Отношение цены к прибыли (P/E) является ключевым показателем, если вам, как потенциальному инвестору, необходимо быстро узнать, что рынок думает о компании. P/E действительно может рассказать много нового о цене акций. Но вместе с тем, есть нюансы, на которые нужно обратить внимание.
Что такое вообще коэффициент цена/прибыль?.. Цена /прибыль, P/E или мультипликатор, как его иногда называют, сравнивает цены акций компании с ее исторической EPS - прибылью на акцию. Этот показатель можно найти на многих сайтах или, лучше всего, в отчете о прибылях и убытках компании. По сути это резюме того, насколько акция дорога или дешева по сравнению с прибылью. Кроме того, этот коэффициент может быть рассчитан путем деления рыночной капитализации компании на ее годовую чистую прибыль.
К примеру, онлайновый ритейлер одежды ASOS (LON: ASC) в прошлом году показал нормированную прибыль на акцию (EPS) 25,6 фунта, а акции завершили торги 23 января по цене 1757 фунтов. Разделив эти цифры, вы получите текущий P/E 68. Для сравнения, крепкий, процветающий ритейлер «Маркс и Спенсер» (LON: МКС) торгуется с P/E 8,8, в то время как индекс FTSE All Share в целом торгуется по P/E около 11.
Как правило, такие отношения рассчитываются на основе исторических прибылей, но есть некоторые различия в формуле P/E, которые могут сделать сравнение различных источников опасным. Иногда можно увидеть цену акции, деленную на прогнозную EPS - это способ вычисления «прогнозного» коэффициента P/E, использующего ожидания аналитиков в качестве руководства. В других случаях этот показатель EPS будет вычисляться из последних двух кварталов и прогноза двух кварталов для того, чтобы сгладить разрыв между годовыми итогами – этот показатель известен как «подвижный» P/E.
Другая сложность заключается в том, что отношения P/E могут быть основаны либо на отчетной прибыли, то есть именно так, как в годовом отчете компании, либо на нормализованной прибыли, то есть с поправкой на исключительные или единовременные поступления.
На что указывает P/E?
P/E - показатель того, насколько высоко ценится на рынке прибыль компании. Во-первых, он говорит сколько инвестор готов платить за каждый рубль этих прибылей, и во-вторых, сколько лет инвестору придется ждать, чтобы получить назад свои инвестиции за счет текущей прибыли, предполагая, что вся прибыль выплачивается в виде дивидендов. По сути, P/E показывает степень уверенности инвесторов в будущем компании. Низкий коэффициент цена/прибыль, скажем, 3 или 5, будет показывать очень низкую уверенность в устойчивости компании, в то время как гораздо более высокий P/E 30+ выражает большой оптимизм по поводу будущего компании. В случае стоимостных инвесторов, они сосредоточены на покупке акций, которые торгуются по очень низким P/E, полагая, что это представляет собой достойную сделку (особенно, если P/E является низким по сравнению со средними историческими значениями). В случае инвесторов в рост, P/E считается менее значимым, так как они надеются, что текущая прибыль скоро умножится.
Если мы посмотрим на ASOS, инвестор, покупающий акции 23 января, теоретически готов ждать 68,7 года, прежде чем он окупит свои инвестиции, по крайней мере, основываясь на текущей прибыли. Это, конечно, несколько абсурдное сравнение, с тех пор как ASOS быстро растет – это значит, что P/E сам по себе не учитывает перспективы роста. Инвесторы, которые хотят применять P/E с учетом прогнозов роста, должны ссылаться на соотношение цены и роста прибыли, или PEG , которое признано известными инвесторами Джимом Слейтером и Питером Линчем.
Акции ASOS учетверились за два года, и рынок, кажется, считает, что должно быть продолжение роста — и его P/E показывает, что инвесторы платят премию за это ожидание. Между тем, за тот же период акции M&S имели короткие периоды роста, но в настоящее время торгуются там, где они были два года назад, – отчасти это причина, почему его P/E более скромный.
Академические исследования показали, что при прочих равных акции с низким коэффициентом цена/прибыль в долгосрочной перспективе обгоняют те, которые с высоким P/E («эффект стоимости»), и инвестирование в низкий P/E занимает центральное место в мышлении таких легендарных инвесторов, как Бенджамин Грэм и Джон Нефф. Но в краткосрочной перспективе, и особенно на бычьем рынке «гламурные» акции с высоким P/E имеют возможность обогнать «стоимостные» акции с низким P/E.
Безусловно, есть у P/E свои критики и противники. Многие из них высказывают аргументы против использовании прибыли в качестве индикатора. В отличие от других показателей, таких как денежные потоки и дивиденды, прибыль может быть предметом манипуляций на уровне компании, это означает, что P/E может быть искажен в зависимости от того, как компания учитывала конкретные статьи. Тот факт, что стандарты бухгалтерского учета отличаются от страны к стране, только добавляет к этой проблеме.
Например, Уоррен Баффет, вместо этого оценивает производительность, используя «прибыль владельцев», которая, как он утверждает, отражает истинный денежный поток компании. Он определяется как чистая прибыль плюс безналичные взносы на износ и амортизацию за вычетом капитальных расходов и дополнительного оборотного капитала, который может понадобиться.
Если использование прибыли как единого показателя прибыльности компании является рискованным, тогда использование P/E в качестве индикатора для оценки, не принимая другие показатели во внимание, является опасным. Например, низкий P/E может отражать ожидания рынком плохих новостей - это означает, что привлекательно оцененная акция может внезапно стать невостребованной. Таким же образом, высокий коэффициент P/E может свидетельствовать о том, что рынок признал потенциал будущих прибылей компании и соответственно ее оценил. Если эта компания оплошает, инвестор рискует увидеть падение стоимости, как только рыночный энтузиазм испарится. Так, без сравнения P/E компании, скажем, с его историей, сектором или рынком в целом, отношение может быть неправильно истолковано или оказаться совершенно бессмысленным. В результате, инвесторы часто используют P/E для сравнения компании с конкурентами и используют P/E общего сектора в качестве эталона.
Между тем, для инвесторов в акции малой капитализации, и особенно в компании, занимающиеся природными ресурсами, использование P/E в формировании мнения о стоимости акций, особенно сложно. Для компаний с малой прибылью или вообще без истории прибыли (возможно, являющихся счастливыми обладателями существенной базой активов и / или другим потенциалом роста), P/E, скорее всего, не существует либо в противном случае бесполезно. В результате, в случае малых компаний по добыче нефти и газа или горнодобывающих компаний, P/E в качестве меры стоимости, как правило, отбрасывают в пользу таких показателей, как стоимость чистых активов, независимые отчеты и послужной список руководства. Фокусируясь на цене (рыночной капитализации), P/E также игнорирует воздействие задолженности. По этой причине, он, пожалуй, уступает таким отношениям как Стоимость компании (EV)/EBITDA и EV/Свободный денежный поток. Эти показатели широко используются профессиональными инвесторами, в отличие от P/E они нейтральны к структуре капитала компании (то есть они не искажены левериджем).
P/E предлагает инвесторам простую формулу для оценки акций, которая часто встречается в стратегиях покупки акций некоторых успешных в мире инвесторов. Критики указывают на его неспособность учитывать рост и тот факт, что само по себе, P/E имеет ограниченное значение. Однако, если инвесторы учитывают известные риски, коэффициент предлагает важную оценку и инструмент сравнения.
Нет комментариев