Перед революцией 1917 г. Острогожск занимал почетное второе место после губернского Воронежа по численности населения, промышленности, торговле, учреждениям культуры и образования. В XIX веке Острогожск называли «Воронежскими Афинами».
С Острогожском прочно связаны имена видных общественных деятелей, ученых, деятелей культуры: К.Ф. Рылеева, Н.В. Станкевича, И.Н. Крамского, Д.В. Веневитинова, Ф.А. Куманина, Е.М. Милициной, С.Я. Маршака, Г.Н. Троепольского, В. Кубанева, П.Ф. Федосеенко, А.В. Филипченко и др.
План поставить жилой город «на реке Тихая Сосна у острогу Тернового леса на Кольмиусской сакме» возник в 1636 году при строительстве Белгородской защитной черты, однако, строительство нового города осуществилось лишь в 1652 г. Для строительства крепости на это место прибыло из различных русских городов около 200 человек стрельцов, пушкарей, станичников и детей боярских.
Руководить строительством было поручено воеводе Федору Арсеньеву.
Через два дня после закладки крепости, с разрешения царя Алексея Михайловича, сюда, на оседлое жительство, прибыло 1003 украинских переселенца с семьями, под предводительством полковника Дзиньковского. Закладка крепости и соборной церкви состоялась 16 августа 1652 года. Через несколько лет после завершения строительства крепости в ней был устроен Пятницкий девичий монастырь, с церквами Параскевы Пятницы и Успения (1663 г.), а также выстроена Покровская церковь. Между крепостью и жилой застройкой в непосредственной близости от Московских въездных ворот уже во второй половине XVII в. образовалась торговая площадь. Здесь же, в конце XVII века было открыто подворье Дивногорского Успенского монастыря, а также выстроены деревянные церкви Преображения и Воскресения.
Население Острогожска быстро увеличивалось. «Сюда непрерывно приходили другие партии заднепровских переселенцев и свободно подселялись здесь к прежним выходцам. С другой стороны, в виду соблазнительной приманки со стороны громадных, исключительных привилегий, дарованных Московским правительством населению Острогожска… сюда большими массами приезжали переселенцы из Великороссии, вследствие чего здешнее население приумножалось чуть ли не ежедневно и быстро возрастало».
С 1710-х гг. в Острогожске начинается каменное строительство. Первыми каменными зданиями города были Богоявленская церковь в Лушниковке (ок. 1711 г.) и Троицкий собор на площади, (освященный в 1721 г.). К концу XVIII в. были выстроены в камне все церкви города. Ко второй половине XVIII века относится постройка первого кирпичного гражданского здания — жилого дома Острогожского бригадира И.И. Тевяшова. Обширная территория усадьбы Тевяшовых начиналась от крепости и тянулась далеко на север. Двухэтажный кирпичный дом был поставлен в южной части усадьбы, напротив крепости. В 1792 г. это здание было куплено городом, и после перестройки в нем разместились присутственные места. В 1888-м его капитально перестроили под потребности окружного суда. До настоящего времени бывший жилой дом Тевяшовых является центром сосредоточения городской и районной власти Острогожска. С 1779 г. Острогожск — центр Острогожского уезда, а 21 сентября 1781г. получает "высочайше утвержденный» герб".
20 апреля 1786 г. первый генеральный план города Острогожска был утвержден Екатериной II. Восемь улиц, идущих параллельно реке, и восемь улиц, идущих к реке, делили город на 38 прямоугольных кварталов. Планировочными осями города стали Харьковская, Воронежская и Бригадирская улицы — более широкие, чем остальные. Улица Воронежская являлась частью проезжей дороги Воронеж-Павловск. Главная площадь города была устроена на месте крепости. При оказавшихся в черте города бывших слободских церквах — Преображенской, Рождества Богородицы, Богоявленской, были устроены небольшие площади, а улицы, проходящие через эти площади, получили названия Ильинской, Рождественской и Богоявленской. Уже в начале XIX в. перепланировка города была выполнена.
Г. Веселовский свидетельствует, что уже через 15 лет после принятия генерального плана «город с внешней стороны делается уже совершенно неузнаваем». Застройка центральных кварталов Острогожска начиналась с угловых участков. Так, на рубеже XVIII и XIX вв. на углу нынешних улиц Ленина и Карла Маркса появился двухэтажный особняк Чукардина, обращенный главным фасадом к площади. Архитектура этого дома полностью принадлежит периоду классицизма. При этом отмечалось, что «по торговле и промышленности Острогожск стоит в ряду лучших городов империи». В 1867 г. город приобрел у купца Л.И. Попова большой двухэтажный дом для размещения в нем городских учреждений: городской и мещанской управы, думы, городского общественного банка, сиротского суда.
Перестроенное в начале 1870-х гг. здание привлекает внимание лепными деталями: цветки в каждой арочке фриза, гирлянды с розетками, ниши с головами-масками. С 1879 по 1913 гг. в этом доме, помимо городской управы, во втором этаже размещалась женская гимназия. Наиболее интересен дом Дьякова, поставленный на углу квартала при пересечении нынешних улиц Нарского и Прохоренко. Первоначально это был квадратный в плане двухэтажный объем с продолженным вдоль ул. Прохоренко одноэтажным крылом — входным тамбуром с парадной лестницей под навесом. В 1880-90-е гг. в Острогожске строится несколько крупных общественных зданий. Так, в 1875 г. город отводит в городском саду «самое лучшее усадебное место» для открывшейся мужской гимназии. В 1879 г. гимназическое здание было достроено, а в 1885 г. при гимназии освящается церковь Александра Невского.
В 1880 году в центре города по проекту воронежского архитектора С.Л. Мысловского было завершено строительство пожарной части с каланчой. В 1910 г. по проекту архитектора Н.И. Крамского северная часть здания была перестроена под картинную галерею художника И.Н. Крамского. Картинная галерея была открыта в городе в 1907 г. в память об уроженце Острогожска, русском художнике XIX в. Иване Николаевиче Крамском (1837-1887) по инициативе общественности. Десятки русских художников откликнулись на призыв острогожцев и прислали в дар картинной галерее свои работы. Сегодня в коллекции художественного отдела Острогожского историко-художественного музея хранятся живопись и графика И.Н. Крамского, русских и зарубежных художников XVIII — начала XX вв., современных художников. Кроме того, в городе действует Дом-музей И.Н. Крамского, экспозиция которого воспроизводит быт крестьянской семьи XIX в., рассказывает о жизни И.Н. Крамского. На рубеже XIX и XX вв. при пересечении нынешних улиц Ленина и Нарского было выстроено еще одно краснокирпичное здание жилого дома с аптекой в первом этаже.
С 1900 года в застройке Острогожске появляются формы модерна. В 1908 г. городской сад украсили ворота в кирпичном стиле, с развитым трехчастным ступенчатым аттиком. Год спустя в 1909 г. в слободе Лушниковке открылось отделение Императорского художественно-промышленного Строгановского училища. Апофеозом кирпичного стиля в Острогожске явилось здание женской гимназии построенное в 1913 г. на ул. Вознесенской. Крупномасштабный, выразительный декор с элементами готики сосредоточен на главном фасаде. Советская власть в Острогожске была установлена 28 октября (10 ноября) 1917 г.
С 1928 г. Острогожск стал административным центром вновь образованного Острогожского района. Большой урон Острогожску нанесла Великая Отечественная война: с 5 июля 1942 г. по 20 января 1943 г. он был в оккупации. В современном Острогожске полностью сохранилась регулярная планировка города и бывших слобод конца XVIII — начала XIX веков. Общая структура функционального зонирования города, сложившаяся к началу XX в почти не изменилась. Многие социально-общественные и промышленные зоны сохранились в исторически первоначальном виде: рыночная площадь-квартал со зданиями коммерческого клуба, магазинов, Народного дома (кинотеатра), окружного суда (районная администрация), музея, больничный, военный и железнодорожные комплексы, городской парк. В городе сохранилось около 300 зданий относящихся к памятникам архитектуры и исторической застройке XIX — начала XX вв.
Это позволяет отнести Острогожск к числу наиболее значимых исторических городов Воронежской области.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев