Где это было в Ашхабаде в середине 70-х годов? В городе было как минимум 2 подобных кафе, одно из них на Аллее от к/т "Мир" до театра А.С.Пушкина называлось "Гундогар" (Пельменная, а в 90-х на этом месте был кегельбан). Вопрос, а было ли на том кафе такое вертикальное ("столбом") написание слова "КАФЕ"?
Comments 3
Likes 30
В 1979 году на фирме "Мелодия" вышла пластинка ансамбля "Фирюза". На лицевой стороне обложки альбома изображены 7 мужчин-музыкантов. На оборотной стороне обложки размещена статья о группе и там упомянуты имена участников ансамбля, но состав который записывал альбом и состав, указанный в статье, отличаются - на записи в Москве участвовал скрипач Гасан Мамедов, он со скрипкой и изображён со всеми участниками ансамбля на лицевой стороне обложки альбома. Но его имя нигде не упомянуто. После выхода пластинки уже было невозможно что–то исправить и доказать... Но недавно, в 2019 году, вышло официальное переиздание альбома ансамбля "Фирюза" (Soviet Grail / ZBS Records). То была хорошая возможность исправить ошибку. Но в указанном составе участников записи на переиздании альбома нет никакого упоминания о скрипке, хотя инструмент на записи также звучит, а на обложке переиздания всё та же фотография на которой изображены 7 человек. Там указаны имена только 6 музыкантов. И это очень странно, т.к. при подготовке переиздания лейблу Soviet Grail эта информация была доступна. В буклете CD–издания 2019 года сказано: Отдельную благодарность выражаем Василию Остроумову. В основу издания легли годы по–настоящему археологической деятельности, которую провёл Василий и любезно предоставил нам все имеющиеся наработки. А на видео 2018 года Василий Остроумов на 07:36 поясняет, кто именно играл на скрипке в этом альбоме: https://www.youtube.com/watch?v=r94E9q2BtDU Обращения с описанием сути ситуации к лейблу Soviet Grail и к обладателю прав ZBS Records, остались без ответа. Сообщения к продюсеру переиздания Сергею Климову удаляются. Нет диалога и обсуждения вопроса. Что можно предпринять чтобы начать обсуждение этого вопроса с издателем переиздания?
Comments 3
Likes 52
Чарджоу Чарджоу – город в Туркменистане. Прежние названия города: Амуль (до конца XV века), Чарджуй (с XVI века до 1924 и с 1927 по 1940), Ленинск (с 1924 по 1927), Чарджоу (1940-1992), Чарджев (1992-1999). В советское время Чарджоу был центром Чарджоуской области Туркменской ССР, а ныне это административный центр Лебапского велаята. И НАЗЫВАЕТСЯ ОН ТУРКМЕНАБАД ТУРКМЕНАБАД http://www.centralasia-travel.com/ru/countries/turkmenistan/sights/turkmenabad Туркменабад расположен на левом берегу реки Амударьи; является центром восточной части Туркменистана и центром Лебабского велаята. Долгое время Туркменабад был известен под именем Чарджоу. Туркменабад - город с красивым названием и красивым прошлым. Его более чем двухтысячелетняя история способна заинтересовать и поразить даже человека черствого и равнодушного. Да, он никогда не отличался внушительными размерами, изысканными памятниками архитектуры и большим количеством населения, проживающим в нем. Но все это не так важно. А важно то, что этот город, несмотря на то, что с ним происходило в течение долгого времени существования, преодолел все, даже приход Чингисхана и его кровожадной армии. Не многие смогли пережить эти нашествия, некоторые погибли навсегда. Но только не Чарджоу. В этом и есть его замечательная черта - приспосабливаться к условиям, какими бы суровыми и подчас непреодолимыми они ни были. И даже после такого монгольского бедствия 13 века он смог возродиться, восстать из пепла, в который его превратили эти палачи городов и средневековых жемчужин архитектуры. В чем же секрет его способности к выживанию, спросите Вы. А все очень просто, никакого секрета нет. Все дело в расположении Чарджоу. А какое же место могло быть благоприятным для расположения города? Естественно пересечение караванных дорог – линии, которая долгое время была своеобразным каналом связи между Востоком и Западом, Европы и Азии. Именно благодаря этому Чарджоу всегда являлся местом, необходимым для существования. Более того, для измученных трудной дорогой путников этот оазис в пустыне был тем местом, где можно было скрыться от изнуряющего зноя, погрузиться в живительную прохладу и забыть на время о том пути, который уже пройден, и который еще предстоит пройти. Однако позднее дороги Великого Шелкового Пути были забыты. Но и это не погубило город. Он до сих пор стоит, о нем знают и его помнят. И много тайн и загадок еще хранит в себе древняя Чарджоускоя земля, многое не открыто и не исследовано. Кстати, важно отметить, что в настоящее время Чарджоу признан одним из объектов посещения и работы международной экспедиции «Великий шелковый путь - путь диалога». Эта акция является крупнейшей в провозглашенном ЮНЕСКО десятилетии культуры. Ее цель - донести до народов необходимость возобновления исторических контактов во имя взаимного духовного обогащения, взаимодействия культур и мира на планете. Ведь древний торговый путь - первый в истории человечества пример длительных устойчивых связей между народами двух континентов - Азии и Европы. Рассматривается возможность создания международного туристического маршрута «Великий шелковый путь», где одним из пунктов будет Чарджоу. Сегодня Чарджоу знаменит возделыванием бахчевых культур, в нем развито производство по обработке каракуля. Но у этого города еще многое впереди. Вместе с независимым Туркменистаном его ждут новые достижения и новые победы, возможно даже еще большие, чем когда-то. И может быть, еще через две тысячи лет о нем будут вспоминать, как о великолепнейшем памятнике уже с четырехтысячелетней историей и восхищаться им также искренне, как мы это делаем сейчас. Название. Город много раз переименовывался. Древнее его название - Амуль, затем, начиная с конца 15 века вплоть до 1924 года, современный Туркменабад был известен как Чарджуй. Чарджуй в переводе с персидского означает «четыре канала». В 1924-1927 он был Ленинском (Ленинском Туркменским), с 1927 по 1940 - снова Чарджуем, затем был назван Чарджоу. С 1992 по 1999 годы его официально признали как Чарджев. А уже с 1999 года город стал называться Туркменабад. Население. Туркменабад является вторым по численности населения городом Туркменистана после Ашхабада. В нем проживает 234 800 человек. Климат. Климат в этом городе Туркменистана резко континентальный, сухой, со значительными суточными и годовыми колебаниями температур. Зима - теплая, лето - знойное. Самая высокая среднемесячная температура отмечается в июле (+32,2° С). Самый холодный месяц - январь. Осадков выпадает от 70 до 120 мм в год, в горах - до 350 мм. Репетекский заповедник держит первенство в стране по высшим летним температурам. Здесь зафиксирован абсолютный максимум -50° С в тени. История Чарджоу. История современного Туркменабада начинается с истории древнего города Амуль, начавшейся в 3 веке до н.э. Своим рождением он обязан знаменитым дорогам Великого Шелкового Пути, на пересечении которых он и стоял. Кстати именно Амуль в прошлом дал название реке Амударье, название которой переводится как река Аму. До этого река называлась Окс. В 1-4 веках Амуль входил в состав Кушанского Царства, о чем свидетельствуют медные монеты, найденные археологами на этой территории. После распада государства Кушанов Амуль становится самостоятельным. Но это продлилось недолго, и вскоре он стал частью Арабского Халифата. В то время по утверждению арабских историков Амуль представлял собой значительный культурный центр, из которого «вышло много ученых». В 9-10 веках город получает дальнейшее развитие благодаря расположению на пересечении все более оживляющихся торговых путей. Позднее он попадает в зависимость от крупнейшего тогда на Востоке Хорезмского государства. Этот период может считаться самым значительным в истории Амуля; он достигает наибольшего расцвета и разрастается до огромных масштабов. Затем наступает 13 век, период, преисполненный трудностей и страданий. На территорию Хорезма приходят завоевательные отряды воинов под предводительством Чингисхана. В 1221 году Амуль был взят штурмом и разорен. Однако это не прекратило развитие в городе торговли и ремесел. Затем, в начале 16 века Амуль вошел в подчинение возникшего узбекского государства во главе с Шейбаниханом, а затем в состав Бухарского Эмирата. Как раз в это время Амуль прекращает свое существование, и все слава достается новому названию города Чахар-джуй (или Чарджуй), которое переводится как «четыре русла». Отсюда берет начало и другое его имя - Чарджоу. Бухарский Эмират, в состав которого входил город, был феодальным государством. Эмир имел неограниченную власть, поддерживаемую духовенством. Самым низшим классом были рабы. А Чарджуй в этот период являлся одним из центров, где их продавали и покупали. Город в основном населяли купцы и ремесленники. Главой города был бек - наместник бухарского эмира. Резиденция бека представляла собой обширную глинобитную крепость, обнесенную широким рвом с водой. Четверо ворот на все стороны света круглосуточно охранялись сарбазами. Внутри крепости находились площадь, казармы, склады с продовольствием, дома родственников и приближенных бека, его дворец с садом и хаузом (прудом). Была и тюрьма, представляющая собой глубокий колодец, где на каменном дне в ужасных условиях содержали заключенных. С запада и востока крепость опоясывали жилища торговцев и ремесленников. Остатки крепости сохранились, они представляют собой ценный исторический памятник, и археологами там найдено много интереснейших предметов. В городе и его окрестностях в основном проживали узбеки, а берега среднего течения Амударьи населяли туркменские племена: эрсари, сакар, саят, мукры и другие. Наиболее многочисленным было племя эрсари, осевшее здесь во второй половине 17 века. Туркмены занимались на этой територии возделыванием земли и разведением скота. 18 век считается «золотым» веком туркменской поэзии. Это связано, в основном, с именем поэта Махтумкули, чей жизненный путь был связан с Лебабом – давнее название земли среднего течения Амударьи. Младшим современником и достойным учеником Махтумкули был поэт и воин Сейди. Во второй половине 19 века Чарджоу был присоединен к России. Это оказало значительное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь города и всей Средней Азии. Весной 1875 года в Чарджоу по указу царя были переселены уральские казаки-старообрядцы за отказ от несения воинской службы по религиозным соображениям. Преданные своей вере казаки поселились вблизи русских воинских укреплений. На берегах Амударьи были созданы новые поселения, что в дальнейшем позволило использовать реку для судоходства. Через два года из Турткуля до пристани Чарджоу дошел пароход "Самарканд". Таким образом, было положено начало движению парового флота на Амударье. Затем начали прокладывать железнодорожные пути, которые обеспечили движение по рельсам от Каспия до Чарджоу. В 1896 году город получил название «Новый Чарджуй». От «Старого» он отличался тем, что теперь в нем проживало по большей части русскоязычное население, тогда как прежде его население составляли только представители коренных национальностей. В это же время через Амударью был построен железнодорожный мост, который 17 октября 1898 года стал самым длинным во всей Российской Империи и третьим по протяженности в мире. После свержения власти эмира с приходом советской власти 14 сентября 1920 года на первом Всебухарском курултае была провозглашена Бухарская Народная Советсткая Республика. В ее состав вошел и Чарджуй. В 1924 году при проведении в Средней Азии национального государственного размежевания Чарджуй входит в состав Туркменской ССР. В двадцатые-тридцатые годы Чарджоу начинает развиваться как индустриальный центр республики. Расположение посреди районов, производящих хлопок и коконы, обуславливает строительство хлопкоочистительного и гренажного заводов. Сегодня Туркменабад - это теплый приветливый город с парками отдыха и городским пляжем, которые так любят посетители. Достопримечательности. Репетекский заповедник - песчано-пустынный заповедник, организованный в 1928 году. Он расположен в 70 км юго-западнее Чарджоу в Юго-Восточных песках Каракумов вокруг станции Репетек. Является самым жарким местом в Средней Азии. Заповедник был создан для того, чтобы сохранить пустынный ландшафт с ее неповторимым животным и растительным миром, многие представители которого занесены в Красную книгу. Городище Амуль-Чарджуй - представляет собой развалины крепости правителя Амуля, датирующиеся 10-11 веками. Находится совсем недалеко от въезда в Туркменабад – всего в 10 километрах. В 10 веке городище представляло собой обширную квадратную глинобитную крепость, обнесенную широким рвом с водой, который служил препятствием противникам в случае нападения. Каждая из сторон крепости имела свои ворота. Таким образом, на все стороны света выходили определенные ворота. Они круглосуточно охранялась воинами. Внутри крепости находились площадь, казармы, склады с продовольствием, дома родных и приближенных бека, его собственный дворец. Была здесь и тюрьма, представляющая собой глубокий колодец, где на каменном дне томились заключенные. С запада и востока крепость опоясывали жилища торговцев и ремесленников. До наших дней дошли лишь некоторые фрагменты крепости, которые и представляют сегодня ценный исторический и археологический памятник. В окрестностях Туркменабада находится город-музей Атамурат, где можно увидеть мавзолеи Аламбердара и Астана-бабаэти мета являются священными для многих верующий, куда они довольно часто совершают паломничества. Мавзолей Алламбердара (Альмутасира) - является частью города-музея Атамурат. Это величественное здание, построенное в 11 веке на территории Северного Хорасана. Мавзолей построен в стиле архитекторов периода правления Сельджукидов, характеризуется значительными размерами и неординарным дизайном фасада. Фасад мавзолея обильно украшен декоративной орнаментальной кладкой, с применением резных фигурных кирпичиков. Портал как бы выступает из основного объема здания. А чистая кирпичная фактура всего интерьера придает мавзолею несколько строгий и торжественный характер. Внутри мавзолея всего одно помещение с ложным надгробием - никакого захоронения ни под ним, ни вокруг памятника археологи не обнаружили. Возможно останки того, что некогда было там погребено, перенесли в другое место, но, к сожалению, доподлинно об этом никому не известно. Мавзолей Астана-баба. Также входит в состав города-музея Атамурат, состоит из мечети и гробницы, рождение которых относится к 11 веку. Здесь периодически проходит «зыярат» - ритуал поклонения тому или иному святому, совершаемый приезжающими паломниками. Доподлинно никому не известно кем был Астана-баба при жизни, но место, где мавзолей расположен, является священным и приносит исцеление. Он считается своеобразной чашей исламского святого Грааля, прикосновение к которому избавляет от бед и приносит долгожданное облегчение. Число паломников здесь растет день ото дня. В комплексе «Астана-баба» также находятся мавзолеи Зейд-Али и Зувейд-Али. О них в народе была сложена очень красивая легенда. Она повествует о том, что когда-то у правителя Балха (средневекового Хорасана) была красавица дочь Зувейда. Ее выдали замуж за наместника этих мест, но вскоре после свадьбы девушка умерла. Опечаленный отец привез лучших мастеров из Мерва и Самарканда, чтобы построить в память о дочери прекрасный мавзолей. Однако по окончании строительства мавзолей рухнул. Вновь воздвигнутое здание постигла та же участь, и так продолжалось трижды. Отец пришел в отчаяние, но как-то во сне к нему пришел старец и посоветовал возвести мавзолей из глины и воды, привезенных из Мекки. Убитый горем отец так и поступил. В землю подмешивали привезенную из Мекки глину, а воду из Мекки вылили в колодец, откуда брали ее для строительства. Таким образом, мавзолей был завершен, и после смерти правителя его тело погребли в помещении, смежном с усыпальницей дочери. А вода в колодце, из которого по преданию брали воду для строительства мавзолея Зейд-Али и Зувейд-Али, считается святой. Караван-сарай Даяхатын (Бай-Хатын). Караван-сарай, расположенный на дороге, ведущей из Амуля в Хорезм, является неповторимым памятником зодчества 11-12 веков. Сегодня до нас дошли только обширные развалины рабата караван-сарая из сырцового кирпича. Когда-то рабат был укреплен круглыми башнями. Арки, своды и купола караван-сарая выложены из обоженного кирпича. Стены фасада облицованы кирпичом в оригинальном орнаментальном стиле. В некоторых местах рабата сохранились рельефные фрагменты текстов с именами арабских халифов Абубакра, Омара и Али. В народе распространена легенда, связанная с постройкой этого караван-сарая. В ней рассказывается о том, как однажды некий богатый человек заподозрил жену в неверности. Несмотря на то, что никакой измены не было, человек, оскорбленный подобными мыслями, ушел из дома в одежде нищего дервиша. Его жена долгие годы ждала возвращения супруга. Чтобы облегчить его странствия в пустыне, она выстроила большой и красивый караван-сарай. Кирпич для него изготовили в Мерве и по живой цепи из рук в руки передавали к месту постройки. Среди рабочих был и ее муж, который после скитаний по свету все-таки вернулся в родной дом. © Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel». Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора. КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ E-mail: info@centralasia-travel.com catravel@asia.com adventure@centralasia-travel.com adventures@asia.com Узбекистан Телефон: (+99871) 20002 99 Tashkent@centralasia-travel.com Кыргызстан Телефон: (+996) 55665 77 99 Osh@centralasia-travel.com Россия Телефон: +7 (499) 504 98 99 Moscow@centralasia-travel.com centralasiatravel вверх ФОТО 1 Строительство постоянного моста через Амударью. 1901 Может быть, не всякий знает, что когда-то Амударья впадала в Каспийское море, и говорят, что, из боязни нашествия в Индию из Европы по этому естественному пути, она была отведена в Аральское море. Великий Петр, который видел на много лет вперед, хотел опять направить Дарью в Каспийское море, по более природному руслу, и это его распоряжение вырезано на медной дощечке под его портретом в Ташкентском музее. Это распоряжение, написанное слогом того времени, приблизительно (точно не помню) гласит так: «Понеже Амударья текла раньше в Каспийское море и представляла натуральный и кратчайший путь в Индию, то направить ее опять по прежнему руслу, дабы нам иметь сообщение с Индией», и еще упоминается что-то о Бековиче, который, как известно, погиб где-то на походе в Индию. http://rus-turk.livejournal.com/143246.html ФОТО 3-4 Смешно, что обе гимназии в Чарджоу, мужская и женская, построенные эмиром за его собственный счет, были недоступны сартам. ФОТО 6Невдалеке от Амударьи раскинулся значительный бухарский кишлак Фараб. Когда проводили железную дорогу, то вначале был проект устроить около него русское поселение, но затем по каким-то соображениям мысль эта была оставлена, и поселение возникло на левом берегу Амударьи в Чарджуе, превратившемся, как мы видели, ныне в город. Фараб же, благодаря своей богатой растительности, все же привлек к себе внимание железнодорожной администрации, устроившей здесь паровозное депо с небольшими мастерскими. В будущем, по-видимому, этому пункту предстоит играть роль передаточной узловой станции, как только появится проект проведения железной дороги в Хиву по правому берегу Амударьи, представляющему собою равнину; также неоднократно при возникновении проектов соединения железнодорожной линией Керков и Термеза с главной Среднеазиатскою магистралью исходною точкою новой дороги намечалась станция Фараб, и надо думать, что рано или поздно, но пункт этот, имеющий большие данные для устройства русского поселения, привлечет к себе предприимчивых людей. […] С. М. Прокудин-Горский. Ст. Фараб в 5 в. от Чарджуя Кишлак Фараб довольно разбросан и, отличаясь лишь значительною растительностью, не сохранил никаких памятников старины, за исключением мечети да надмогильных камней на кладбище. Небольшой базар был многолюден, и на нем среди туземной толпы виднелось несколько полуевропейских костюмов каких-то скупщиков. — Вы что тут делаете? — обратился полковник к приземистому немолодому субъекту, стоявшему около каких-то тюков. — Мое почтение, — поднял тот шапку… — Мы здесь скупаем кое-что, по своим делам, т. е. от фирмы, вернее. Всегда в Бухаре живем, а сюда за долгами приехали. Надо собрать со здешнего народа, что выдано было товаром в кредит. Да очень трудно приходится. — Отчего же так? Раз должны, значит, можно и взыскать, — вмешался я в разговор. — Так оно у нас, а здесь по-другому. Ведь здесь ни наших векселей, ни суда, ни исполнительных листов — ничего и в помине нет. Все на веру: дашь под расписку, а если не захочет платить — ничего не поделаешь. Подавай, не подавай в политическое агентство — толку мало. Напишут бухарским властям, а те, получив взятку, ответят: ничего такой-то не имеет и взыскать поэтому нельзя. Так и бьемся сами; тоже взятки бекам и амлякдарам даем и кое-как взыскиваем, только все же убытков много. См. также: • Фотографии Поля Надара (1890); • Н. А. Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое; • Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии; • А. А. Кауфман. По новым местам; • А. М. Поляков. Записки жандармского офицера; • Садриддин Айни. Воспоминания. Мирза Салим-бек ибн Мухаммад-Рахим (Салими) 1851-1930 гг. - Чарджуйский бек Рано утром 29 августа 1920 г. добровольческие отряды бухарских революционеров - коммунистов совместно с восставшим народом захватили Старый Чарджуй. Бек был низложен. Власть от имени восставшего народа перешла к временному революционному комитету. Мирза Салим - бек через некоторое время был отпущен на свободу и долгое время работал писарем - счетчиком (табелчи) в Чарджоуском районе (ныне Сердарабатский этрап).
Comments 4
Likes 51
Я вырос в Ашхабаде... Какой он, Ашхабад? Там горы, как в Неваде, глядят на город-сад, Там летом - сковородка, а осень - благодать, Зима крадётся робко и тут же мчится вспять. автор- Павел Никитин Потом весна приходит и запахи арчи, Пол-Ашхабада ходит, как пьяные в ночи, Дни пролетают быстро, и на излёте дня Роняет солнце искры волшебного огня. Весь город заливает вечерний мягкий свет, И время исчезает: мне вновь двенадцать лет. Рубашки давит ворот, сжимается душа: Через любимый город иду я, не спеша. Кинотеатр "Космос" и старенький базар, И на асфальте роспись (здесь кто-то рисовал), Вот овощной бессменный, и зоомагазин... Я после школьной смены домой иду один. Фонтан, "Кулинария", парк, стройка, солнца блик, И словно эйфория: "Здесь скоро будет цирк!" Не чувствуется груза, ведь воздух - как эфир, Всё дальше, мимо ТЮЗа: вот "Мир", вот "Детский мир"... Несёт толпу народа, как море - корабли, Проспект (тогда - Свободы, сейчас - Махтумкули), А сам Фраги - скалою над этою рекой: И мудр, и спокоен над суетой мирской. Показывает дальше картину кинозал, Я с каждым шагом старше - парк, техникум, вокзал, Больница, сквер зелёный, печальный Кемине... Бьёт трелью заведённый будильник на окне, Заходит солнце, гаснет этот волшебный свет, Становится вдруг ясно: мне не двенадцать лет, Но я спокоен - знаю: пусть тикают года, Мой город, словно знамя, со мною навсегда. В тот час, когда мне трудно, штормит и нет огня, На берег, словно судно, он вынесет меня: Там солнце в винограде и сахарный арбуз... Я вырос в Ашхабаде, и этим я горжусь! автор- Павел Никитин
Comments 264
Likes 5.4K
Дорогим моим друзьям и землякам из Туркменистана хочу пожелать Прекрасного пятничного вечера ! Туркменское землячество . Привалова Галина (17/06/22 г) Туркменское землячество Теплом и дружбой славиться . Нас всех объединяла Священная Земля , Которая навеки народы все сдружила , На нации и веру народы не деля ! Не важно был ты русским , татарином , аварцем , Украинцем , евреем , казахом -все одно , Мы жили и дружили , я зла от вас не помню, Туркмения и люди в ней единая семья ! Желаю, Земляки вам, чтоб были вы здоровы , И чтоб от яств ломился ваш ежедневный стол , Друзья не забывали и жены вас любили , Достоинства людские воздвигнув на престол ! Забыть мы не сумеем , что было с нами в прошлом , Жару и моря синего , каспийскую волну, Балканабада горы , бархан песчаных злато , Все это в своей памяти с любовью сохраню !
Comments 5
Likes 92
Описание: По пьесе Гусейна Мухтарова «Тридцатые годы» Сегодня 9 апреля 42 года как не стало Великого Советского и Туркменского Драматурга Гусейнa Мухтаровa. Из воспомıнаний его друзей... Он заходил в Союз писателей возбужденным и энергичным "Ну ,хватит сидеть!Пойдем через дорогу в парк,немного побродим.Я написал сегодня две странички новой пьесы.Хочу испытать на публике. Пойдем будешь публикой ".Порой присоединялся еще кто-нибудь :Мерген Хуммедов, Нуры Байрамов. Под ногами шуршали желтые опавшие листья(почему -то запомнилась осень)Гусейн Мухтаров "проигрывал" только что написанную сценку и ждал одобрения или критического замечания А затем разговор уходил в сторону о жизни, литературе ,общих знакомых, заходили в кафе" Чатму" на чашечку кофе. Пьесы он начал писать очень рано Подружился с Бекге Пурлиевым который был еще моложе и вместе они решили написать что- то для театра".Любовь и клевета"," Не хочу замуж ","Я председатель"- эти афиши замелькали на фасаде Марыйского театра еще с 40 го года. Спектакли шли по .их пьесам и во время войны .Это были первые опыты начинающих драматургов( а вскоре Гусейн Мухтаров начал работать без соавтора)К слову поначалу молодой автор даже не предполагал что за пьесы еще и деньги могут заплатить,ему нравился сам процесс работы над драмой или комедией, то, что его слова могли запомнить.Уже в 42 году тогдашний руководитель творческой организации Берды Кербабаев предложил способному драматургу вступить в Союз Писателей, принял его на работу После войны всесоюзную славу - Гусейну Мухтарову принесла драма" Семья Аллана" которая уже успешно была поставлена не только у нас в Туркменистане ,но и во многих городах тогдашней огромной страны .В Москве к примеру спектакли по ней ставили Юрий Завадский и Евгений Симонов -легендарные режиссеры.Aлты Карлиев снял по этой драме на студии" Туркменфильм" картину Честь Семьи, которая шла на экранах почти всех городов. Эта драма принесла автору звание Лаурета Государственной премии. Затем прогремела комедия Веселый Гость которая шла не только у нас, но и на сцене театра им.. Моссoовета. "Народной драмой"назвал Гусейн Мухтарович свою пьесу Тридцатые годы которая успешно шла два десятилетия в академическом театре драмы им. Молланепеса и послужила основой для фильма" Дорога горящего фургона" и балета "Сахра" написанного композиторамо Нуры Мухатовым и Матвеем Равичем.K слову, по его либретто создали еще один балет" Чудесный лекарь". Вообще Мухтаров автор нескольких балетных и оперных либретто киносценариев. В театрах шли все новые и новые пьесы Гусейна Мухтарова" Кто преступник?"( спектакль по этой пьесе, отмеченной премией ,шел в 12 ти республиках )"Чертово племя"," Красивая"," Я женюсь на бабушке"( вторая Всесоюзная премия)," Генерал Кулиев" (в соавторстве с Ашир Назаровым)...Немало и одноактных пьес "Трус"," Когда шоколад горек" и т. д .Люди охотно шли на спектакли ,неспроста их ставили десятки театров во всех республиках и в некоторых зарубежных странах (на немецком турецком словацком болгарском языках ) Занимал Гусейн Мухтарович солидные посты: начальника управления Минкультуры, председателя Союза кинематографистов ,председателя Госкомкино, главного редактора "Туркменфильм" награждался орденами.Но при этом оставался простым обаятельным человеком, большим любителем музыки (-он играл на многих восточных инструментах- неспроста ,очевидно, его дочь закончила национальную консерваторию) Oн был щедр и отзывчив ,любил веселые компании, охотно ходил по базарным рядам выбирая продукты прекрасно готовил вместе с его очаровательной супругой плов и долму блины и шашлык . Гусейн Мухтаров оставил заметный след в истории туркменского театра драматургии немало сегодняшних известных авторов называют Его своим Учителем. И.Пасевьев
Comments 0
Likes 16
В фильме "Время по солнцу" (Туркменфильм, 1979 год) есть эпизод в ресторане: играют музыканты, а на стекле витрины видна надпись "Ресторан "Марал" (см. кадры). А где находился в 1978 году ресторан "Марал"? Даже скорее вопрос о том, находился ли ресторан "Марал" в 1978 году по дороге в Фирюзу? Существовал ли он там тогда?
Comments 2
Likes 11
Туркмения скорбит по жертвам ашхабадского землетрясения 1948 года.Прошли 73 года со дня той страшной трагедии , которая произошла в Ашхабаде ,В ночь с 5 на 6 октября 1948г . Тяжелый нынче выпал день На Родине моей , Здесь море выплаканных слез И сожжённых свечей . Здесь память об ужасных днях И гибели людей И не было в стране моей Чернее этих дней . Земля разверзлась поглотив Живую плоть , людей Дома разрушив в тот же миг Забрав в залог детей И только крики под землёй О помощи зовут , Надежду скудную порой , В молчание скорбном ждут ... Разрушен дом ,что было в нем ? Очаг мой и семья , Все в откуп отдано земле Живой осталась я Оскал улыбчивый земли Твердил: «хозяйка я» Руины саваном прикрыв Под толщею песка . Везде тревога , суета Земли суровый шум Не внемлет Господа делам Наш горделивый ум . Я эту память , боль несу , Уж многие года (72 ) Молю , чтоб ужас этих дней , Не видеть Никогда ! Пусть память вечная живет , О тех , кто погребён И плачут свечи ночью ,днём С кем путь наш разлучен …
Comments 7
Likes 12
У памятника Махтумкули Автор фотографий: Виктор Гаврилович Ершов (1977 год) Кто эти люди?
Comments 4
Likes 37
И ТАК, .Гызыларбат-Кызыл-Арват-Сердар - Маленькая родина. . Южанин не лжет – он заблуждается. Он не всегда говорит правду, но он сам верит тому, что говорит... Его ложь – это не ложь, это своего рода мираж... Да, мираж!.. А чтобы в этом удостовериться, поезжайте-ка на юг – увидите сами. Вы увидите страну чудес, где солнце все преображает и все увеличивает в размерах. Вы увидите, что провансальские холмики высотой не более Монмартра покажутся вам исполинскими, а что античный храм в Ниме – эту комнатную безделушку – можно принять за собор Парижской Богоматери. Вы увидите... Ах, если есть на юге лгун, то только один – солнце!.. Оно увеличивает все, к чему ни прикоснется!.. Что представляла собою Спарта в пору своего расцвета? Обыкновенный поселок. Что представляли собою Афины? В лучшем случае – провинциальный городишко... И все же в истории они рисуются нам как два огромных города. Вот что из них сделало солнце. И ТАК, .Гызыларбат-Кызыл-Арват-Сердар - Маленькая родина. История города. на Фото. У каждого есть родина...Маленькая или большая.Эта тема о городе Кизыл-Арват. О его истории в первую очередь.Город Сердар более известен как Кизыл-Арват -Гызыларбат. Вырос он из небольшого кишлака Гызыларбат во времена строительства Закаспийской железной дороги. До этого местное население занималось в основном сельским хозяйством, обработкой хлопка и шерсти, а так же прядением ковров. Кроме этого в поселке занимались пошивом традиционного туркменского костюма.Коренное население Кызыл-Арвата -сдержанные, трудолюбивые и очень гостеприимные люди. Многие имеют европеоидную внешность , высокий рост. В 1881 году сюда были подведены рельсы железной дороги. Так как здесь они заканчивались, возникла необходимость строительства большого транспортного узла, ремонтных мастерских и прочих промышленных предприятий для нужд железной дороги. Стоит отметить, что в то время в Средней Азии железнодорожники – это особый класс людей, очень высокого ранга, знающих себе цену. Наверное, поэтому во времена Гражданской войны часть поддержала большевиков и самоотверженно сражалась за рабочий класс, а другая поддержала белогвардейцев. Такие рабочие-путейцы организовали Кирыл-Арватский рабочий легион, воевавший до 1919 года. Вспомним 9 Ашхабадских комиссаров -Железнодорожники Ивановы во время описываемых событий жили в Кизыл-Арвате, революционеры Уральские - в Асхабаде. Прогрессивная , грамотная часть населения того времени--жили и служили при жд , в том числе и в нашем маленьком , но стойком Кызыл-Арвате.... Заметим-Кызыл -Арват сплотил людей разных политических взглядов. Самая крупная ячейка была- анархисты социал-демократы. .Если все это рассматривать с позиции истории и обществоведения ---люди в городке жили прогрессивные, свободолюбивые. И когда в 20-е годы встал вопрос о столице ТССР...Кызыл-Арват был на первом месте , но из за активного политического самосознания кызыларватцев, все же решили Ашхабад сделать столицей ТССР. Хочется напомнить-именно в Кызыл-Арвате в 1913г был построен первый костел. .. В годы советской власти Кызыл-Арват становится одним из крупнейших промышленных и железнодорожных центров республики. Именно там был создан первый в Туркменистане вагоноремонтный завод. В отличие от многих пустынных городов в Кызыл-Арвате находились богатейшие поля, кормившие и одевавшие множество советских граждан. Однако, несмотря ни на что, воды не хватало, поэтому работникам полей и ферм приходилось много трудиться, что бы получить результат. Но главным остается все же обслуживающая транспорт промышленность. Местное население, как и в старинные времена, занимается ткачеством. Великолепные текинские ковры, халаты и кушаки создают здешние мастерицы, а мужчины шьют традиционные тельпек – высокие шапки. Из достопримечательностей можно назвать развалины чиллехана – здания для проведения обрядового поста. Однако местные жители могут рассказать легенду, что женщина по имени Парабиби, что бы ни достаться врагу, замуровала себя в скале, и именно так появились эти древние развалины.По другому рассказывают местные жители-У подножия Копетдага, в 25 километрах западнее этрапского центра Сердар, находится селение Парау. На его территории имеется ряд архитектурных сооружений. Наибольший интерес представляет архитектурный облик мавзолея Парау-Биби - покровительницы беременных женщин и детей. Существует много легенд и преданий, связанных с этим мавзолеем. Согласно одной из них, дочь правителя этих мест Парау-Биби обладала даром великого врачевания, бескорыстно помогала людям. Но на город, где жила Парау-Биби, напали враги. Не желая сдаваться неприятелю, она раздвинула с помощью Всевышнего скалу и вошла туда. Это место является святым у туркмен. Местные жители с удовольствием покажут туристам выемку в скале, в которую она вошла. Люди приходят к мавзолею просить святую Парау-Биби даровать им детей. .Нурмурад Хакыев пишет- Парав, Фарав, в работах европейских ученых Ферава известна с античных времен. Парав отодежствляют в древним народом парны, которые построили Парфянское государство, у туркмен сохранились в виде Пар - тире племени Эрсары(подразделения Гара,рода Чекич) и племени Теке(Подразделения Тогтамыш, Кызыларват). рядом находится село Парав, где есть святое место ПАРАВБИБИ, там есть памятник архитектуры XI-XII - мавзолей. Нурмурад Хакыев пишет- Рабат -Арбат - в произношении Арват, в средневековье город, укрепленная крепость с городской инфраструктурой.Парав одновременно и название горы , расположенный там же. .Другая легенда связана с расположенным в 90км километрах источником Арчман. "Арчман"считается самым известным курортом Туркменистана. "Арчман", расположен в 90 километрах на восток от Кызыл-Арвата у станции одноименного названия "Арчман". в Ахальском Велаяте . В 8 км от станции в сторону Копетдагских гор у отрога под названием Дегирмандаг на высоте 157 метров и расположен знаменитый курорт "Арчман". К северу от курорта простирается великая пустыня Каракумы. Как и везде, источники с целебными водами связаны с местными легендами с их названием. Вот одна из них. Когда-то в стародавние времена жил пастух и звали его Арчман. Заболел пастух кожной болезнью. Люди аула, чтобы не заразиться, изгнали его из родных мест. Долго бродил Арчман по пустыне и горам. Однажды он наткнулся на чудесный источник, вода в котором кипела, но не обжигала. Он искупался в этом источнике несколько раз и заметил, что кожа стала очищаться, а вскоре он совсем выздоровел. Решил Арчман вернуться домой и рассказать очудесном исцелении. Вся семья Арчмана перебралась на новое место, а слава о чудесном исцелении разнеслась по всей округе очень широко. Люди стали приходить сюда в надежде на выздоровление, и их надежды оправдывались. В честь пастуха, открывшего этот чудодейственный источник, его стали называть "Арчман".Официально Арчман стал курортом в мае 1915 года. По распоряжению начальника Закаспийской области были построены 4 кибитки на 12 мест, и больные лечились по собственному усмотрению. Врачей не было. Постепенно курорт расширялся. Были проведены исследования воды и микроклимата окружающей среды. Дебит источника составляет 240 - 310 литров в секунду, в разные годы по-разному, особенно изменяется после землетрясений. Температура воды держится на уровне 28,5 - 29 градусов по Цельсию. Современное название Сердар получил в честь Туркменбаши Сапармурата Атаевича Ниязова.. Именно в детском доме Кызыл-Арвата воспитывался Сапармурад после гибели близких в 48-г в дни страшного землетрясенния .. 1)фото аэродром 2 фото базар кызыл-арват 80-й 3 жд станция ---старейшая в Туркменистане 7 фото старое здание храм бахаи...в народе персидская мечеть 8 ул пушкина желтый дом 9ул пушкина 10 парикмахерская и сапожная мастерская 11кинотеатр 12новое здание банка 1329дом в.городок 14 1994г -двор в Кызыл Арвате соседи 15 как ранее писали: Кызыл Арват - где прошли школьные годы Сапармурата Атаевича Ниязова. В Кизыл-Арвате учился в старших классах известный футбольный тренер Валерий Кузьмич Непомнящий. В городе родились- Аллануров, Хыдыр Алланурович (1922—1993) — дирижёр, Народный артист СССР (1977). Вельджанов, Илья Вельджанович (1934) — белорусский и туркменский государственный деятель, дипломат и военный. и еще из воспоминаний: . .Рокадная железная дорога между Ташкентом и Красноводском была построена в начале ХХ-го века, когда Империя готовилась к движению на юг, к Персидскому заливу. На середине пути между Ашхабадом и Красноводском, на самом краю пустыни Кара-Кум, у подножья хребта Копет-Даг, лежал небольшой туркменский аул Гызыларбат, который превратили в железнодорожную станцию с локомотивным депо и ремонтными мастерскими. У станции вырос европейский посёлок колонистов, в котором жили рабочие и служащие, обслуживающие железную дорогу, располагались казармы местного гарнизона, школа, больница, каменный храм Святого Николая. Воду в посёлок возили по железной дороге из Красноводска в громадных деревянных кадках, установленных на открытых двуосных платформах. В 39-м году из предгорья Копет-Дага в посёлок «бросили» водопровод. Колонисты провели воду в свои усадьбы, очистили приусадебные участки от камней и устроили прекрасные сады, которые обильно плодоносили, питаемые холодной горной водой и обогреваемые жарким южным солнцем. Посёлок получил статус города и стал называться Кызыл-Арватом. Рядом с посёлком километрах в четырёх за сухим руслом горной речки расположился полевой военный аэродром. Как вспоминают бывшие служащие авиационной воинской части -"Много времени прошло-ни о чём не жалею... Что интересного есть в Гызыларвате? Маленькая белая мечеть Парау-биби - одно из самых почитаемых паломнических мест Туркменистана. Она одиноко стоит на одной из скал Копетдага в 30 км от центра на запад в горы По легенде, Парау-биби была красивой туркменкой, жившая в одной из деревень. Как-то ее пообещали отдать на откуп наступающим врагам. Спасаясь, она убежала в горы и молилась. Тогда скала раздвинулась и спрятала Парау-Биби навсегда. На этом месте и возникла мечеть. Парау-биби являлась покровительницей беременных женщин и детей в туркменской мифологии. Перед родами женщины исполняли в честь нее специальный обряд. Со всей Туркмении сегодня к ее храму съезжаются женщины и молят ее о помощи: просят красоты, хорошего мужа и много детей. К мечети ведет кривая лесенка. На полпути можно увидеть отпечатки в скале, которые оставила Парау-биби: от колена, локтя, пальца и лба. Молодые паломницы прикладываются к ним и молятся. Также, по преданию, лежащие чуть поодаль несколько серповидных камней, были раньше кусками дыни, которые Парау-биби в панике бросила в приближающихся врагов. Сегодня, по обычаю, молодые женщины наступают на эти камни. Если камень начинает вращаться, значит - все будет хорошо. Если не вращается, то через год надо пробовать снова, вернувшись в эти замечательные места. =================================================================== #ИсторияТм #общество
Comments 61
Likes 291
В 1979 году на фирме "Мелодия" вышла пластинка ансамбля "Фирюза". На лицевой стороне обложки альбома изображены 7 мужчин-музыкантов. На оборотной стороне обложки размещена статья о группе и там упомянуты имена участников ансамбля, но состав который записывал альбом и состав, указанный в статье, отличаются - на записи в Москве участвовал скрипач Гасан Мамедов, он со скрипкой и изображён со всеми участниками ансамбля на лицевой стороне обложки альбома. Но его имя нигде не упомянуто. После выхода п
В фильме "Время по солнцу" (Туркменфильм, 1979 год) есть эпизод в ресторане: играют музыканты, а на стекле витрины видна надпись "Ресторан "Марал" (см. кадры). А где находился в 1978 году ресторан "Марал"? Даже скорее вопрос о том, находился ли ресторан "Марал" в 1978 году по дороге в Фирюзу? Существовал ли он там тогда?
Где это было в Ашхабаде в середине 70-х годов? В городе было как минимум 2 подобных кафе, одно из них на Аллее от к/т "Мир" до театра А.С.Пушкина называлось "Гундогар" (Пельменная, а в 90-х на этом месте был кегельбан). Вопрос, а было ли на том кафе такое вертикальное ("столбом") написание слова "КАФЕ"?
Show more
About group
Не забывай свои корни, помни – есть вещи на порядок выше. Эта группа о культуре, национальных достояниях, традиционном искусстве Туркменистана... Поддержите проект, присоединяйтесь...