Зачастую, во время проведения экскурсии по залам Музея быта и ремесел п. Висим, не хватает достаточно времени, чтобы рассказать о том или ином экспонате полную информацию. А ведь каждый предмет наших экспозиций – немой свидетель истории поселка Висим, работы Висимо-Шайтанского железоделательного завода, и даже развития черной металлургии на Урале.
В основной экспозиции Музея быта и ремесел п. Висим есть один экспонат – кусок жестяного кровельного листа 200х180 мм с нанесенным на нем клеймом завода-изготовителя. Этот кусок был вырезан из листа кровельного железа, простоявшего на крыше одного из домов пос. Висим. по ул. Рабоче-Крестьянская 39. Вышеуказанный дом был построен до 1917 года (точная дата не зафиксирована, предположительно 1880-1890 гг), имел два этажа и считался по местным меркам зажиточным. В 2017 году в нем производились работы по замене крыши и строители обнаружили листы кровельного железа, сохранившиеся со времен постройки самого дома. Ту часть кровельного железа, которая имела штамп завода-изготовителя хозяин дома передал в Музей быта и ремесел пос. Висим.
Судя по штампу и состоянию экспоната (налет ржавчины, рваные края на месте крепления листа) – лист простоял на крыше не менее 100 лет. Но за столетие прочностные характеристики практически не ухудшились (лист по-прежнему гибкий, хорошо держит форму, смять, загнуть или предать ему форму без специального инструмента крайне затруднительно, хотя толщина листа – 0,7 мм). Одна из сторон экспоната имеет шершавую поверхность черного цвета с небольшими вкраплениями ржавчины в тех местах, где нет шершавого покрытия. Данное покрытие, по-видимому, являлось хорошей защитой от агрессивного воздействия окружающей среды.
«С 1820-х гг, Нижнетагильский завод начинает специализироваться на выделке дорогостоящего элитного листового кровельного металла.
В 1836 г, мастер Федор Абрамович Шептаев разрабатывает способ проката листового железа, получивший название «староуральского с подмусориванием», который использовался в производстве вплоть до середины XX в.
Сначала полосы кричного железа (продукт передела чугуна в кричных печах) длиной до 2 метров и сечением 150 x 25 мм нагревались и прокатывались, пока не достигали толщины в 3 — 6 мм. Получившаяся полоса разрезалась на пласты весом от 12 до 20 фунтов, они назывались «узкая болванка» или «сутунка». Затем узкую болванку пропускали через валки прокатной машины поперек длины 13-15 раз. Затем болванку складывали попарно в «двойки», пересыпая при этом листы угольным мусором, вновь нагревали и прокатывали до половинного размера. Потом листы опять пересыпали угольной крошкой, складывали по три в «тройки» и пропускали сквозь валки, получая уже листы полного размера — 2 аршина в длину и 1 в ширину (1420×710 мм), толщиной 0,5 мм. В сутки выкатывали до 1000 листов. Далее листам придавали товарный вид. Их неоднократно пробивали под молотами, складывая в стопы по 30 — 50 штук, также предварительно пересыпая толченым углем. В завершение листы обрезались вододействующими ножницами и клеймились. За счет использования угольной крошки в этой технологии тагильское листовое железо имело матовую поверхность благородного оттенка.
Другого такого железа на рынке не было, остальные заводы производили листовой металл с глянцевой поверхностью. Благодаря фирменному стилю и высокому качеству продукция тагильского завода стоила в два раза больше, чем у основных конкурентов и спрос на нее был стабильно высоким».
[https://tagil-press.ru/publications/18153/18153-2]
«Прокатное дело стало развиваться с 40-х годов XIX в.
Для прокатки кровельного железа, пользовавшегося большим спросом на российском рынке в пореформенный период, был построен листопрокатный завод на реке Исе в 1873 г. Завод имел два листопрокатных стана с приводом от водяных колес. Заготовка для листа (болванка) прокатывалась на Верхнесалдинском заводе. Исинский завод был, по сути, вспомогательным цехом последнего.
Окончательная отделка кровельного листа производилась на В. Салдинском заводе. Заготовку на Исинский завод и продукцию оттуда до Верхней Салды транспортировали: зимой на санях, а в летний период на баржах, водимых маленьким пароходом с горизонтально расположенным котлом, который за маленький его размер прозвали в народе «Комарик».
Плотина Исинского пруда была построена под руководством Я.С .Колногорова, работавшего в то время помощником главного управляющего заводами в Н. Тагиле. Корпус листопрокатного завода построен из металла легкого ажурного типа. Часть рабочих этого завода жила на Исе в бараках, без всяких удобств. Многие жили в Салде и в д. Северной и на завод ходили пешком.
Готовое кровельное железо, привезенное в Салду, складировалось в кирпичном сарае на берегу Верхнесалдинского пруда на плотине. Исинский завод закрыли в 1910 г. Корпус основного цеха был перевезен в Н. Салдинский завод. Исинский пруд стал хорошим резервом для Верхнесалдинского завода.»
[ https://saldagorod.ru/clubs/1_yekonomika-saldy-v-xix- ..].
Таким образом, можно сделать заключение, что первый хозяин дома по ул. Рабоче-крестьянской 39 (бывшая 1-ая Нагорная) был человеком рачительным и не поскупился - приобрел на покрытие крыши лучшее кровельное железо, изготовленное по технологии «староуральское с подмусориванием». Тем более, качество железных изделий группы нижнетагильских заводов имело славу далеко за пределами Урала, до и вообще страны. Примером этому служат следующие факты:
«Англичане в XVIII веке железа не выплавляли, – отмечает Владимир Запарий. – Дело в том, что производство тогда было древесно-угольным, а в Англии к тому времени уже были вырублены почти все леса. Лишь к началу XIX века они смогли заменить древесный уголь на каменный. А до тех пор закупали железо у России. Был интересный случай – в 90-е годы XVIII века наша делегация прибыла в Лондон, и спросила у мэра, не протекают ли в городе крыши. Градоначальник тогда ответил, что нет. А интересовались наши представители не зря, ведь железо на крышах Лондона было из Тагила!
Более того, тагильским кровельным железом в XIX веке даже покрыли крышу здания Британского Парламента – Вестминстерского дворца на берегу Темзы. В XVIII и XIX веках его несколько раз реставрировали, в том числе и после пожара 1834 года, уничтожившего здание почти целиком. Лишь Башня драгоценностей, Вестминстерский Холл, пара часовен и монастырь тогда уцелели. Для возведения нового здания понадобилось много металла, и уральские заводы легко справились с выплавкой такого объема».
[ https://www.ural.kp.ru/daily/26457 .4/3326878/]
«В 1887-м году во Франции началось свое грандиозное строительство. К Всемирной выставке 1889 года ведущих французских инженеров пригласили поучаствовать в конкурсе. Они должны были предложить проект такого сооружения, которое бы демонстрировало технологические достижения страны. Вариантов было множество – всего 107. Одни инженеры предлагали соорудить в Париже гигантскую гильотину, как напоминание о Великой французской революции, другие настаивали, что самому романтичному городу мира, страсть как необходим огромный каменный обелиск, точь-в-точь, как тот, что подпирает небо в Вашингтоне. Но выбор жюри в итоге пал на проект высотной башни инженерного бюро Гюстава Эйфеля.
Любопытная деталь. Незадолго до этого Гюстав Эйфель помогал строить Статую Свободы. По одной из версий, занимаясь проектом массивной стальной опоры и промежуточного каркаса гигантской медной скульптуры, он был настолько поражен качеством уральского металла, что именно его и решил использовать при создании своей башни.
Строительные работы велись два года. В них было занято больше трехсот рабочих. При возведении сооружения Эйфель использовал множество хитростей. Так, отверстия для заклепок на деталях, его подчиненные просверлили еще на земле. А все детали были относительно легкими – весом не более трех тонн. Всего же понадобилось порядка 18 тысяч металлических деталей из уральского металла и 2,5 миллиона уральских заклепок, чтобы башня не развалилась!
Изначально планировалось, что диковинное сооружение простоит 20 лет, после чего его демонтируют. Но с уральским качеством «железная дама», как прозвали башню французы, и ныне стоит на своем законном месте».
[ https://www.ural.kp.ru/daily/26457 .4/3326878/]
В итоге хочется сказать, что совсем обычный музейный экспонат может поведать целую историю, связанную с великими свершениями прошлого. И нам, потомкам, уральских мастеров нужно гордиться своей «малой родиной», изучать ее историю и стремиться в будущее.
Приглашаем Вас посетить наш музей, где есть еще очень много интересных экспонатов и историй.
#экспонат, #Музейбытаиремесел, #историяэкспоната
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев