82 года назад, с апреля 1941 года по июль 1942 года, евреи, армяне, греки и ассирийско-сирийские мужчины в Турции были собраны в трудовые батальоны, в которых не было зачислено ни одного гражданина-мусульманина. Эта политика также известна как «призыв двадцати классов» (по-турецки «yirmi kur'a nafıa askerleri» или «солдаты для общественных работ по жеребьевке двадцати»).
Вместо действительной службы их заставляли работать в ужасных условиях на строительстве дорог и аэропортов. Некоторые погибли или заболели. Другими словами, это были концлагеря для немусульманских граждан страны мужского пола.
Это была одна из многих дискриминационных политик турецкого правительства, направленных на обнищание и, в конечном итоге, на уничтожение немусульманских граждан страны.
После того, как они были вынуждены работать в трудовых батальонах более года, они были наконец освобождены 27 июля 1942 года.
Историк Айше Хюр описывает призыв на военную службу следующим образом:
«Этим солдатам не выдали ни оружия, ни военной формы. Их заставили носить одежду сборщиков мусора, присланную из Греции в помощь во время землетрясения в Эрзинджане в 1939 году. Их отправляли в сильную жару в качестве солдат в лагеря без инфраструктуры и нехватки воды, кишащие комарами, сыростью и грязью, которые распространяли малярию. Они были вынуждены выполнять тяжелую работу, такую как строительство туннеля в Зонгулдаке, строительство Молодежного парка в Анкаре, а также разрушение камня и строительство дорог в провинциях Афьон, Карабюк, Конья и Кютахья. Но хуже всего было то, что их часто высмеивали и оскорбляли как «солдат-кафиров [неверных]».
Эта часть турецкой истории недостаточно изучена учеными. Одним из немногих историков, проливших свет на этот инцидент в своих нескольких статьях и книгах, является Рифат Бали.
Турция была создана в 1923 году Народно-республиканской партией (НРП), которая управляла страной до первых свободных общенациональных выборов в 1950 году, проложивших путь к приходу к власти Демократической партии (ДП). В этот период НРП была единственной легальной партией в стране, и меньшинства подвергались высоким уровням преследований и дискриминации за свою веру и / или этническую принадлежность.
Согласно статье Бали 1998 года, в мае 1941 года полицейские проверяли удостоверения личности мужчин-немусульман на улицах Турции, и тех, кто был записан как «немусульманин», сразу же призывали на военную службу. Но была проблема: многие из них уже прошли обязательную службу в турецкой армии. Тех, кому удалось избежать полицейских проверок, настойчиво разыскивали.
Когда в мае того же года были призваны мужчины-немусульмане, турецкие офицеры не разрешали семьям посещать призывников или фотографировать их до конца июня или середины июля. В случае крайней необходимости призывников сопровождали официальные лица, чтобы увидеть их семьи.
Ервант Гебелян, армянин, служивший рядовым в турецкой армии, сказал, что здоровье призывников никогда не учитывалось при призыве на военную службу. Например, гражданин Греции по имени Теохари был слепым, а Арслан Йорго — умственно отсталым. Призывникам не разрешалось даже связываться со своими семьями и даже приносить с собой одежду. Семьи, узнавшие позже о призыве, пошли туда, куда увели их близких, и отдали им из-за решетки пакеты с бельем.
Еврейский бизнесмен Виталий Хакко описал в своих мемуарах, что полиция задержала его в своем магазине, сказав, что он собирается в армию. Хакко был потрясен, и у него в голове было много вопросов без ответов:
«Почему меня призывают в третий раз за неделю после моего расформирования? Почему нас вдруг собрали и не смогли даже сообщить своим семьям? Почему нам не говорят, куда нас везут?»
«Тот факт, что среди нас не было турок-мусульман, еще больше усилил наши опасения», — написал он.
Еврейский журналист Изак Яэш писал в своих мемуарах, что солдат-призывников сначала полностью раздели догола и поместили в ледяную ванну. Затем их отвели в парикмахерскую совершенно голыми и обрили головы. Их заставили остаться в казармах в Стамбуле на три дня, и во время их пребывания там они были заражены вшами. Затем их отправили в лагеря в городах Анатолии.
Яэш был отправлен в провинцию Малатья для работы на строительстве аэропорта. Он пишет, что солдатам-немусульманам угрожал турецкий капрал:
«Сукины дети, вы пришли сюда отдать долг Родине. Это не Стамбул. Забудь своих родителей. Если вы не будете следовать приказам, вы никогда больше не увидите свои семьи».
Капралы хлестали кожаными ремнями солдат-немусульман, которые не могли идти достаточно быстро. По словам Яэш, их также заставляли спать в мешках, наполненных травой и кустами.
Еврейский журналист доктор Эли Саул также писал, что солдаты, охранявшие лагеря, кричали на евреев, говоря: «Грязные евреи, вы больше никогда не увидите Стамбул. Забудь о своих жёнах и детях».
Яшар Пакер, еврей 1897 года рождения, так описал условия в своем лагере:
«Я был в городе Чиврил провинции Денизли. Все немусульмане были сначала доставлены в Афьон. Потом комитет нас распределил. Когда мы прибыли в Чиврил, от нас пахло трупом. Там мы мылись в мутной колодезной воде и пили эту воду. На этой воде также готовили еду. Затем распространилась эпидемия сыпного тифа. Нас было пятьсот человек. Я был одним из двадцати, кто не заразился тифом. В моей палатке было четырнадцать человек; двенадцать заболели».
«Среди нас были шестидесятилетние греки, армяне, евреи. Несмотря на то, что они не вписывались в эти классы, их призывали только потому, что они не были мусульманами. Эти люди оплакивали свою судьбу».
Хакко также описал лагерь, в котором он был вынужден работать:
«Пессимистичные, отчаявшиеся, полуголодные люди, уставшие от жизни. . . Одни говорили: «Эта война не закончится», другие говорили: «Мы не увидим ее конца». Другие говорили: «Погромы в Восточной Европе тоже начнутся здесь». Как будто все хотели попрощаться с жизнью».
Яаков Мизрахи, еврей 1904 года рождения, который был призван в этот период, несмотря на то, что ранее проходил обязательную военную службу, писал в своих воспоминаниях:
«Это были действительно трудные годы. . . Конечно, я получил свою долю. Сначала я отправился в Афьонкарахисар. Затем меня отправили в Чивриль. Там я заразился малярией. Я потерял сознание. . . Многие мои друзья также заразились малярией. Четыре или пять человек погибли там. Их похоронили на мусульманском кладбище в Чивриле».
По словам Бали, все евреи, призванные на военную службу, были охвачены страхом и чувствовали себя униженными. Чем больше они слышали, как сержанты и офицеры кричали им «Забудьте про Стамбул!», тем больше они приходили в отчаяние. Слова «Забудьте о Стамбуле!» запечатлелись в памяти всех меньшинств, переживших этот период.
Эти опасения усиливались, когда сержанты и сержанты кричали новобранцам-немусульманам, копавшим ямы на стройках: «Эти ямы будут вам могилами!»
По словам Бали, в то время, когда нацисты подвергали евреев в Европе геноциду, призыв двадцати классов в Турции больше всего затронул евреев.
«Турецкие евреи начали верить, что они тоже подвергнутся геноциду, как и их собратья в Европе. Важнейшим фактором этого было то, что точно так же, как евреев отправляли в концлагеря в нацистской Германии, только немусульман призывали в качестве предостережения в Турции. Турецкие евреи видели сходство между своим положением и положением немецких евреев и верили, что их конец приближается».
«После того, как в ноябре 1941 года в Бурсе от тифа умер еврей по имени Виталий, власти решили, что будут организованы баня (хамам) и стерилизационный центр. Когда эта команда была объявлена призывникам, призывники-евреи были сильно напуганы и запаниковали. Причина заключалась в том, что евреев в оккупированных нацистами странах также раздевали и отправляли в газовые камеры после того, как в тот же период их отправляли в концлагеря. Евреи в лагерях в Бурсе думали, что с ними сделают то же самое».
Призывники-немусульмане были освобождены 27 июля 1942 года. Явное большинство из них иммигрировало в Израиль после воссоздания еврейского государства в 1948 году.
«Мы были, конечно, счастливы», — написал Хакко об их освобождении. «Но кто бы гарантировал, что через 3 дня нас снова не призовут в армию? Никто! Отчасти счастливые, отчасти встревоженные, мы направились в Стамбул».
Бали писал, что, согласно разным источникам, турецкое правительство провело призыв из 20 жеребьевок по трем причинам:
– На время отвлечь немусульманских граждан от их бизнеса, ослабить их в коммерческом отношении и тем самым облегчить создание мусульманской буржуазии.
– Интернировать немусульман в лагеря, чтобы предотвратить их возможную деятельность «пятой колонны» в случае вступления Турции в войну, потому что турецкое государство не доверяло своим немусульманским гражданам.
- Интернировать меньшинства в лагеря по требованию нацистов в МИД Турции.
Ервант Озузун, бывший заместитель мэра района Бакыркёй, заявил, что причиной такой практики было «. . . чтобы держать их [немусульман] в трудном положении в коммерческом смысле, удаляя их с работы, заставляя их закрывать или переводить свой бизнес, а также наносить ущерб их эмоциональным связям со страной. . ».
Жестокое обращение с солдатами-немусульманами в турецкой армии началось не в 1941 году, а закончилось в 1942 году. Единственная разница между 1941 годом и ранее заключается в том, что эти действия были формализованы из-за Второй мировой войны. До этого это было обычной практикой для призывников-немусульман, но они были разбросаны по армии. После 1941 г. их систематически концентрировали в определенных группах и использовали так же, как и раньше, без учета их смерти.
Дискриминация немусульман носит систематический характер в турецкой армии. На протяжении всей истории Турции гражданам-немусульманам никогда не разрешалось быть военными офицерами или генералами. В 2011 году на Бали была опубликована книга под названием «Солдаты-немусульмане: воспоминания – свидетельства» о том, как немусульмане подвергались преследованиям, угрозам или даже физическому насилию во время прохождения обязательной службы в турецкой армии.
Тем не менее, высказывание критических мнений по этим вопросам в Турции по-прежнему вызывает сильное клеймо. По закону публичное выступление против турецкой армии или призыва на военную службу является наказуемым деянием. Например, статья 318 Уголовного кодекса Турции гласит:
«Отклонение лиц от несения военной службы наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до двух лет. Если деяние совершено через печать и публикации, наказание увеличивается наполовину».
Поэтому Бали сказал, что ему нужен юрист, чтобы прочитать его книгу перед публикацией. Причину он объяснил в интервью турецкой газете Milliyet:
«Вы знаете, что в Турции есть закон, который наказывает тех, кто подрывает рвение людей к вооруженным силам. И он чрезвычайно гибкий. Итак, мой адвокат прочитал книгу. И по его рекомендациям мы смягчили или убрали некоторые детали».
Несмотря на все эти факты, официальная линия турецкого правительства, прочно закрепившаяся в турецком и зарубежном общественном мнении, заключается в том, что в Турции не укоренились ни антисемитизм, ни враждебность по отношению к христианам, и что евреи, как и христиане, жили в условиях свободной и толерантная атмосфера в Турции. Но это всего лишь миф. Сегодня только 0,1 процента населения Турции являются христианами или евреями. Они не уехали из Турции, потому что им не понравилась погода. Они были либо убиты, либо вынуждены уехать из-за различных форм преследований на протяжении десятилетий.
© Узай Булут, 27 июля 2023 г.
Нет комментариев