Детство – период стремительного роста и развития малыша. Ни в какой другой период жизни так быстро и скачкообразно не развивается психика ребёнка. Зарождаются и формируются внимание, мышление, память. Ребёнок постоянно совершенствует способность воспринимать окружающий мир, получать и анализировать информацию, делать умозаключения и просто общаться со взрослыми и сверстниками. Конечно, развитие психических процессов – процесс самостоятельный, но поддающийся изменениям. Развитие ребёнка во многом зависит не только от врождённых способностей, но и правильно организованного общения малыша и взрослых. Наш сайт предназначен родителям, которые хотят создать условия для полноценного развития ребёнка.
Вы узнаете об особенностях развития психических процессов на разных возрастных этапах, во что, когда и как играть с ребёнком для того, чтобы его развитие соответствовало вашим ожиданиям. Система интеллектуального развития, представленная на сайте, позволит без проблем подготовиться к школе дома. Наша система представляет собой простые игры, способствующие развитию восприятия, мышления, внимания, а так же памяти и воображения в разном возрасте, упражнения, направленные на обучение чтению и счёту. Вы так же найдёте развивающие карточки и обучающие презентации, которые позволят расширить представления детей от 1 года до 7 лет об окружающем мире. Мы надеемся, что многие родители смогут найти ответы на интересующие их вопросы о развитии и обучении детей.
Особенности развития речи 1-2 года
By Елена, педагог – психолог | 14.07.2014 0 Комментариев
1Позади целый год бессонных ночей, а впереди вся жизнь, наполненная увлекательными открытиями, радостью от познания и объятий близких. Начинается второй год жизни вашего малыша. Именно в ближайший год происходит резкий скачёк в овладении речью, а создать условия для этого – одна из важных задач взрослого.
Напомним, что в течение первого года жизни малыш научился слышать и воспринимать речь взрослого как отдельные звуки, появилась связь (хотя и неустойчивая) между словом и предметом, малыш способен понимать элементарные поручения. Ребенок прислушивается к разным звукам и внимательно следит за мимикой и интонацией. Вы успешно прошли этап лепета, когда ребенок пытается привлечь внимание взрослого, издавая разные звуки, активно жестикулируя и смеясь. Это доречевая форма общения, которая постепенно перерастает в речь. К концу первого года у малыша в запасе может быть от 4 до 20 слов (произносит он их пока по-своему, но применительно к предмету и ситуации), активно повторяет слова за взрослым.
На втором году жизни ведущая потребность ребёнка – общение со взрослым. Именно это стимулирует и заставляет малыша активно пользоваться речью.
Ваше чудо стремится к содержательному общению с вами по поводу предмета, а это побуждает ребёнка общаться при помощи речи. Освоение слов проходит в несколько этапов: вначале малыш тянется к нужному предмету и издает разные звуки, жестикулирует, чтобы привлечь внимание взрослого; затем главным становится взрослый – ребёнок переводит взгляд с предмета на маму и пользуется указательным жестом; наконец, появляются попытки произнести слово. Когда же малыш произносит слово, обозначающее название предмета, он подразумевает и действие взрослого, связанное с ним. Так происходит на начальном этапе понимания значений слов. Ребенок называет чашкой только свою чашку, а другие нет. Со временем все предметы, чем-то похожие на чашку, станут «чашкой», и разные куклы станут «куклой». Нужно время для того, чтобы малыш понял, что у каждого предмета есть свое название, которое можно обозначить словом.
В возрасте 1 года 2 месяцев ребёнок стремится повторять за взрослым все слова и фразы, во втором полугодии из-за развития предметной деятельности словарь малыша обогащается глаголами, связанными с действиями и требованиями. Малыш способен строить предложения из 2-3 слов, может включать в них своё имя. Но всё же речь всё чаще слышна, когда взрослый берёт на себя инициативу и создает соответствующую ситуацию общения. Продолжается развитие понимания слов, ребёнок правильно воспринимает все звуки родного языка. Малыш понимает качества и названия предметов, действия с ними и некоторые оценки поведения. Словом можно привлечь внимание и успокоить сына или дочку. Поведение детей начинает подчиняться словесной инструкции взрослого.
А в конце 2 года жизни наступает время вопроса «Что это?». Малыш проявляет интерес к окружающему миру и накапливает пока пассивный словарь. Но скоро все изменится и появятся болтушки и ворчуны, которые будут всё время что-то говорить и спрашивать. Разве не здорово!
