Как русские лётчики, оставшиеся без ног, сражались с противниками под небесами
Мужество и воинская доблесть не зависят от политического строя, когда родной стране угрожает внешний враг. История отечественной авиации сохранила немало примеров проявления героизма и силы воли русских и советских лётчиков. Став по существу безногими инвалидами, они не похоронили мечту о небе, а возвратились в строй, чтобы служить Отчизне в непростое для неё время.
Как 23-летний лётчик Прокофьев-Северский на протезе маршировал, танцевал и садился за штурвал
Александр Николаевич Прокофьев-Северский родился в Грузии 7 июня 1894 года в семье потомственных военных дворянского происхождения. Перед тем как стать лётчиком, он окончил Морской кадетский корпус и получил звание мичмана. Однако карьера моряка не интересовала юношу – его притягивало небо.
Поступив в Севастопольскую офицерскую школу авиации, Александр исполнил свою мечту, совершив 1 мая 1915 года первый самостоятельный полет. Уже через месяц молодой лётчик вылетел на задание бомбардировать немецкие корабли. Однако экипажу не суждено было долететь до цели: бомба, которую держал на коленях механик самолёта, взорвалась, – самого механика убило, а Александру осколками изувечило правую ногу.
После операции, во время которой нога была удалена почти до колена, начались усиленные тренировки – Северский не желал расставаться с любимой профессией, и непременно хотел продолжить летать. Вера в себя, в совокупности с сильной волей, совершили чудо: он не только поднялся в небо, но и научился, имея протез, кататься на коньках, танцевать, плавать, преодолевать больше пешие расстояния. В начале 1918 года Прокофьев-Северский под предлогом болезни через Владивосток выехал в США, где стал строить успешную карьеру авиаконструктора, за что ему было присвоено звание майора ВВС в запасе.
Как Юрий Гильшер научился летать с протезом и истреблять немецких бомбардировщиков?
Будущий лётчик-ас Юрий Владимирович Гильшер, появился на свет в дворянской семье 27 ноября 1894 года. После окончания сначала коммерческого училища в Москве, а затем кавалерийского в Николаеве, он несколько месяцев проучился в лётной школе в Гатчине. Несчастный случай в ноябре 1915 года, в результате которого молодой офицер получил серьёзное повреждение предплечья, не помешал Юрию позже пройти обучение в Одесской авиационной школе и уйти на фронт.
Свою первую победу Гильшер одержал 27 апреля 1916 года, сбив над селом Бурканов австрийский самолёт. Однако на следующий день удача отвернулась от пилота – попав в штопор, истребитель разбился, а сам лётчик, в ходе последующей ампутации, лишился левой ступни. После выздоровления, научившись владеть протезом, Юрий добился допуска к полётам и снова сел за штурвал самолёта. Погиб 22-летний герой в 20 июля 1917 года, успев одержать за свою недолгую жизнь 6 воздушных побед.
Как Михаилу Левицкому, несмотря на инвалидность, удалось стать лётчиком-асом?
Выходец из крестьянской семьи Михаил Николаевич Левицкий родился 11 октября 1912 года в Чувашии. По окончанию в 1938 году Балашовской школы пилотов и авиатехников Гражданского воздушного флота, был направлен в Челябинский авиаотряд. С началом войны поступил в распоряжение особого авиационного соединения под Москвой, откуда после подготовки, Михаил отправился на фронт.
При выполнении очередного задания в июне 1942 года самолёт Левицкого подбили: тяжелораненый в ногу лётчик попал в плен, где из-за начавшейся гангрены чуть не лишился жизни. Врачи-военнопленные спасли пилота от смерти, однако больную ногу пришлось отнять выше колена.
После освобождения в июле 1944 года из концлагеря Михаил Николаевич, научившись отлично ходить на протезе, стал добиваться возвращения в строй. Ему удалось это сделать: окончив бакинское штурманское училище и получив назначение в свердловский отряд военной транспортной авиации, Левицкий продолжил полёты в должности штурмана на самолёте Ли-2.
Как безногому лётчику Белоусову удавалось сбивать самолёты противника
Сын одесского рабочего Леонид Георгиевич Белоусов родился 16 марта 1909 года. Проработав какое-то время на заводе, он поступил в Одесское военное училище, а по его окончанию – в Борисоглебскую военную авиационную школу. В декабре 1941 года, участвуя в боях по защите Ленинграда, Белоусов получил тяжёлое ранение. Уже в госпитале при общем осмотре врач заметил у лётчика симптомы самопроизвольной гангрены. Леонида отправили в тыл, где ему удалили обе ноги – при этом правую конечность ампутировали практически до середины бедра.
После выписки, научившись ходить на протезах, мужественный лётчик возвратился в Ленинград: там, восстановив лётные навыки, он снова поднялся в небо сражаться с врагом. Будучи безногим, Леонид Георгиевич совершил около 40 боевых вылетов и сбил два немецких истребителя.
Как инвалидность Захара Сорокина не сломала его желания уничтожать немцев
Захар Сорокин появился на свет 17 марта 1917 года в Томской губернии, но ещё в раннем детстве вместе с семьёй переехал в Кубанскую область (ныне Краснодарский край). Здесь, повзрослев, одновременно с работой помощником машиниста паровоза Захар начал посещал занятия в аэроклубе.
До войны Сорокин успел окончить Ейское военно-морское авиационное училище, поэтому в июле 1941 года морского лётчика определили служить на Северный флот. В конце октября 1941 года после воздушного тарана самолёт Захара получил повреждения и упал в тундре. Пилот уцелел, но шесть суток добирался до расположения советских частей, прополз около 70 км, при этом он отморозил ноги.
Предотвращая гангрену, врачи ампутировали обе ступни, однако полученная инвалидность Сорокина не остановила: уже в феврале 1943 года он был снова в строю, и в воздушном бою сбил свой седьмой немецкий самолёт. Всего же на счету Захара Артёмовича было 18 уничтоженных машин противника – из них 12 он сбил после возвращения из госпиталя, будучи на протезах.
Военный атташе Великобритании, прибывший в Заполярье, вручил лётчику-истребителю высокую награду — орден Британской империи, сказав: «Пока в России есть такие люди, она непобедима».
19 августа 1944 года гвардии капитану Сорокину Захару Артёмовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
Как лётчику Маликову без ноги удалось долететь до Берлина
Илья Антонович Маликов родился в Тамбовской губернии 30 июля 1921 года. Окончив семилетку, проработал год на заводе, а в 1939 году прошёл обучение в местном аэроклубе. Призванный в 1940 году в армию, Маликов попал в кировабадскую военную авиационную школу и через полгода, сдав экзамены, приобрёл профессию лётчика.
Спустя год после немецкого нападения на СССР, выполняя в августе 1942 года боевое задание, Илья Маликов получил серьёзное ранение ноги, но сумел дотянуть до советских частей повреждённый самолёт. Раздробленную осколками конечность пришлось ампутировать, однако результат операции не сломил офицера – весной 1943 года он вернулся на протезе в свой полк и добился разрешения летать на бомбардировщике.
К концу войны у долетевшего до Берлина лётчика насчитывалось почти 200 боевых и технических вылетов (66 из них – после потери ноги). В мае 1946 года И. А. Маликову получил звание Героя Советского Союза.
«Повесть о настоящем человеке» в реальности
Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городке Камышине, расположенном в Саратовской области. После школы Маресьев стал токарем и начал трудовую деятельность при лесозаготовительном заводе. Но уже в те годы юноша мечтал о небе. Дважды он подавал документы в летное училище, но оба раза проваливался на медицинской комиссии, так как с детских лет страдал ревматизмом. В 1934 году Алексей попадает на знаменитую стройку в Комсомольск-на-Амуре. Именно там будущий летчик совершил свой первый полет, так как записался в местный аэроклуб.
Срочную службу проходил на Сахалине и сумел добиться направления в Читинскую школу военных пилотов, а уже оттуда перешел в Батайское авиационное училище. Став младшим лейтенантом, Алексей Маресьев служил в Батайске инструктором и обучал молодое поколение управлению авиационной техникой.
С началом Великой Отечественной войны Алексей Маресьев переведен в действующую армию. Первый боевой вылет он совершил в районе Кривого Рога. К весне 1942 года на счету летчика было уже четыре сбитых вражеских самолета. Но в апреле случилось событие, изменившее всю его жизнь.
4 апреля 1942 года Алексей Маресьев в бою под Новгородом прикрывал бомбардировщиков, но был подбит немецким летчиком. Получив тяжелое ранение, советский офицер совершил вынужденную посадку, как оказалось, на вражеской территории. Почти три недели покалеченный летчик ползком пробирался к своим. Целых 18 суток он питался только ягодами, корой дерева и шишками, которые находил на земле.
Обессиленного Маресьева обнаружили жители деревни близ городка Валдая. Причем его сначала приняли за немца, отчего и не сразу оказали помощь. Разобравшись, селяне отвезли мужчину в дом, но настоящего медицинского вмешательства совершать было некому. Только через 10 дней Алексей Петрович попал в госпиталь, к тому времени у него было заражение крови и страшнейшая гангрена обеих ног. Как вспоминал летчик впоследствии, в госпитале его направили прямиком… в морг! Но на пути туда Маресьева перехватил профессор Теребинский, который и решился на операцию по ампутации обеих голеней.
Когда Алексей понял, что будет жить, он сразу начал готовиться к возвращению на фронт. Сам изобрел тренировки, позволившие летать с протезами. Зимой 1943 года Маресьев вновь проводит боевой вылет в составе Гвардейского истребительного авиационного полка. В июле летчик совершил подвиг, сбив сразу два немецких истребителя и сохранив жизни двоих своих коллег. За это ему было присуждено звание Героя Советского Союза, а слава о безногом летчике разлетелась по всей стране.
Алексей Петрович успел совершить 86 вылетов в боевых условиях, в которых сбил 11 единиц вражеской техники. Причем семь из них – уже летая с протезами.
#ТайныИстории#ЧтобыПомнили
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев