Обсуждаемые темы

ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
последний комментарий сегодня в 06:51

27 апреля - Лазарева суббота

________________________________
Слово протоиерея Александра Шаргунова в канун Вербного воскресенья
Лазарева суббота — конец Поста, праздник Входа Господня в Иерусалим — вступление в Страстную нашу седмицу. Вслед за воскрешением Лазаря сегодняшний праздник вводит нас в Страстные дни.
«Господи, — говорят посланные сестрами Лазаря ко Христу, — тот, кого Ты любишь, болен». Нет ничего нового в том, что те, кого любит Бог, болеют. Мы все знаем, как во время Великого поста обостряются у нас искушения, скорби, выявляются наши недуги, не только душевные, но и телесные. И великое утешение для нас, когда мы болеем, в том, что многие молятся за нас. И в этом также смысл наших болезней. Многие молятся за нас, возносят свои молитвы к Богу. Кто-то сказал, что чудо — это молитвы многих, на которые Бог ответил.
Сам Господь любит нас и знает все, что происходит с нами, и заботится о нас там, где кажется, что Он не торопится с помощью, откладывая ее. При первом нашем слове Он слышит нас, но как бы медлит, желая явить большую милость. Он ждет, когда покаяние наше станет подлинно глубоким. Когда наш молитвенный плач, с которого начинался Великий пост: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю», — будет у нас исходить поистине из глубины.
Так и теперь, среди безутешного горя Своих друзей в Вифании Господь все время помнит о них, но не спешит к ним. Но когда все доходит до последнего предела, Бог показывает, что наступило Его время. Например, когда умирает священник и гроб с его телом обносят вокруг храма, поют «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение». Бог Помощник, когда уже никто и ничто не может помочь. Пусть и нас сегодня выведет из глубин греховных, из глубин отчаяния знание того, что предел нашей беды — Божий час.
Завершился наш Великий пост, мы стоим радостно со свечами и вербами в храме. Завтра вечером мы услышим, что Господь грядет на вольную страсть. «Не двенадцать ли часов во дне?» — говорит Он, вступая в Свои Страдания. Жизнь человеческая — день. И Великий пост — день. Кто ходит днем, тот не спотыкается, тот твердо идет, потому что свет дня освещает его путь, и он видит, куда он идет. Когда кончается день, наступает ночь. И когда кончается Четыредесятница, приходит мрак Креста, оттого что среди полудня солнце погаснет, от шестого часа до девятого. А вернее сказать, такой ослепительный свет исходит от Креста, что ничего не видно для наших слабых глаз.
Да, на самом деле, — все наоборот. Жизнь наша — ночь, а смерть — день. Великий пост — ночь, а Страстная Седмица — день. Ночь — это жизнь без Христа, жизнь, где господствует грех. Но нужен Свет мира — Христос, чтобы мы увидели тьму, в которой мы идем, спотыкаясь и вновь поднимаясь, к Его Кресту. Смысл всей нашей жизни и нашего Великого поста заключается в том, чтобы мы увидели это до последней глубины.
Но есть иная ночь — полная слепота, когда человек не отличает жизнь от смерти. Ночь, в которую вышел Иуда с Тайной Вечери, после того, как омочил руку в солило. В мире теперь ночь, та самая ночь, когда человечество уходит от Христа Бога и грех всецело овладевает им. Наступает в мире тьма, когда никто не может делать, только Христос.
Да будет дано нам в эти Страстные дни не быть среди тех, кто сегодня со всеми приветствует Его, а завтра со всеми будет кричать: «Распни Его». А быть среди друзей Христовых, среди учеников Господа. Не как Иуда, но как Фома, который, услышав о смерти Лазаря, о том, что Господь идет в убийственный Иерусалим, в отчаянии и в верности своему Господу взывает: «Идем и мы умрем с Ним». Или как Петр, который наТайной Вечери от полноты любящего сердца скажет: «Господи, с Тобой готов на смерть и в темницу». Хотя и Фома, и Петр споткнутся в своей вере, но когда их отчаяние, их устремленность ко Господу достигнут предела, Господь явит им славу Своего Креста и Воскресения.
Эта болезнь, говорит Христос о Лазаре, — не к смерти. Не к смерти, но к славе Божией. Пусть будет дана нам сегодня радость узнать, что все болезни, которые посылает нам Господь, все наши поражения, которым Он попускает быть, — не к смерти, но к славе Его. Если Бог прославляется нашими скорбями, задумаемся, как мы должны переносить их. Пусть все, кого любит Христос, знают, что для того даются нам эти сегодняшние страшные испытания, чтобы Сын Божий прославился и в нас, совершив великое чудо, подобное воскрешению мертвых.
Он дает возможность злу показать в полноте свою силу, чтобы все увидели, что может сделать Бог. Поэтому никто пусть не смущается, глядя на то, что происходит вокруг нас. Никто пусть не страшится своих грехов, если взор его всегда устремлен ко Господу, как в праздник Входа Господня в Иерусалим. Он вступает во Святой Град среди нашего ликования, чтобы заплатить за эту славу дорогой ценой — Своей Крестной смертью.
Праздник Лазаревой Субботы и Вербного воскресенья — единое торжество. Мы приобщаемся этой славе, чтобы и нам, когда неизбежно придет наш час, и мы будем испытаны в верности Господу, было дано не оттолкнуть свой крест, а с радостью принять его и увидеть, что испытания, которые мы должны понести, — честь и милость, дарованные Господом. Наша слава и путь к еще большей славе, к вечной Пасхе Его.
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
последний комментарий вчера в 11:04

ВЕЛИКАЯ СРЕДА

______________________________
В Великую Среду в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и в последний же раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Поклоны прекращаются до праздника Пятидесятницы (будут совершаться только перед Плащаницей).
Центром и содержанием богослужения этого дня являются два Евангельских события: покаяние грешной жены, возлившей миро на ноги Иисусовы, и злой замысел Иуды, предающего своего Учителя и Господа.
На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Господь предрек скорое наступление часа Своих крестных страданий в словах, приводимых только одним Евангелистом Матфеем:
"вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.»
Далее два Евангелиста св. Матфей и св. Марк повествуют о помазании Господа миром некоей женой в дому Симона прокаженного:
Это помазание церковное предание отличает от того помазания, которое было совершено Марией, сестрой воскрешенного Лазаря, за шесть дней до Пасхи и еще до входа Господа в Иерусалим. Этот Симон прокаженный называется так потому, что, по-видимому, был исцелен Господом от проказы.
По церковному же преданию, запечатленному в богослужебном последовании Великой Среды, жена, приступившая ко Господу с тем, чтобы помазать его драгоценным миром, была кающейся грешницей. Она принесла миро в алавастровом сосуде. Миро представляло собой благовонную жидкость из масел и пахучих веществ, обыкновенно — из лучшего оливкового масла в соединении с благовонными смолистыми веществами вроде нарда или смирны и разных цветов. Помазание миром на Востоке употреблялось не только в смысле высшего значения, как при помазании царей и первосвященников, а и в обыденной жизни людьми богатыми и знатными, ради удовольствия.
Женщина капнула на голову Иисуса не несколько капель этого драгоценного масла – она разбила сосуд и вылила Ему на голову все его содержимое. Зачем разбила сосуд? Здесь надо знать восточные обычаи того времени. Если из бокала пил выдающийся гость, бокал разбивали, чтобы его уже больше никогда не касалась рука менее знатного человека. Здесь то же произошло с сосудом благовонного масла.
Вот как Иоанн Златоуст комментирует это место из Евангелия:
И в то время, как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу, и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, — иначе не отерла бы своими власами ног Его, — но как к такому лицу, которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, — часть тела, которая драгоценнее всего тела.
Не зная мыслей и чувств глубочайшего благоговения жены-грешницы, ученики осудили ее поступок, зная, что Учитель их не терпел роскоши и выше всего ставил дела милосердия и благотворения. Но они в этом случае ошиблись. Господь оправдал ее поступок, как происходивший от теплой веры и сердечного сокрушения.
В награду за ее поступок Господь предрек ей всегдашнюю память об ее поступке между христианами.
В последовании Великой Среды Церковь прославляет поступок этой жены, проводя как бы параллель по контрасту между ним и предательством Иуды, совершенным в тот же день, сразу после этого.
Иуда ожидал от Господа Иисуса Христа земных благ, мирского богатства и владычества: его корыстолюбие теряло терпение, видя полную нестяжательность Учителя: он начал сам вознаграждать себя из ковчежца, тайно присваивая себе вметаемые в него пожертвования, по свидетельству Евангелиста Иоанна.
Случай в доме Симона прокаженного окончательно дал ему понять, что он напрасно ждет обогащения от Учителя добровольной нищеты и самоуничижения. Досада на Господа, обманувшего, как ему казалось, его надежды, и желание использовать хоть какой-нибудь случай к наживе, сделали его предателем. Уже зная о решении синедриона схватить Господа, он сам пошел к первосвященникам, чтобы предложить им за деньги свои услуги — предать им Господа без народа, в уединенном месте.
Святитель Иоанн Златоуст объясняет мотивацию поступков Иуды:
Как же он сделался предателем, спросишь ты, когда призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости, и не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели; но увещевает, подает советы, — все делает и всячески старается, чтобы побудить их сделаться добрыми; если же некоторые противятся этому, Он не принуждает. Если ты хочешь узнать, отчего Иуда сделался таким, то найдешь, что он погиб от сребролюбия. Отчего же, спросишь, он уловлен этою страстью? Оттого, что был беспечен.
Вспоминая события Великой Среды, и нам, по совету Иоанна Затоуста, стоит призадуматься:
Все это сказано мною для того, чтобы показать, что если мы будем бодрствовать, то никто не может сделать нам вреда, и что не от бедности, а от нас самих бывает нам вред. Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
последний комментарий 30 апреля в 22:05

ВЕЛИКАЯ СРЕДА

__________________________
Проповедь митрополита Сурожского Антония
Мы уже подходим к самим Страстям Господним, и из всего, что мы слышали, так ясно делается, что Господь может все простить, все очистить, все исцелить и что между нами и Ним могут стоять две только преграды. Одна преграда –
- это внутреннее отречение от Него,
- это поворот от Него прочь,
- это потеря веры в Его любовь,
- это потеря надежды на Него,
- это страх, что на нас у Бога может не хватить любви...
Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь – любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.
Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел...
Часто нам думается, что он ушел в вечную погибель; и от этого у нас – может быть, недостаточно – содрогается сердце и ужасается: неужели он мог погибнуть? К Петру пришли другие ученики, они его взяли с собой, несмотря на его измену; Иуда среди них был какой-то чужой, нелюбимый, непонятный; к нему, после его измены, никто не пошел. Если измена Иудина случилась бы после Воскресения Христова, после того, как ученики получили дар Святого Духа, думается, что они не оставили бы его погибнуть в этом страшном одиночестве, не только без Бога, но и без людей. Христос не оставляет никого... И как бы ни страшно было думать об Иуде, о том, что его слово погубило Бога, пришедшего на землю, однако где-то должна в нас теплиться надежда, что бездонная премудрость Божия и безграничная, крестная, кровная Его любовь и его не оставит...
Не будем произносить и над ним последнего, страшного суда – ни над кем. Как-то, много лет тому назад, светлый русский богослов Владимир Николаевич Лосский, говоря о спасении и погибели, закончил свое слово надеждой; говоря уже не об Иуде, не о Петре, ни о ком из нас, он сказал о сатане и о споспешествующих ему аггелах, что мы должны помнить, что на земле, в борьбе за спасение или за погибель человека, Христос и сатана непримиримые противники; но что в каком-то другом плане и сатана, и темные, падшие духи являются тварью Божией, и Бог Свою тварь не забывает...
И мы сегодня видим и другой образ. Я только что говорил, что нас может отделить от Бога наше, и только наше отречение от Него и бегство от Него, невера в Его любовь, в Его верность. Но есть другое, что нас может отделить от Бога; об этом мы слышали постоянно в эти дни: это ложь и лицемерие. Это ложь людей, которые
- не хотят на себя посмотреть,
- не хотят себя видеть, какие они есть,
- которые хотят обмануть себя,
- обмануть Бога,
- обмануть других
- и прожить в мире иллюзий, в мире нереальности, в котором им на время спокойно, безопасно;
это нас тоже может отделить от Бога...
Одного подвижника раз спросили, как может он жить с такой радостью в душе, с такой надеждой, когда он себя знает грешником? И он ответил:
Когда я предстану перед Богом, Он меня спросит:
- Умел ли ты Меня любить всей душой твоей, всем помышлением, всей крепостью твоей, всей жизнью?..
И я отвечу:
- Нет, Господи!..
И Он меня спросит:
- Но поучался ли ты тому, что тебя могло спасти, читал ли ты Мое слово, слушал ли ты наставления святых?
И я Ему отвечу:
- Нет, Господи!..
И Он тогда меня спросит:
- Но старался ли ты хоть сколько-то прожить достойно своего хотя бы человеческого звания?..
И я отвечу:
- Нет, Господи!
И тогда Господь с жалостью посмотрит на мое скорбное лицо, заглянет в сокрушенность моего сердца и скажет:
- В одном ты был хорош – ты остался правдив до конца; войди в покой Мой!..
Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, – но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много... И когда Петр был Им прощен, он тоже сумел Его много любить, может быть, больше многих праведных, которые никогда не отходили от Спасителя, потому что ему было прощено так много...
Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу как блудница, как Мария Магдалина: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир... Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас.
Аминь.
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
последний комментарий 30 апреля в 18:21

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК : Двери покаяния

________________________
Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма.
Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
Утреня Великого Вторника также, как и Утреня вчерашнего дня начинается пением тропаря Се Жених грядет. В основе его лежит притча о десяти девах (Мф. 25, 1-13). В Великий Понедельник на утрени был как бы лишь отдаленный крик в нощи:
Се Жених грядет.
Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется постепенно в последующих песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии:
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных…
Вместе с образом десяти дев, в Евангелии этого дня предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном Суде (Мф. 25, 14-46).
Это именно то поучение, которое Христос произнес в тот самый Вторник, практически накануне Своих Страстей.
Вновь на Часах мы слышим чтения из книги Исход и историю о страданиях праведного Иова и вновь задумываемся над великими параллелями. Смерть Христова явилась освобождением нашим от рабства греху, смерти и диаволу, поистине она явилась великим Исходом из тьмы и сени смертной в Царство Божией Правды и Истины; пример праведного Иова, претерпевшего страдания на грани человеческих сил, показывает нам что руки злых людей сознательно сделали с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
Начинается Вечерня. Здесь темы десяти дев со светильниками, притчи о талантах и темы Суда лишь намеченные на богослужении Утрени разворачивается во всей силе и великолепии. Во время пения стихир мы ставим себя на место этих дев, мы думаем, а что мы сделали с талантами, данными нам Богом и размышляем над тем, готовы ли мы к Суду?
Душевною леностию воздремався, не стяжах Женише Христе, горяща светильника иже от добродетелей, и девам уподобихся буим…
Эта притча научает нас тому, чтобы, приняв веру, мы сопровождали ее добрыми делами, которыми только и может поддерживаться наша духовная жизнь. Неразумные девы, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для своих светильников елея добрых дел. Мудрые же вместе со светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. Так и наша жизнь должна вся быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на всем протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к Богу, Источнику любви, и к ближним.
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
последний комментарий 30 апреля в 10:30

28 апреля - Освящение верб

ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
последний комментарий 30 апреля в 10:12
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
последний комментарий 30 апреля в 07:50
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
последний комментарий 29 апреля в 18:49
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
последний комментарий 29 апреля в 14:38

Великий понедельник

_____________________________
Проповедь митрополита Антония Сурожского
Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?..
Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, – как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И как сотни людей, вероятно, хотели бы вырваться из этой недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха, от ужаса…
И жизнь никуда не давала уйти;
- никуда не могла отойти от страстей Господних Пречистая Дева Богородица;
- никуда не могли укрыться от своего ужаса Ученики Христовы, даже в те минуты, когда страх побеждал и они старались спрятаться от гнева народного;
- никуда не могли уйти, забыть происходящее Никодим, Иосиф Аримафейский, тайные ученики Христовы, верные женщины-мироносицы...
Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах, потому что ужас охватывал их извне и изнутри. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.
И вот, когда вспоминаешь это, – разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? И у них мешались мысли, у них холодело сердце, и у них истощались силы; но они жили этим событием. И то, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь.
Поэтому, что бы вы не переживали, как бы мало вы – мы – ни переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют. Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события – потому что это события, а не воспоминание – пусть нас ломают телом и душой. И тогда, когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, – и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней.
Аминь.
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
последний комментарий 29 апреля в 14:24

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

______________________________________
Первым днем Страстной седмицы является Великий Понедельник. Евангельское чтение этого дня посвящено повествованию об иссушении бесплодной смоковницы: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
Для апостолов иссушение бесплодной смоковницы Спасителем явилось своего рода проповедью, показывающей великую силу веры и молитвы — источников духовной жизни человека. Существуют толкования этого отрывка из Евангелия, согласно которым бесплодная смоковница является символическим изображением сонмища иудейского: Господь, придя на землю, не нашел в этом собрании истинного плода веры и добрых дел, а лишь одну листву — лицемерную сень Закона. Поэтому такая смоковница была проклята. Кроме того, повествование о бесплодной смоковнице относится и к каждому человеку, который не приносит плоды, достойные покаяния, предостерегая нас о скоротечности и мимолетности земной жизни.
В Великий Понедельник во время церковного богослужения вспоминается также сюжет из Ветхого Завета о предательстве целомудренного Иосифа его братьями, которые испытывали к нему чувство зависти. Продав его в Египетское рабство, братья обманули и сильно огорчили своего отца. Ветхозаветные события, описываемые в этом сюжете, являются символическим прообразом событий Нового Завета. Образ несправедливо преданного Иосифа является прообразом Господа нашего Иисуса Христа, Который был также предан из зависти своими единоплеменниками, был продан Своим учеником Иудой Искариотом за тридцать сребренников.
Иосиф был заключен в темный и тесный ров, а Спаситель после Своих крестных страданий и смерти был положен во гроб. Со временем Иосиф был возвеличен в Египте и удостоился стать помощником самого фараона по управлению Египетским царством, а Господь Иисус Христос после Своего унижения, страданий и смерти восстал из мертвых собственной силой. Как Иосиф воцарился над Египтом, так Спаситель воцарился над всяким грехом, победил зло и смерть. Иосиф питал пшеницею своих братьев, а Господь питает нас Небесным Хлебом — Своей Плотью во время Таинства Причащения.
Еще один отрывок из Евангелия, читаемый в этот день в Церкви, повествует о злых виноградарях, которые жестоко избивали и убивали посланных к ним за виноградом от господина слуг и даже самого сына. Виноградари из притчи символически изображают иудеев, избивавших святых пророков и осудивших на смерть Самого Спасителя. Но этими же работниками виноградника могут быть и христиане, которые нарушают заповеди Божии своим дерзким поведением, не дают Богу плодов покаяния, молитвы и самоотверженной любви.
Богослужебные чтения и молитвословия Великого Понедельника побуждают верующих чад Церкви к духовному бодрствованию, терпеливому несению своего жизненного креста, великодушию, вере в Господа, покаянию, молитве и любви. Поэтому очень актуально звучат сейчас слова протоирея Валентина Амфитеатрова: «Господа ради оберегитесь, чтобы суета не взяла вас от храма и чтобы эта седмица страстей Христовых не была, подобно прочим седмицам, нескончаемой неделей наших собственных погибельных страстей».
____________________________________
Тропарь:
Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.
Икос Великого Понедельника:
На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный.
Ексапостиларий:
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.
Стихира:
Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшися, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость.
Показать ещё