Условия для успешного развития речи
By Елена, педагог – психолог | 14.07.2014 0 Комментариев
2В предыдущей статье мы говорили о том, что в возрасте 1-2 лет наблюдается быстрое развитие активного и пассивного словаря ребёнка. Для того, чтобы удовлетворить потребность в общении со взрослым, малышу приходится осваивать речь. Но без помощи взрослого малыш не сможет продвинуться дальше. Ещё не один ребенок не смог заговорить, находясь в слуховой изоляции. Только речь взрослого и подражание ей – путь к успешному развитию детской речи. Помочь малышу не трудно, нужно только уяснить некоторые правила в общении с ребёнком.
И так, первое условие – как можно больше говорите с сыном или дочкой. Малышу необходимо слышать мамину речь (он чувствует себя защищённым), а так же необходимо знать, как что называется. Называйте все предметы, которые вас окружают. Очень хорошо, если есть возможность этот предмет потрогать, произвести какие-то действия (так же комментируя их). Не ленитесь возвращаться к предмету до тех пор, пока малыш не скажет вам, что это, или не покажет где это. По началу не передвигайте предмет, с которым знакомите малыша, а в дальнейшем усложните задачу и переставьте. Будет интересно понаблюдать за детским поведением. Отличный повод для общения – время подъема, кормления, купания и укладывания на сон.
Потешки и песенки помогают малышу усвоить реальные действия и способствуют развитию слуха, привлекают его внимание и быстро запоминаются, становятся ритуальными.
Второе условие – постепенно отойдите от жестового общения. Если малышу что-то надо, он тянется к предмету, не спешите сломя голову всё ему дать. Задайте вопрос «Что тебе дать?». Если ребенку очень сложно выговорить название, правильно произнесите слов и попросите его повторить. При этом ваши лица должны быть на одном уровне, что бы кроха мог внимательно наблюдать за вашей артикуляцией.
Условие третье – никаких «сюсюканий». Ребенок с детства должен слышать правильную, чёткую речь. Постарайтесь к середине второго года жизни избавиться от слов-заместителей типа «Ням, ням» или «Гав, гав» и заменить их полноценными словами – кушать, собака и т.д
Когда вы хотите подарить малышу игрушку, вспомните о четвёртом условии. Просто игрушка не принесёт никакого развивающего воздействия, если правильно её не рассмотреть. И так, сначала называете игрушку (Мишка), затем называете его цвет (Мишка коричневый). Потом предложите малышу погладить мишку и повторить (Мишка мягкий, пушистый, тёплый). Не забудьте, что у мишки есть голова, глазки, ушки, носик (всё это малыш может показать и повторить по вашей просьбе). Здесь уместны два вопроса «Где глазки?» и «Что это?»(применительно к глазкам). У мишки есть лапы, большие. Рассматривать можно мишку каждый день, открывая в нём что-то новое. Возвращайтесь к мишке в разных ситуациях и всё время говорите. Придумайте мишке имя. Так можно рассматривать любую игрушку, обращая внимание на её существенные признаки. С развитием игровых действий происходит обогащение словаря глаголами. Комментируйте действия самого ребёнка и игровые действия с предметами.
Условие пятое и, наверное, самое главное – внимательно выслушивайте малыша, вникайте во всё, что он говорит, активно беседуйте и будьте ласковы – ведь только так пока он может показать, что вы – главный человек в его жизни.
Смотрите так же:
«Особенности психического развития детей раннего возраста»
«Колыбельные песенки»
Развитие мелкой моторики
By Елена, педагог – психолог | 14.07.2014 0 Комментариев
Значение развития мелкой моторики нельзя переоценить. Уже давно логопеды, психологи и педагоги утверждают, что существует прямая зависимость между развитостью моторной ловкости малыша и успехами в освоении активной речи. Это же доказано и научно. Оказывается, весёлые пальчиковые игры способствуют улучшению произношения, а слабо развитая мелкая моторика влечёт за собой отставания в речевом развитии. Всё потому, что центр речи и центр, отвечающий за мелкие движения кисти находятся в мозгу по соседству. Стимулируя один участок мозга, мы задействуем сразу оба. И это отлично. Ведь мы имеем возможность дополнительно, опосредованно, в игровой форме влиять на развитие речи малыша. Естественно, нельзя забывать, что результат приносит только постоянная, целенаправленная работа. В возрасте 1-2 лет ребенку доступны манипуляционные движения с крупными предметами. Можно перекатывать орехи между ладошками, выкладывать крупные пуговицы, разрывать листы бумаги. Отлично подойдут разнообразные упражнения с массажными мячиками. В этом возрасте все действия малыша развивают моторику.
Положительное влияние и эмоциональный отклик получают инсценировки маленьких стишков и песенок пальцами. Ребёнок получает знания об окружающем мире и пытается их воспроизвести. Рифма положительно влияет на развитие слуха и памяти. А так же, это ещё и драгоценное время общения с мамой. Вспомните из детства рогатую козу, или сороку-белобоку, которая варила кашу. Сейчас очень много стихов, которые можно применить в играх с сыном или дочкой.
Вот некоторые из них:
«Комарики»
Дарики-дударики. Летели комарики (хлопать в ладоши).
Вились, вились, вились (пальчики сложить в щепотку).
И в носик вцепились (схватить ребенка за нос).
Можно вцепиться в пупик, щечку, ручку, ножку.
«Цветочек»
Сложить не плотно ладонь к ладони.
Солнце поднимается.
Цветочек распускается (пальцы ладони расходятся).
Солнышко садится.
Цветочек спать ложится (пальцы смыкаются).
Бай-бай!
«Кошка»
Взять кулачок малыша в свою ладонь,
раскрыть пальчики, водить пальцем по ладони,
стучать по ней пальцем, затем загибать по очереди пальчики.
Кулачок, а в нем ладошка.
На ладошку села кошка.
Начала считать мышат,
Раз, два, три, четыре, пять.
Но мышата испугались
И по норкам разбежались.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9
Пальчиковые игры имеют огромное значение для развития речи малыша, а так же укрепляют здоровье и предотвращают появления некоторых заболеваний. Играя с пальчиками, малыш расширяет свои представления об окружающем мире и легко запоминает текст.
«Пастушок»4
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-у (изображаем игру на дудочке)
Потерял пастух ду-ду
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
– На-ка, милый пастушок,
Поспеши-ка на лужок!
Там буренка лежит,(показываем рожки)
На теленка глядит,
А домой не идет (грозим пальчиком),
Молочка не несет.
Надо кашу варить,(имитация движений)
Нашу Сашу кормить.
«Зайка»
...ЕщёПальчиковые игры для самых маленькихЗайка, зайка! Где твой носик?
Вот здесь. Вот здесь (показать пальчиком носик).
Зайка, зайка! Где твой хвостик?
Вот здесь. Вот здесь (показать место хвос
Пальчиковые игры имеют огромное значение для развития речи малыша, а так же укрепляют здоровье и предотвращают появления некоторых заболеваний. Играя с пальчиками, малыш расширяет свои представления об окружающем мире и легко запоминает текст.
«Пастушок»4
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-у (изображаем игру на дудочке)
Потерял пастух ду-ду
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
– На-ка, милый пастушок,
Поспеши-ка на лужок!
Там буренка лежит,(показываем рожки)
На теленка глядит,
А домой не идет (грозим пальчиком),
Молочка не несет.
Надо кашу варить,(имитация движений)
Нашу Сашу кормить.
«Зайка»
Зайка, зайка! Где твой носик?
Вот здесь. Вот здесь (показать пальчиком носик).
Зайка, зайка! Где твой хвостик?
Вот здесь. Вот здесь (показать место хвостика).
Где твои лапки? Коготки-царапки.
Вот здесь. Вот здесь.
Зайка, зайка! А где ушки?
Ушки зайки – на макушке (пошевелить пальцами рук на голове).
«Замок»
Пальцы рук сцепить.
На двери висит замок (руки покачивать вперед-назад).
Кто его открыть бы смог?
Постучали (постучали ладонь о ладонь).
Покрутили (повертеть).
Потянули и… открыли (разжать пальцы рук веером).
«Зайка»
Топ-топ, топы-топ (хлопать в ладони).
Пляшет зайка у ворот.
Ходят ушки (пошевелить ладонями над головой).
На макушке.
Глазки смотрят в огород (глаза стреляют по сторонам).
«Пальчики»
«Гусь»Сжать пальцы руки.
Этот пальчик – маленький (расправит мизинец).
Этот пальчик – славненький (открыть безымянный).
Этот пальчик – самый длинный (открыть средний палец).
Этот пальчик – самый сильный (открыть указательный).
Этот пальчик – толстячок (открыть большой).
А все вместе – ку-ла-чок! (сжать пальцы в кулак).
Выгибает шею гусь (согнуть ладонь под прямым углом).
«Ничего я не боюсь (шевелить рукой в стороны).
Вот щипну тебя за пятку (щипнуть).
Убежишь ты без оглядки.
«Тесто»
Месим, месим тесто (сжать и разжать пальцы рук).
Тесту в кадке тесно (похлопать в ладони).
Ягод мы сейчас нарвем (сжать и разжать ладони).
Пирогом вам напечем (похлопать ладонями по столу).
«Пальцы»
Чтоб красиво говорить (хлопать).
Надо с пальцами дружить.
Пальцы нужно крепко сжать,
А потом опять разжать.
«
Пальчики»
Приложить ладони друг к дружке, стучать пальчиками.
Тук-тук, тук-тук.
Это что за странный стук?
Это пальчики стучат.
Поиграть они хотят.
С Данечкой играются:
открываются (пальцы разжать).
Закрываются (пальцы сжать).
«Сорока-белобока»
Водить пальцем по ладони ребенка и загибать пальчики.
Сорока-белобока утром печку топила.
Сорока-белобока деткам кашку варила.
По избе скакала, на стол накрывала.
Деток кормила, деткам говорила:
«Этому кашки дам, и этому кашки дам.
И этому тоже дам. А этому – не дам.
Он дров не рубил.
Печку не топил.
Кашку не варил.
Даню не кормил».
«Пальчики»
<p sfay4c3333...ЕщёСложить ладони вместе, стучать пальцами.
Наши пальчики проснулись.
Потянулись и встряхнулись.
По ладошке побежали (побежать пальцами по ладони).
Поскакали, поскакали.
Скакали-скакали, скакали-скакали (по другой ладони).
У-у-х! устали. Отдохнем немножко (положить руки).
Пусть поспят ладошки.
Пальчики»
Приложить ладони друг к дружке, стучать пальчиками.
Тук-тук, тук-тук.
Это что за странный стук?
Это пальчики стучат.
Поиграть они хотят.
С Данечкой играются:
открываются (пальцы разжать).
Закрываются (пальцы сжать).
«Сорока-белобока»
Водить пальцем по ладони ребенка и загибать пальчики.
Сорока-белобока утром печку топила.
Сорока-белобока деткам кашку варила.
По избе скакала, на стол накрывала.
Деток кормила, деткам говорила:
«Этому кашки дам, и этому кашки дам.
И этому тоже дам. А этому – не дам.
Он дров не рубил.
Печку не топил.
Кашку не варил.
Даню не кормил».
«Пальчики»
Сложить ладони вместе, стучать пальцами.
Наши пальчики проснулись.
Потянулись и встряхнулись.
По ладошке побежали (побежать пальцами по ладони).
Поскакали, поскакали.
Скакали-скакали, скакали-скакали (по другой ладони).
У-у-х! устали. Отдохнем немножко (положить руки).
Пусть поспят ладошки.
«Паучок»
Указательные пальцы обеих рук соединить с большими пальцами другой руки.
Остальные пальцы расправить и шевелить ими.
Чок-чок, чок-чок.
Лезет мудрый паучок.
Паутину плетет.
Там обед себе найдет.
[ads2]«Птичка»
Поглаживать ладонь малыша.
Птичка, птичка!
Вот тебе водичка!
Вот тебе и крошки
на моей ладошке.
«Молоточек»
Стучать по ладони.
Молоточком постучу.
Гвоздики заколочу!
Я построю себе дом.
Буду жить я в доме том.
Били-били, колотили.
Мяли-мяли и трепали.
Скатертей себе наткали.
И столы понакрывали.
Песенки на сон грядущий
26Нет человека, который не знал хотя бы несколько песенок для детей. Когда мы были маленькими, нам их пели мамы, а узнали они их от своих мам и бабушек, а те от своих и т. д. Те простые люди, которые давным-давно впервые спели эти песни, не умели читать и писать. Но песни их не забывались, бережно передавались от родителей к детям. И сегодня, как и вчера и как много лет назад, радуют они нас своей поэтичностью и красотой, своим разнообразием. Есть задушевные и нежные колыбельные песни, которыми убаюкивают женщины своих детей, есть печальные и тревожные, есть и весёлые, и шуточные, и плясовые. Вот некоторые из них.
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Байки-побайки,
...ЕщёКолыбельные песенкиПрискакали зайки,
Стали люльку качать,
Сладку дрёму навева
Песенки на сон грядущий
26Нет человека, который не знал хотя бы несколько песенок для детей. Когда мы были маленькими, нам их пели мамы, а узнали они их от своих мам и бабушек, а те от своих и т. д. Те простые люди, которые давным-давно впервые спели эти песни, не умели читать и писать. Но песни их не забывались, бережно передавались от родителей к детям. И сегодня, как и вчера и как много лет назад, радуют они нас своей поэтичностью и красотой, своим разнообразием. Есть задушевные и нежные колыбельные песни, которыми убаюкивают женщины своих детей, есть печальные и тревожные, есть и весёлые, и шуточные, и плясовые. Вот некоторые из них.
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Байки-побайки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Сладку дрёму навевать,
Стали в дудки играть –
Начал Миша засыпать.
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Ой, баюшки, баюшки,
В огороде заюшки
Травушку щипают,
Марину забавляют,
А Марина умная
Да очень разумная.
Спи-усни, спи-усни.
Крепкий сон тебя возьми.
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Баю-баюшки, бай, бай,
Глазки, Маша, закрывай.
Я тебя качаю,
Тебя величаю.
Будь счастлива, будь умна.
При народе будь скромна.
Спи, до утра с вечера,
Тебе делать нечего!
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю –
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Катю не буди.
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Баю-баю-баюшок,
В огороде петушок.
Петя громко поёт,
Ване спать не даёт.
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать – не гулять,
Только глазки закрывать.
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песню Юрочке:
– Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайки спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят-поспят,
Всему миру спать велят.
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Ночь пришла,
Темноту привела:
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уж поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай,
Засыпай…
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Ходит Сон по горе,
Носит дрёму в рукаве,
Всем детишкам продает,
Нашей Гале так дает.
5Ранний возраст – период от рождения до 3 лет, очень важен в развитии психических процессов, видов деятельности и становления личности малыша. Ни в одном другом возрасте развитие не идёт так интенсивно и скачкообразно. Ребёнок рождается с большим количеством рефлексов и огромным потенциалом для развития, которое зависит от нескольких факторов. Многие годы учёные спорят, что оказывает большее влияние на развитие личности: врождённые факторы, социальная среда или воспитание. Это оказались три необходимых условия для успешного развития и становления психики ребёнка. Но если на врождённые качества мы повлиять не можем, то перестроить социальную среду вокруг малыша и применять педагогические приёмы в воспитании – вполне в наших силах.
...ЕщёОсобенности психического развития в раннем возрастеНа раннем этапе развития про
5Ранний возраст – период от рождения до 3 лет, очень важен в развитии психических процессов, видов деятельности и становления личности малыша. Ни в одном другом возрасте развитие не идёт так интенсивно и скачкообразно. Ребёнок рождается с большим количеством рефлексов и огромным потенциалом для развития, которое зависит от нескольких факторов. Многие годы учёные спорят, что оказывает большее влияние на развитие личности: врождённые факторы, социальная среда или воспитание. Это оказались три необходимых условия для успешного развития и становления психики ребёнка. Но если на врождённые качества мы повлиять не можем, то перестроить социальную среду вокруг малыша и применять педагогические приёмы в воспитании – вполне в наших силах.
На раннем этапе развития прослеживается прямая связь между психическим и физическим развитием малыша.
Болезнь может разрушить уже сформированные навыки, а положительные эмоции ускоряют процесс выздоровления.
Психика маленьких детей очень пластична, это даёт возможность быстрого развития, но несмотря на это – психика неустойчива. Для овладения какими-то действиями или знаниями необходимы многократные повторения. Поэтому наберитесь терпения и повторяйте, повторяйте, повторяйте.
Ведущая роль в психическом развитии принадлежит, естественно, взрослому. Именно он создает необходимое развивающее пространство, обеспечивает эмоциональную стабильность малыша.
Напомним, что в течение первого года жизни у малыша сложились определенные формы общения со взрослым, появились предпосылки манипуляционной деятельности с предметами.
Появились представления о предмете, как о постоянно существующем и обладающем некоторыми признаками, развитие памяти расширяет границы познания и появляются зачатки мышления, устанавливаются первые связи предмета и слова.
Что же происходит на втором году жизни. Малыш стремиться освоить как можно больше способов действия с предметами и только взрослый может показать, как это сделать.
Основная задача года – овладение назначением предметов и способов действия с ними, принятых в обществе. Активное овладение разнообразных действий стимулирует развитие внимания, мышления и других психических процессов.
Смотрите так же:
«Развивающие карточки для детей 1-2 лет»
«Игры на развитие мышления и восприятия детей 1-2 лет»
Игра «Какой предмет лишний»
Внимание развивается за счёт самостоятельной ходьбы. Ведь теперь малышу доступно гораздо больше предметов для изучения, чем игрушки в кроватке. Малыш учится удерживать внимание и на словах взрослого. Со 2-ой половины года ребёнок способен внимательно, без наглядной опоры слушать небольшие сказки и стихотворения, которые сопровождаются жестами и мимикой взрослого. Хоть ребёнок и может сосредоточенно выполнять какие-то действия в течение 7-10 минут, он испытывает трудности в переключении внимания. Вы не раз наблюдали, как малыш увлечённо рассматривая и действуя с игрушкой не реагирует на ваши слова. Все это закономерно. Механизм переключения и распределения внимания начнёт активно развиваться только с 4 лет. А пока «уход в себя» – вполне естественное состояние для малыша. Но мо
...ЕщёРазвитие внимания у детей 1-2 летВнимание развивается за счёт самостоятельной ходьбы. Ведь теперь малышу доступно гораздо больше предметов для изучения, чем игрушки в кроватке. Малыш учится удерживать внимание и на словах взрослого. Со 2-ой половины года ребёнок способен внимательно, без наглядной опоры слушать небольшие сказки и стихотворения, которые сопровождаются жестами и мимикой взрослого. Хоть ребёнок и может сосредоточенно выполнять какие-то действия в течение 7-10 минут, он испытывает трудности в переключении внимания. Вы не раз наблюдали, как малыш увлечённо рассматривая и действуя с игрушкой не реагирует на ваши слова. Все это закономерно. Механизм переключения и распределения внимания начнёт активно развиваться только с 4 лет. А пока «уход в себя» – вполне естественное состояние для малыша. Но может быть и так: внимание ребёнка очень неустойчиво, малыш переключается с одного предмета на другой и следовательно ознакомление поверхностное, привлекает новая игрушка, а через 5 минут уже не нужна. Это тоже нормально в возрасте 1-2 лет.
Необходимо помнить, что разнообразие игрушек наоборот способствует не развитию внимания, а создаёт сложности в его устойчивости и переключении. По этому, не следует сразу давать малышу много игрушек. Он не сможет заинтересоваться ни одной.
А вот если вы дадите ему одну красивую, яркую игрушку, позволите самостоятельно её изучить, потом обязательно покажите образец действия с ней, да ещё при этом каждое действие проговорите – ваше общение пройдет не зря и принесёт большую пользу.
Пока кора и центры головного мозга формируются, мы можем только лишь создавать ситуации, способствующие более быстрому и стойкому развитию психики. Естественно, нам на помощь приходят игры.
...ЕщёОчень простая и весёлая игра «Найди зайку(любую игрушку)». В первый раз вы берете знакомого малышу зайку и ставите на другое место, не то, где он всегда стоит и спрашиваете: «Где же спрятался наш зайчик? Давай его найдём?». Вместе с малышом радуйтесь находке, но не забудьте попросить ребёнка ответить на вопрос «Где зайка?» не одним словом «Здесь». Правильнее и полезнее добиться от малыша такого ответа»Зайка на стуле» или «Зайка сидит на стуле». Не беда, если малыш ещё не способен все это произнести. Ваша задача дать правильный пример отве
А вот если вы дадите ему одну красивую, яркую игрушку, позволите самостоятельно её изучить, потом обязательно покажите образец действия с ней, да ещё при этом каждое действие проговорите – ваше общение пройдет не зря и принесёт большую пользу.
Пока кора и центры головного мозга формируются, мы можем только лишь создавать ситуации, способствующие более быстрому и стойкому развитию психики. Естественно, нам на помощь приходят игры.
Очень простая и весёлая игра «Найди зайку(любую игрушку)». В первый раз вы берете знакомого малышу зайку и ставите на другое место, не то, где он всегда стоит и спрашиваете: «Где же спрятался наш зайчик? Давай его найдём?». Вместе с малышом радуйтесь находке, но не забудьте попросить ребёнка ответить на вопрос «Где зайка?» не одним словом «Здесь». Правильнее и полезнее добиться от малыша такого ответа»Зайка на стуле» или «Зайка сидит на стуле». Не беда, если малыш ещё не способен все это произнести. Ваша задача дать правильный пример ответа. Когда ваш сын или дочка поймут правила игры, усложните задания. Теперь можно спрятать игрушку за шкаф или пирамидку, но так, чтобы большая часть игрушки всё-таки осталась на виду. Правильный ответ «Зайка за пирамидкой». Давайте ребёнку больше самостоятельности в поиске, но если его внимание 7привлекает что-то другое, повторите вопрос «Где же зайка, как нам его найти?» Если внимание совсем ушло, можно попросить малыша посмотреть за пирамидкой и искренне удивиться находке. Следите за реакцией юного исследователя и стимулируйте его внимание. Следующий этап игры – накрыть зайку яркой тканью. Эффект не заставит себя ждать – яркая ткань сразу привлечет внимание и зайка найдется.
Игры со звучащими игрушками отлично подойдут для развитие слухового внимания. Незаметно для малыша включите игрушку и попросите его найти. Освоение правил так же, как и в игре «Найди игрушку», только здесь ребёнок включает помимо зрительного и слуховой анализаторы. Звук стимулирует работу мозга на восстановление образа игрушки. Сразу убиваем двух зайцев.
Прятаться могут не только игрушки, но и знакомые малышу взрослые. Очень эмоциональная игра.6
Радуйтесь успехам своего малыша, хвалите за маленькие успехи и малыш поймет, как важно ( а главное весело) познавать окружающий мир.
В возрасте 1-2 лет восприятие очень поверхностное: ребёнок не в состоянии рассматривать предмет и выделять его основные характеристики. Он обращает внимание на наиболее яркий признак предмета. Поэтому , когда малыш с удовольствием рассматривает яркие картинки, он совсем не обращает внимание на пространственное положение предмета (и может получать удовольствие, если книга лежит «вверх ногами»). Да и цвет пока не основной признак, который может выделить ребёнок. Быстро развивающаяся практическая деятельность заставляет малыша обращать внимание на те признаки предмета, которые помогут ему решить практическую задачу: короткой палкой сложнее достать мячик. Чаще всего малыш в этом возрасте сталкивается с формой и размером предметов, начинает первыми выделять именно эти
...ЕщёРазвитие восприятия и мышления у детей 1-2 летВ возрасте 1-2 лет восприятие очень поверхностное: ребёнок не в состоянии рассматривать предмет и выделять его основные характеристики. Он обращает внимание на наиболее яркий признак предмета. Поэтому , когда малыш с удовольствием рассматривает яркие картинки, он совсем не обращает внимание на пространственное положение предмета (и может получать удовольствие, если книга лежит «вверх ногами»). Да и цвет пока не основной признак, который может выделить ребёнок. Быстро развивающаяся практическая деятельность заставляет малыша обращать внимание на те признаки предмета, которые помогут ему решить практическую задачу: короткой палкой сложнее достать мячик. Чаще всего малыш в этом возрасте сталкивается с формой и размером предметов, начинает первыми выделять именно эти признаки. В практическую деятельность непременно включено и мышление ребёнка: собирая пирамидку он определяет ведущий признак предмета и начинает искать эталон (самое маленькое колечко). В конце второго года, после игр с мамой, малыш начинает примерять все колечки к эталону и справляется с этой задачей. Дидактические игрушки позволяют малышу воспринимать и оперировать с определенным признаком предмета (вкладыши заставляют малыша реагировать на форму, матрёшки закрепляют представления о размере и т.д.). Не забывайте, что внимание ребёнка должна занимать всего одна игра или игрушка. В противном случае малыш просто не сможет сосредоточится.
Предметная деятельность стимулирует активное развитие всех психических процессов, в том числе и мышления.
Малыш устанавливает простейшие связи, начинает формироваться наглядно-действенное мышление: проследил за действием – сделал соответствующий вывод. Например, ребёнок увидел, как мама стала на табуретку, что бы достать какой-то предмет. В следующий раз малыш воспроизведёт эти действия, если его любимую игрушку положить чуть повыше. Активные орудийные действия заставляют малыша действовать следующим образом: ребёнок анализирует признаки и свойства предметов, а так же условия, в которых будет решаться задача. Например, если из таза с водой нужно достать большой мячик, то малыш выбирает сачок большого размера, потому что в маленький мячик не поместится.
Основой развития всех психических процессов является среда, окружающая ребёнка. Постарайтесь наполнить жизнь малыша разнообразными предметами и покажите как можно больше способов действий с ними, просите ребёнка помочь или что-то сделать. Ему придётся вспомнить и сопоставить всё, что он знает, а вы, наблюдая, поймете, чему ещё надо научить ребёнка. Помните правило: с полутора лет нельзя малышу сразу показывать последовательность всех действий, надо создать условия, в которых ребёнок начнет думать, пробовать и делать свои выводы.
Необходимы так же целенаправленные игровые упражнения, в ходе которых малыш будет учиться выделять и соотносить признаки предметов. О них вы узнаете в нашей следующей статье.
Развитие мышления – процесс непростой и трудоёмкий. Помогите малышу, играя вместе с ним в простые игры.
9«Такой-не такой»
Игры такого рода направлены на закрепления понятий одинаковые, разные. Вам понадобятсякартинки с изображением одинаковых и разных предметов (предметы отличаются только одним признаком). Рассматривая их вы с малышом можете заострить внимание на отдельных признаках предмета и проговаривать свои действия: эти чашки разные, одна маленькая, другая большая.
«Найди такую же картинку»
...ЕщёИгры на развитие мышления и восприятияПодберите несколько одинаковых картинок (на картинках могут быть изображены предметы или геометрические фигуры). Выберите одну и предложите малышу из 3-4 других выбрать такую же. Играйте весело, хвалите малыша почаще и результат не зас
Развитие мышления – процесс непростой и трудоёмкий. Помогите малышу, играя вместе с ним в простые игры.
9«Такой-не такой»
Игры такого рода направлены на закрепления понятий одинаковые, разные. Вам понадобятсякартинки с изображением одинаковых и разных предметов (предметы отличаются только одним признаком). Рассматривая их вы с малышом можете заострить внимание на отдельных признаках предмета и проговаривать свои действия: эти чашки разные, одна маленькая, другая большая.
«Найди такую же картинку»
Подберите несколько одинаковых картинок (на картинках могут быть изображены предметы или геометрические фигуры). Выберите одну и предложите малышу из 3-4 других выбрать такую же. Играйте весело, хвалите малыша почаще и результат не заставит себя ждать. В речи часто используйте слова, обозначающие признаки предметов (форму и размер).
10«Найди все большие предметы»
Предложите малышу выбрать картинки, на которых нарисованы большие (или круглые, или красные предметы).
«Какой предмет лишний»
Вам понадобятся игровые карточки с изображением предметов, один из которых отличается от других по одному признаку. Рассмотрев картинку, предложите малышу назвать непохожий на другие, лишний предмет. Пусть малыш объяснит свой выбор.
«Что в коробке?»
Игра поможет малышу научится открывать и закрывать коробку, ведро, кастрюлю. Положите в коробку игрушки 3-4 и вытаскивая по одно рассматривайте с малышом. Обращайте внимание на цвет, форму, фактуру и вес предмета. Расставляя их перед малышом проговаривайте: «Поставим кубик рядом с мячиком, пирамидку около зайки».
«Где мишка?»
Возьмите детский стул и посадите мишку на него. Спросите: «Где мишка», ответ: «Мишка на стуле». Посадите мишку под стул, около стула. Замените мишку другой игрушкой. Когда малыш начнет пользоваться данными понятиями, предложите ему поставить игрушку около, на или под стул. Другой вариант игры тоже направлен на развитие пространственного восприятия. Игра с ведром или коробкой позволит закрепить понятия: в коробке, около коробки, за коробкой, перед коробкой.
«Наведём порядок»
Договоритесь с сыном или дочкой, что наведёте в комнате порядок. но будете складывать в корзинку только желтые игрушки, или только квадратные и т.д.
«Разноцветные башни»
Вам понадобятся кубики двух цветов. Предложите малышу построить синюю и желтую башню. Для этого ему придётся подумать и подобрать кубики необходимого цвета.
Малышу в этом возрасте отлично подойдут разнообразные крупные конструкторы, втулки-вкладыши, матрёшки, пирамидки, стаканчики разной формы и другие развивающие пособия, направленные на восприятия отдельных признаков предмета. Помните, только ваше участие и поддержка помогут малышу добиться наилучших результатов.