Рис. 11. Доля молодежи среди занятых по видам экономической деятельности (по данным Росстата, 2014 г.)
В России складывается уже критическая ситуация сокращения молодежи в таких стратегических сферах, как образование, здравоохранение, обрабатывающее производство. Доминирование молодежи в таких секторах, как финансовая деятельность, гостиницы и рестораны, торговля указывает не столько на специфику этих отраслей, сколько на выбор молодежи. Трудно себе представить, что проработавший порядка 5 лет специалист из финансового сектора вдруг резко пойдет в промышленность. В стране в перспективе 20–30 лет не останется кадров, необходимых для структурной перестройки экономики.
Готова ли российская молодежь заниматься собственным делом? Социологические опросы показывают, что интерес к собственному бизнесу проявляют 43,8% мужчин и 28,1% женщин. Но несмотря на то, что почти половина молодежи хотела бы заниматься собственным делом, работает не по найму только 5,6% молодежи! Это предельно низкий показатель, ниже остальных возрастных групп. Число индивидуальных предпринимателей из молодежи — 554 тыс., в то время как общее число предпринимателей составляет 3,3 млн. Только 16,7% предпринимателей находятся в молодежном возрасте, что явно указывает на то, что молодежи не хватает стимула, условий или возможности и способности для открытия собственного бизнеса, хотя желание есть! Из тех, кто выбирает путь предпринимателя, только единицы вносят вклад в будущее страны, поскольку выпускники гуманитарного профиля выбирают не путь инноваций и технологий, в которых они просто в силу образования не разбираются, а занимаются куплей-продажей одежды, продовольствия и др.
У молодежи нет стратегического видения того, какие стоят перед страной задачи. Но учитывая, что этого видения нет и российских властей, это вполне неудивительно.
Эти тенденции указывают на необходимость скорейших изменений в молодежном вопросе:
1. Необходимо формирование государственной молодежной политики на всех уровнях становления и развития молодежи. Это детские сады и школы, СМИ и Интернет как фактор воздействия на сознание подрастающего поколения, профессиональная ориентация молодежи, структура подготовки профессиональных кадров и структура российской экономки, политика в отношении молодых семей и др.
2. Безотлагательно следует вернуть национальную идею народу, и государство обязано ее всецело поддерживать и защищать. Пока молодежь находится в стадии становления, ей необходима направляющая роль наставника, которым и выступает государство. Национальная идея неразрывным образом должна быть связана с традиционными российскими ценностями.
3. Необходима работа со СМИ и иными инструментами мягкой силы — телевидение, кино, Интернет. Около 50–60% молодежи предпочитает свое свободное время проводить за просмотром телепередач и видеофильмов. Бесконтрольный поток мусорной информации, пропагандирующей ценности античеловека, убивает в молодежи способность отделять добро от зла, лишает ее морально-нравственных ориентиров.
4. Молодежи следует переосмыслить политические и жизненные приоритеты. От подхода критики без действий, готовности примириться с внешними обстоятельствами, молодежи предлагается осознать, что именно она — эта основа будущего России и от выбора молодежью профессии, ценностных ориентиров зависит то, в какой России жить молодежи и детям через 20–30 лет.
Нет комментариев