Причин может быть много. Оставим в стороне банальные (повреждение диффузора посторонними предметами, помывка динамиков из «Керхера» и т.д.). Сосредоточимся на эксплуатационных. Основная причина – перегрузка. Указанная на динамиках максимальная мощность не может использоваться постоянно, это запас на кратковременные пики сигнала. В противном случае выход динамиков из строя – лишь вопрос времени. На выбор есть такие варианты:
• Перегрузка мидбаса низкими частотами – это предельный ход диффузора, в результате что-нибудь одно обязательно оборвётся (подвес, центрирующая шайба, проводники к звуковой катушке – как повезёт).
• Перегрузка мидбаса средними частотами. Здесь порвать что-нибудь не получится, ход диффузора мал. Зато перегреть и спалить – запросто. Если звуковая катушка просто перегорит – это полбеды. Хуже, если она расклеится, витки сползут, замкнут на корпус – тогда вся надежда на то, что в усилителе защита сработает.
• Перегрузка твитера при слишком низкой частоте среза кроссовера. Желание «вытянуть» из пищалок максимум понятно, но помимо роста искажений при этом ещё и растёт подводимая к ним мощность – а это перегрев звуковой катушки с уже знакомыми последствиями.
• Выход из строя твитера при перегрузке усилителя. Это может быть даже с головным устройством, если громкость выкручена до предела, да ещё и тембры задраны. В этом случае усилитель ограничивает («клиппирует») сигнал, срезая его верхушки – при этом получается масса высокочастотных гармоник с приличным уровнем. Кроссовер с катушками может ещё подлить маслица в огонь – резкие перепады напряжения порождают на индуктивности всплески напряжения. Все эти «продукты» перегревают звуковую катушку твитера с предсказуемым итогом.
Как избежать этих неприятностей?
Прежде всего, номинальная мощность усилителя и динамиков не должна сильно отличаться (не обязательно быть равной) – всё зависит от того, какая громкость прослушивания является предпочтительной. С позиций качества звучания лучше всего эксплуатировать усилитель на мощности 50-70% от номинала – искажения сигнала в этом случае минимальны. Динамики с такой или большей номинальной мощностью будут в полной безопасности.
Во-вторых, чувствительность усилителя должна быть выставлена таким образом, чтобы даже при максимальном уровне от источника сигнала (громкость на максимум) не было клиппирования сигнала на выходе усилителя. Тогда в положении громкости «на три четверти» как раз и будет достигаться упомянутая выше мощность.
В-третьих, частоты ниже частоты резонанса динамика нужно ограничивать кроссовером усилителя или процессора. Динамик всё равно не может их хорошо воспроизвести, только создаёт дополнительные искажения во всём остальном диапазоне частот. То же самое относится и к твитерам: если есть возможность выбирать частоту среза кроссовера, её нужно установить заведомо выше частоты резонанса. Если используются пассивные кроссоверы, то в них встречаются электронные предохранители, ограничивающие уровень сигнала для твитера на безопасном уровне. Ещё недавно для этой цели использовали автомобильную лампочку накаливания (12 Вх5 Вт), включенную последовательно с твитером – при нагреве нити «на пороге зажигания» её сопротивление начинает резко расти и ограничивает сигнал. Метод простой и надёжный, и так можно доработать кроссовер, в котором нет защиты.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев