Характерной чертой джаз-модерна является то, что наше тело здесь используется для отбивания ритмов музыки подобно музыкальному инструменту.
Ломаные движения тела и эффективные бросания его на пол дает этому танцу неповторимую энергетику, которая захлестнет Вас с ног до головы.
Основные особенности джаз-модерна можно рассматривать по двум направлениям: внешние (движенческие, формообразующие) и внутренние (психодуховные).
Тем кому интерестно как развивался джаз-модерн танец.
«Модерн» - целиком детище XX века. Эта система танца создавалась на основе творчества великих исполнителей и хореографов. Связь между формой танца - модерн и своим внутренним состоянием. Формирование стилей танца - модерн под влиянием какой-либо четко изложенной философии или определенного видения мира. Превращение из экспериментального направления в определенную танцевальную систему, со своими принципами и законами технического исполнения. Параллельное развитие идей танца - модерн в США, в Западной Европе, и прежде всего в Германии.
Основоположники модерн - танца (Марта Грэхем, Дорис Хамфри, Хосе Лимон, Мерс Каннингем). Создание авторских школ и систем подготовки.
В танце - модерн, все тело исполнителя принимает участие в движении, основой движения служит позвоночник. И именно работа над подвижностью позвоночника лежит в основе многих систем танца - модерн. Так, например, в технике М.Грэхем основой движения служит contraction и release (сжатие и расширение), которое исполняется в центр тела. В технике Д. Хамфри, а затем X. Лимона позвоночник расслаблен и свободен, движение исполняется за счет падения и подъема тяжести корпуса, т.е. движение строится по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат (recovery). В технике М. Каннингема большую роль играют различные спирали и изгибы позвоночника в соединении с движениями ног, заимствованными из экзерсиса классического танца. Модерн-джаз танец в некоторых разделах урока заимствует из различных техник упражнения, направленные на развитие подвижности позвоночника.
Модерн – самостоятельное движение.
Когда становится очевидной недостаточность слова, у человека всегда остается возможность обратиться к последнему и непреложному аргументу - собственному телу. Прибегнув к этому последнему и предельному инструменту, человек получает уникальную возможность максимально приблизиться к точному соответствию внутреннего и внешнего, формы и содержания, ибо сам он является магическим кристаллом, преломляющем в себе физическую и духовную суть мира", - примерно так можно определить философию современных исполнителей танца модерн.
Искусство их строится сегодня чаще всего на характерных для современной культуры жанрах. Порою модерн - спектакли сочетают в себе, казалось бы, диаметрально противоположные элементы: современной танцевальной техники (“contemporary”, “new dance”) и то, что именуется традицией: обряд, ритуал; опыт европейского театра абсурда и пластические эксперименты буто. В данном случае танец является как бы пространственной "разверсткой" какого-либо состояния или души.
Создание нового танцевального жеста, нового стиля движений, новых форм случается крайне редко. Все это развивается от поколения к поколению. Самое большее, на что может рассчитывать хореограф - это расширить то, что уже унаследовано, найти новые комбинации старых образцов.
Но в течение настоящего столетия под влиянием идей Айседоры Дункан четыре женщины-хореографа - Рут Сен-Дени, Марта Грехем, Мери Вигман и Дорш Хэмфри - изобрели и ввели в употребление новые танцевальные движения, новый хореографический стиль, именуемый модерн-танец, так же как импрессионисты открыли и разработали новую эстетику, новые формы живописи.
Танец модерн, по определению английского словаря искусств, - это направление танца - ХX века, являющееся альтернативой классическому балету; отличается от него большей свободой и выразительностью средств. В CШA его формирование связано со школой "Денишон", основанной в 1915 г. Рут Сен-Дени и Тедом Шоном. В Великобритании в 1966-67г.г. были созданы "Театр и школа современного танца" под управлением ученика Марты Грэхем - Роберта Коэна.
Основные черты танца модерн.
Первоначально техника модерн-танца основывалась на соединении восточной, азиатской традиционной хореографии и свободной пластики, классический балетный танец отвергался полностью. Вначале инициаторы этого нового хореографического направления утверждали, что он существенно отличается от всех, традиционных форм танца, особенно от балета, и что тот, кто специализируется в одном стиле, не может быть хорошим, исполнителем в другом. Но со временем то, что оказалось ценным и жизнеспособным в технике танца модерн, вошло в классический балет и наоборот - пластика модерн-танца значительно обогатилась движениями и техническими приемами классического танца.
Но и в первые годы своего существования и сейчас танец модерн опирается на восточную философию и ставит своей целью не только физическое совершенствование человека, но и умственное, и духовное развитие.
Техника этого стиля основывается на принципе цикличности - любое движение развивается из точки спокойствия, стремится к кульминации, после чего переходит в расслабление. Процесс расслабления столь же важен, как и напряжение. Данная хореография подчеркивает значение, как будто постепенно развертывающегося, исходящего из центральной точки движения, что характерно для восточного танца, плюс добавленные к этому напряжение и сдержанность, которые вовсе не являются характерными для Востока.
В танцевальном стиле модерн используются движения сидя и лежа на полу равноценно с движениями стоя и прыжками. Хореографами модерна придумано множество красивых движений падающего тела, так же как и тела, поднимающегося с пола.
Кроме того, используется сложная техника балансирования на согнутых коленях, при которой бедра танцующего является своеобразной осью, в то время как спина наклонена назад и образует противовес. А также используется вращение при изменяющейся и колеблющейся оси тела.
Техника танца модерн неразрывно связана с умением контролировать дыхание. Любое физическое движение согласуется с фазами дыхания, зависит и подчиняется им.
Для танца модерн характерно использование разнообразного музыкального материала: классическая симфоническая, современная музыка и даже драматически выраженные звуки и шумы, как, например, жужжание, гудение, крики.
На стиль сценической одежды модерн танца оказала большое влияние Марта Грэхем. Ее нововведением была длинная, свободная одежда и леотарда (деотар).
Танец выражения (экспрессивный танец) – современная танцевальная форма, одна из направлений танца модерн, развившаяся в 1980-e годы. Предполагает внесение в танец момента индивидуальности, помимо чистой техники исполнения и использования импровизации при обучении. Движения отличаются резкостью, угловатостью, направленностью вниз, вопреки общепринятому балетному устремлению вверх.
Авангардистский танец, - экспериментальная танцевальная форма, отвергающая условности классического балета и современного танца, использующая движения обыденной жизни.
В США авангардистский танец представлен в основном работами М.Каннингема. Сохраняя технику и ритм, он отказался от повествовательного и эмоционального аспектов в танце, от прямой связи танца с музыкой.
В Японии авангардистский танец представлен формой буто-танец, которая разработана Тацуми Хичиката в 60-е годы ХХ века. Сочетает буто в себе японскую традицию с европейским авангардом. Характеризуется переходом от спокойных к неистовым движениям. Подчеркивает эмоциональное напряжение, выраженное в стилизованной форме.
Буто выступает против профессионализации искусства. Хотя многие танцовщики буто достигают невероятного совершенства, это не технический уровень, а результат работы духа. Главным здесь является вовлечение в душевный ритуал, когда исполнитель перестает ощущать себя человеком, а вспоминает то состояние, которое он испытывал будучи в прошлой жизни животным, растением, песком, водой.
Техника движений, сущность танца не имеют определяющего значения. Так как человеческий мозг несет в себе всю информацию, существующую во Вселенной, обладает "коллективной памятью", то ему для выражения определенного состояния с помощью пластики не нужно специально учиться. Человек знает как нужно двигаться, это нужно только вспомнить.
Самая поверхностная особенность культуры буто - белый грим. Полузакрытые глаза, выбеленные лица, иногда бритые головы - все это делается ради “антииндектификации” отдельного «я» в стремлении приобщиться к «я» всеобщему.
Другая особенность - согнутые колени, практически не выпрямляющиеся в течение всего танца. Прямые ноги - это порождение социального мира, «арочные» ноги рождены миром, который не может быть выражен в словах.
Буто стирает половые различия: «я» есть «я» - не мужчина и не женщина; в то же время и мужчина и женщина.
Танец буто часто очень медленный. “Камень и ветер - наши преподаватели, стволы берез - наши партнеры, море и муравейник - наш танец, осенние листья и коровы - наша аудитория, через танец мы постигаем смысл жизни”.
Джаз – танец.
Истоки джаз-танец берет из ритуальных танцев африканских народов. Попав на американский континент вместе с черными рабами, он долгое время был исключительно негритянским танцем. Однако в 1920-е годы африканские ритмы смешались с элементами европейских танцев и сформировали стиль американского джаз-танца.
Подлинным пионером джаз-танца по праву считается Джек Кодл. Он обработал и соединил элементы индийского танца, этнического танца негров и модерн-танца с ритмами свинга и создал свой неповторимый стиль. Именно его система позволила развить джаз-танец до современного уровня.
Дополнил систему Кола один из его учеников - Матт Маттокс. Техника Маттокса до сих пор (вот уже на протяжении 35 лет) остается практически неизменной и пользуется огромной популярностью.
Особенности исполнения джаз-танец.
Европейский способ исполнения требует от танцора удерживания туловища выпрямленным, закрепленным, с повышенным тонусом мышц брюшного пресса и ягодиц. Такой центрально-управляемый контроль над телом позволяет точно выполнять вращения, удерживать равновесие, создает предпосылки для чистоты и четкости движений.
От примитивных плясок африканцев джаз-танец унаследовал два основных правила - полицентрику и изоляцию. Африканские танцоры никогда не танцуют с выпрямленной спиной и напряженным туловищем. Их движения как будто выходят из различных центров, различные части тела двигаются независимо друг от друга, часто с разной скоростью, с разной амплитудой. Эти двигательные принципы и называются полицентрикой.
Изоляция - это способ к движению независимых друг от друга отдельных звеньев тела.
Каждая часть тела джаз-танцора подготовлена настолько, что может перемещаться не только изолированно, но и контрапунктически друг к другу. Условными центрами в джазовом движении становятся голова, плечи, руки, грудная клетка, таз, ноги. Исполнители джаз-танца двигаются мягко, создается впечатление, что все движения вытекают из абсолютно расслабленных положений.
Специфическими признаками джаз-танца является мультипликация и оппозиция.
Мультипликация означает разложение одного простого движения внутри ритмической единицы. Типичный пример - различные виды джаз - ходьбы, при которой, вес тела переносится постепенно, в большинстве случаев с акцентом на неударную долю такта. Этот принцип получил в дальнейшем наибольшее развитие в брейк-дансе.
Оппозиция означает положение или противодвижение той части тела, которая требует движения другой части. Например, грудная клетка двигается в одном направлении по отношению к тазу, а голова в обратном направлении относительно грудной клетки. Об оппозиции говорят при обозначении такого положения отдельных частей тела, которое специально нарушает прямую линию.
Модерн и Джаз-Модерн.
Модерн. Это техника более сложная, и по характеру движения, и по смыслу. Исторически родоначальницей модерна считается Айседора Дункан, которая в протест изжившему себя балету стала танцевать босиком, в простой одежде, отрицая классические позиции, пуанты, все, что по ее мнению заслоняло простоту и красоту танца. Разработка же самой танцевальной техники модерн принадлежит таким мастерам, как Марта Грэхем, Мерс Каннингэм, Дорис Хамфри.
Само слово "Модерн" означает "новый, современный", однако в современном варианте эта техника, конечно, отличается от варианта начала прошлого столетия. Вкратце то, что сейчас понижается под термином модерн, можно суммировать, как концентрацию не только на движениях тела, но и на ощущениях, возникающих в процессе танца, и на душевном состоянии. Его иногда называют танцем для головы, философским танцем. Цель модерна - это гармония в теле, в душе и в голове, а также между этими тремя компонентами. Здесь много движений, которые выглядят расслабленными, медленными, иногда похожими на йогу. Нет таких эффектных джазовых поз, все более плавно и текуче. Вообще модерн приносит большую пользу, но им стоит заниматься уже когда есть какая-та физическая подготовка. Человек со знанием своего тела быстрее вникнет во все премудрости модерна, да и результат будет виднее. Поэтому если у вас нет подготовки, до модерна можете походить, например, на джаз, фанки, бальные танцы, или какой-то спорт... На базе модерн-танца возникают всевозможные новые техники. Например, афро-модерн (этнический вариант), танец на трапециях или всевозможные смеси модерна со сцендвижением, вокалом, боевыми искусствами, пантомимой... Признаюсь честно, не знаю, причислять ли к модерну терапевтические техники Пилатес и Александер. Это комплексы упражнений, которые великолепно тонизируют и укрепляют мышцы и помогают танцорам (да и простым смертным) предупреждать и лечить растяжения, переломы, вывихи.
Да, и по поводу музыки - модерн приемлет абсолютно любое звуковое оформление, от органных месс до скрежета машин, человеческой речи - или просто тишины.
Танец модерн появился в Северной Америке в начале 20 века как средство выразить в танце новые чувства и понятия, характерные для искусства того периода, и как ответ на кризис западного классического балета, до его преображения в результате знакомства с великим русским балетом (малоизвестным в Европе до "Русских сезонов" Дягилева).
Термин "модерн" больше распространен в Америке; в Европе чаще используют слово "современный" (contemporary). Иногда делается различие: танцем модерн называют несколько крупных школ танца, в целом и определивших развитие этого стиля, и современным танцем - все остальные.
Танец модерн отрицает или считает необязательными многие характерные черты классического танца - выворотность, удлиненность конечностей, воздушность прыжков и танец на пуантах. В танце модерн танцоры часто выступают босиком и широко используют партерную технику. Существует много школ и направлений танца модерн, сильно отличающихся по технике. Многообразие выразительных элементов танца модерн делает его значительно более демократичным и позволяет успешно выступать людям, пластически одаренным, но начавшим танцевать уже взрослыми или не обладающими достаточными данными для классического балета.
На Западе классический балет и танец модерн развиваются во взаимном влиянии. Многие выдающиеся танцоры одинаково сильны и в том и в другом стиле, и многие хореографы свободно комбинируют характерные пластические элементы обоих направлений танца.
"О бедном модерне замолвлю я слово". Почему "о бедном"? Потому, что ни одно танцевальное направление в России не вызывает такого количества противоречий и такого глубокого непонимания, как модерн. "Модерном" зовется все то, что непонятно и непохоже ни на что. "Модерном" называется все, что не вкладывается в узкие рамки книжных определений. Все, что плохо лежит на полках танцевального искусства. Сколько хореографов, сколько доморощенных, новоявленных и настоящих специалистов, столько мнений о "модерне" и "contemporary".
Модерн, вернее его исполнители и создатели, вначале и не думали создавать какой-то новый танцевальный стиль в век тотального главенства классического, историко-бытового и характерного направления. Просто возникали определенные попытки по-новому взглянуть на танцевальное искусство, найти другие выразительные средства.
На сегодняшний день термином "модерн" принято называть танцевальную технику выработанную Мартой Грэм, Рудольфом Лабаном и др.
Основные особенности модерна можно рассматривать по двум направлениям: внешние (движенческие, формообразующие) и внутренние (психо-духовные).
Во внешних отличиях можно проследить несколько особенностей: взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующей основы; максимально выраженная градации физического напряжения тела; наличие большого количества, ведущих точек вектора; визуальное смещение главного центра движения из основного во вспомогательные; поиск второго третьего и т.д. планов музыкального сопровождения.
Однако более важные отличия возникают во внутреннем содержании. Каждое из крупных танцевальных направлений ставит перед собой определенные задачи внутреннего содержания, которые он воплощает в своих произведениях. Народный танец выражает душу народа, историко-бытовой - душу эпохи, бальный - удовольствие и кураж, классический, за некоторым исключением, чистота линий и тот же кураж танцовщика от умения выполнять сложные элементы и т.д. Но только модерн и contemporary могут касаться наиболее глубоких и философских тем, вскрывая самые потаенные первоосновы человеческого существа, в своих попытках прикоснуться к Богу.
Первоначально подавляющее большинство модерновых школ отрицало классический танец в качестве возможного "партнера" во взаимодействии. Отчасти это отношение передала Айседора Дункан. Со временем подобные барьеры были преодолены.
Наиболее популярным в настоящее время является союз джаза и модерна. Некоторые хореографы называют в чистом виде модерн-джаз - модерном, не зная, каким образом эти два “заморских зверя” можно соединить, и как их различить. Конечно, при наличии в постановках характерных особенностей двух направлений можно ставить между ними дефис, но только после подробного изучения и джаза, и модерна.
Джаз Модерн (Jazz Modern).
Этот стиль сценического танца был создан еще в начале 20 века, в противопоставление балету. Но это не значит, что он старомоден. Наоборот, современный танец постоянно развивается. Здесь очень гармонично сочетается огромный опыт прошлого с новыми и неожиданными идеями. Танцуя в этой технике, люди не только иллюстрируют музыку (реагируя на ее изменения, характер и т.д.) но и вкладывают в танец свою душу, свое отношение к себе и окружающему нас. Здесь каждый может выразить себя и получить удовольствие.
Современный танец - это также постоянная работа со своим телом, развитие своих физических возможностей: сила, гибкость, пластичность, выносливость. Возможность всегда быть в хорошей форме и прекрасном настроении.
Для Jazz Modern нет никаких рамок и ограничений. Его могут танцевать абсолютно все: в любом возрасте, под любую музыку и с любой физической подготовкой. Главное - это желание. Наконец, это постоянный процесс самосовершенствования через танец. Веселый и увлекательный, полный экспериментов и открытий. Это путь к внутренней свободе человека, при полной ответственности за свои действия. Почти всегда это просто, но иногда трудно и тяжело, и от этого еще интереснее.
Джаз и модерн.
«Чем отличается джаз от модерна?» - этот вопрос заставляет задуматься даже уже давно танцующих джаз людей (непрофессионалов). На самом деле, это совершенно два независимых направления в танце. Не вдаваясь в подробности и не заглядывая далеко в историю, можно выделить следующие основные черты модерна:
-эта техника основывается на релаксации тела, на его детальном изучении в расслабленном состоянии и на контроле за дыханием;
-движения как бы рождаются из привычных повседневных телодвижений обычного человека;
-танец практически построен на движении по инерции. То есть, если вы расслабитесь, представите, что, к примеру, ваша голова тяжелее всего остального и все тело движется в ту сторону куда вы «кидаете» свою расслабленную макушку, при этом тело плавно «перетекает» из одной точки в другую, то это будет чистейшей воды танец в стиле модерн;
-модерн не требует вытянутых стоп и супер координации, но он требует естественности телодвижений и пластичности. Для того, чтобы модерн смотрелся, требуется такая же серьезная как в джазе танцевальная база, основанная на хореографии.
Теперь основной вопрос: что такое джаз-модерн? Это не самостоятельная техника. Просто в постыднее время джаз все больше и больше берет от модерна, обогащается за счет его открытий. Но нельзя одновременно преподавать джаз и модерн. Эти совершенно разные техники требуют разных подходов к изучению. Чаще всего в модерн приходят люди уже достаточно давно знакомые с хореографией, джазом и имеющие приличную танцевальную базу и опыт.
Мировые звезды джаз и модерн танца.
Джеральдина руководит собственной профессиональной труппой, как хореограф сотрудничает со многими известными компаниями, в частностиработала на знаменитом телесериале «Горец». Преподает во Франции, Германии, Швеции, Италии, Австрии, Марокко... Ее конек – афро джаз и модерн-джаз.
Танец Рика Одумса - это точность классики плюс ритм и чувственность джаза. Афро-американец Рик начинал в балете Хьюстона, руководил собственной труппой в Нью-Йорке, играл в кино и на Бродвее, прежде чем в 1979-м окончательно обосноваться во Франции. Тогда же он создал шоу на площадке для певицы Вивиан Рид. По-прежнему ставил для кино, например, для известного нашему зрителю фильма-эпопеи "Одни и другие". Во Франции работал с такими звездами балета, как Патрик Дюпон, а также сотрудничал с Национальным балетом Норвегии, Дортмундским опертым театром, телевидением Австрии, Швейцарии, Германии. В 1983 основал собственную танцевальную компанию, а с 1988 года возглавляет Парижский институт джаз танца.
И Джэральдина Армстронг, и Рик Одумс - ученики и сотрудники Матта Маттокса, чей приезд, собственно, стал гвоздем программы и привлек особое внимание.
Матт Маттокс - человек-легенда. Его называют великим учителем и великим мастером. Поклонник Фреда Астера, в 12 лет он взял первые уроки степа. Позже получил классическое образование. Выступал в мюзиклах, ставил на Бродвее, снимался в кино. Среди самых известных фильмов –"Джентльмены предпочитают блондинок" и "Семь невест для семи братьев".
В 1858-м Матт Маттокс был назван одним из лучших джазовых танцоров мира. В 1964, 1974 и 1987 - лучшим хореографом, работающим в кино, на Бродвее и в телешоу. Он создал собственную технику джаз-танца, признанную в мире.
Мэтр называет свой стиль свободным. В своей методике делает акцент на изоляцию, координацию, полиритмию разных частей тела, релаксацию и концентрацию. Использует классику, модерн, этнический танец, степ, элементы спорта, а также повседневные жизненные наблюдения. Минимум напряжения, максимум воображения - вот главное, считает Маттокс. Идеал движения для него - кошка. Он и сам в свои восемьдесят с лишним, показывая, движется легко и мягко, по-кошачьи.
Российские танцовщики удивили человека-легенду. Они не знают его техники, но в целом их уровень довольно высок. Заключительный гала-концерт Первого Московского фестиваля молодых исполнителей джаз-танца в самом деле показал, что наши проблемы не столько в уровне танцовщиков, сколько в скудости хореографических идей.
Искусству джаз-танца, как и всякому искусству, нужно учиться долгие годы. За одну неделю заметного результата, конечно, не достичь. К этому Маттокс и не стремился. Главная задача, считает он, - ознакомление. Чуть больше информации – и ваша жизнь может стать другой.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев