Теперь выйти из банковского офиса без навязанных услуг будет проще – вступили в силу поправки к Федеральному закону «О потребительском кредите (займе)». Банкиры уже придумали свои контрмеры против новых прав заёмщиков, но есть способ их переиграть.
С 30 декабря 2021 года вступили в силу поправки к закону «О потребительском кредите» – они позволяют отказаться от навязываемых в банковских отделениях услуг. По статистике Центробанка, за девять месяцев прошлого года только полисов страхования жизни банки продали заёмщикам почти на 100 млрд рублей. Причём выплаты по таким страховкам составили всего лишь 11 млрд рублей, остальное – это чистая прибыль, которую банки поделили со своими «дочками» – страховыми компаниями. Вместе с кредитом банки продают не только страховки, но и различные юридические и консультационные услуги, помощь на дороге, телемедицину, сим-карты и другие сервисы. Продавать ненужное выгодно: за эти же девять месяцев кредитные организации получили 1,87 трлн рублей чистой прибыли – это на 16,2 процента больше, чем за полный 2020 год, и на 9 процентов больше, чем за 2019-й.
Поправки устанавливают, что кредитор больше не может проставлять в предложенном клиенту договоре какие-либо отметки о согласии заёмщика на предоставление ему любых дополнительных услуг. Все «допы» должны быть оформлены отдельными документами, в которых обязательно указываются стоимость услуг и возможность от них отказаться. Так что никаких споров с банкирами о том, как в договоре появилась необходимая им галочка, теперь быть не должно.
Тем более что такие галочки без ведома клиента могли заранее расставлять курьеры или операционисты, чтобы выполнить план продаж.
Из закона также следует, что банк, включая в договор дополнительные услуги, оказываемые сторонними организациями, должен указать на прямую связь такой услуги с выдачей кредита.
И если страхование жизни заёмщика ещё как-то можно связать с кредитом, то, например, покупка дополнительного юридического сопровождения клиента на решение о предоставлении займа влиять не может.
Кроме того, больше нельзя включать условие, предусматривающее наличие на банковском счёте, с которого погашается кредит, некоего постоянного неснижаемого остатка. Ранее банки нередко вводили такое требование, чтобы бесплатно пользоваться деньгами своего клиента на этом счёте. Сейчас же достаточно пополнять его только один раз в месяц – перед погашением очередного платежа.
До сих пор клиент имел право на так называемый период охлаждения (возможность в течение 14 дней отказаться от навязанного договора) только в отношении различных страховок, покупкой которых банки зачастую обусловливают выдачу кредита. В ответ те придумали множество других услуг, без которых получить деньги стало проблематично: это юридическое сопровождение, телемедицина, помощь на дороге, финансовые консультации и даже подписка на электронные журналы. Теперь от этого всего тоже можно отказаться в течение 14 дней. Причём не надо самому разыскивать юридическую фирму «Рога и копыта», чтобы разорвать договор на ненужное премиум-обслуживание. Если организация не отвечает на запросы или не возвращает деньги, их обязан вернуть банк, предоставивший эту услугу.
Процедура такая: не позднее 14 дней с даты заключения кредитного договора необходимо написать заявление об отказе от «допов», и банк должен дать свой ответ в течение семи дней. Если заёмщик вообще не воспользовался навязанными опциями, то возврату подлежит вся сумма, а если окажется, что услуги всё же были частично оказаны, то вернуть должны пропорциональную часть. В случае несогласия банка можно подать жалобу в контролирующие инстанции или иск в суд.
Впрочем, банкиры уже придумали способ, как обойти выгодный потребителям закон.
Как и в случае со страховкой, в новых договорах они указывают, что кредитная ставка может быть повышена, если клиент отказывается от рекомендуемых банком услуг. Что делать против этой хитрости, закон не даёт ответа. И суды первых инстанций в таких ситуациях зачастую вставали на сторону кредиторов, если заёмщик отказывался, например, от рекомендованной страховой компании, покупая аналогичный полис у другого страховщика в 10 раз дешевле.
Продолжение https://narzur.ru/kak-pravilno-skazat-net-banku/


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев