил в склад боеприпасов, взрыв был такой силы, что контратака захлебнулась в собственном пламени.
Герой Днестровского плацдарма
10 мая 1944 года, берег реки Днестр. Здесь каждый метр земли был полит кровью. Гвардии рядовой коммунист Кликушин держал оборону плацдарма, когда на позиции обрушился вражеский удар невиданной силы. Танки шли волнами, земля стонала под их гусеницами.
Но Александр не дрогнул. Его орудие стало могилой для 5 немецких танков — стальные гробы для их экипажей. 5 транспортеров с пехотой также превратились в горящий металл. Две атаки врага разбились о стальную волю русского артиллериста как волны о скалу.
В польских болотах и немецких городах
Июнь 1944-го — дивизия перебрасывается на 1-й Белорусский фронт. Впереди — Польша, река Висла, плацдарм у Магнушева. 9 августа 1944 года бой достиг такого накала, что казалось — сама преисподняя разверзлась на земле. Кликушин методично уничтожал вражескую пехоту — до роты живой силы противника полегло от его метких выстрелов. Осколок вражеского снаряда вспорол ему плечо, кровь заливала глаза, но Александр отказался от госпитализации. «Пока могу держать орудие — буду драться!» — прохрипел он медсанбату.
14 января 1945 года, село Бжуза в Польше. Висло-Одерская операция набирала обороты. Вражеская оборона на рубеже реки Радомка казалась неприступной. Но Кликушин прямой наводкой пробил проход в колючей проволоке, превратил вражеский блиндаж в братскую могилу его защитников, заставил замолчать 2 станковых пулемета. Пехота пошла в атаку по проходу, который проложил им саратовский тракторист.
30 января 1945-го — новая контратака врага. Александр встретил её огнем. Еще один пулемет превратился в груду металла, еще до 15 немецких солдат нашли свою смерть в заснеженных польских полях.
В логове зверя
Март 1945-го, немецкий город Киц. Война докатилась до самого сердца рейха. Орудие Кликушина двигалось в боевых порядках пехоты, прокладывая путь среди каменных укреплений врага. С 6 по 11 марта его расчет методично уничтожал опорные пункты противника — 4 пулемета замолчали навсегда, до 20 солдат противника нашли смерть в своих каменных дотах, 3 огневые точки были подавлены.
А потом наступил апрель 1945-го — время последней схватки. Берлинская операция. 18 апреля, у населенного пункта Требниц, всего в нескольких десятках километров от логова фюрера. 2 пулеметные точки и свыше 20 вражеских солдат — последние жертвы неумолимого саратовского артиллериста.
23 апреля улицы Берлина содрогались от советских снарядов. В уличных боях орудие Кликушина расчищало путь стрелковым подразделениям, превращая каждый дом-крепость в руины. Третий рейх агонизировал, а простой тракторист из Леляевки вписывал последние строки в летопись своего подвига.
Возвращение домой
Александр Павлович Кликушин — полный кавалер ордена Славы, настоящий солдат-Победитель. В ноябре 1945-го война для Александра Павловича закончилась. Демобилизация, родное село, знакомый трактор. Шесть ранений, из них три тяжелых, остались шрамами на теле и душе. Но главное — он выжил и Победил.
Нет комментариев