Повзрослев, каждый из нас в своих воспоминаниях снова и снова возвращается в прекрасную и беззаботную пору детства. Чаще всего вспоминаются школьные годы, наполненные баталиями на задней парте в «крестики-нолики», «морской бой» или «камень-ножницы-бумагу». Сегодня правила этих простых логических игр известны каждому, в то же время редкий человек сможет сказать, сколько лет той или иной игре и откуда она взялась.
Морской бой для ветерана ВМФ
Вряд ли современным читателям необходимо рассказывать правила игры в «морской бой». Они их отлично знают и так кто со школьной скамьи, кто благодаря электронной версии на мобильном телефоне.
«Морской бой» -- самая молодая из популярных настольных игр школьных лет. Ее возраст не насчитывает и ста лет, а своим появлением в 1931 году она обязана Великой экономической депрессии, бушевавшей в США с 1929 по 1933 год. Однако сначала немного предыстории.
В 1858 г. компания, в которой трудился молодой американский чертежник европейского происхождения Милтон Брэдли разорилась, и юноша начал зарабатывать себе на жизнь литографией, создав Спрингфолдский магазин цветных литографий. Но вскоре прогорел. Причем провалом своего первого коммерческого предприятия Брэдли оказался обязан самому Аврааму Линкольну. Дело в том, что именно его литографии были основным продуктом молодого печатника, проблема состояла лишь в том, что на литографиях Милтона Брэдли один из первых президентов США и освободитель рабов был без своей легендарной бороды, поскольку отпустил ее позднее. Почему-то литографии Линкольна без бороды абсолютно не пользовались спросом. Однако молодой человек не отчаялся и предложил публике вместо литографий приобретать у него не имевшие в те годы широкого распространения семейные настольные игры. Его первым продуктом стала «The Checkered Game of Life» (буквально – «игра в жизнь по клеткам»). Идея игры оказалась чрезвычайно проста. Игроки раскручивали волчок, который, остановившись, показывал на то или иное поле, окрашенное в определенный цвет. В зависимости от того, какой выпадал цвет, игроки перемещались по клеткам, каждая из которых носила название определенного греха или благодетели. За поле греха очки вычитали, а за добродетель, наоборот, прибавляли. Побеждал тот игрок, кто первым набирал сто очков. Милтон Брэдли был несказанно удивлен, когда весь первый тираж игры был распродан всего за два дня, а к 1861 году число проданных комплектов игры составило 45 000 штук. Так родилась компания – разработчик и производитель настольных игр, получившая в название имя своего основателя. Кроме сверхпопулярных в США настольных игр, компания Милтона Брэдли выпустила также первый в мире набор детских акварельных красок.
Однако апофеозом деятельности компании стало изобретение уже после смерти Милтона Брэдли легендарного «Морского боя». Случилось это в 1931 году, в самый разгар Великой американской депрессии и была так популярна, что это помогло компании остаться на плаву. Идея игры пришла в голову одного из работников компании, можно сказать, случайно, во время изучения истории многочисленных позиционных морских сражений недавно отгремевшей Первой мировой войны. Правда, ряд других источников утверждает, что автором идеи был некий ветеран Первой мировой, у которого разработчики компании Милтона Брэдли лишь позаимствовали идею, закрепив за собой юридические права на изготовление и тиражирование игры.
Камень, ножницы, бумага
На втором месте по популярности среди школьников находится бессмертная игра «Камень, ножницы, бумага». Обычно, когда перед взрослыми встает неразрешимая задача, они кидают монетку, загадав орла или решку. Дети в этом случае разыгрывают партию в «Камень, ножницы, бумага». Казалось бы, эта, по своей сути, до безобразия русская игра должна была родиться где-то в недрах отечественных учебных заведений. Увы! Родиной популярной игры является Китай XVII века, в котором она носила название «шоушилин». На русский язык это слово переводится достаточно просто: «команды рукой». Правда, в Китае, в отличие от России, играли вовсе не в «Камень, ножницы, бумагу», а в «Муравья, человека и слона». Именно так назывались фигуры из пальцев, которые выкидывали игроки. Если в русском варианте камень тупит ножницы, а разрезаемая ими бумага захватывает камень, то на родине игры слон давит человека, человек давит муравья, а муравей кусает слона. На европейский континент эта игра попала лишь в XIX веке. При этом существовало несколько ее вариантов, иногда в розыгрыше участвовало три фигуры, а иногда количество выбрасываемых на пальцах комбинаций увеличивалось до пяти. Со временем игра стала настолько популярна, что ее фанаты начали проводить международные турниры по «Камню, ножницам, бумаге», которые постепенно доросли до чемпионата мира.
А теперь вспомните: кто в детстве не задавался вопросом, почему иногда после «камень, ножницы, бумага» положено было произносить странную абракадабру «цу е фа»? Что означают эти загадочные «цу е фа»? Никто этого объяснить не мог. А странные звуки методично повторялись из игры в игру наподобие некой священной мантры. На самом деле эти звуки не только имеют совершенно определенный смысл -- они сохранились неизмененными с тех далеких лет, когда игра впервые появилась на европейском континенте. Дословно с китайского языка «цу е фа» переводится как «итак, получилось» или «пожалуйста, пуск». Русское же «раз, два, три» достаточно точно передает смысл китайских слов.
Херики-оники
Именно так в России до орфографической реформы 1918 года называли самую древнюю и наиболее популярную настольную игру современного мира – крестики-нолики. Причем, это было вовсе не ругательство, просто наши предки соотносили эту игру не с пресловутыми крестиками и ноликами, а с буквами русского алфавита «Х» и «О». Дело в том, что до орфографической реформы эти буквы в русской азбуке именовались соответственно: «херъ» и «оно». Вот и получалось херики-оники. Однако следы происхождения этой игры теряются во тьме веков. Сегодня существует несколько версий ее появления. Ряд исследователей «видят» разлинованное поле с вписанными в его квадраты крестиками и ноликами даже на древних петроглифах первобытных людей или на фресках Древнего Египта. Разумеется, это либо совпадение, либо, что более вероятно, достаточно поздняя подделка из разряда «Ося и Киса были здесь». Первые же серьезные следы этой игры можно обнаружить в древней Индии, и им более двух тысяч лет. Затем они теряются, чтобы снова проявиться уже в Римской империи буквально накануне ее падения под натиском жестоких варваров. Наконец, современная версия игры была изобретена в средние века неизвестным французским математиком, решавшим в этот момент сложную трехуровневую систему уравнений. Игра быстро завоевала симпатии всех слоев общества. Играть в крестики-нолики стало модно и престижно. В Италии даже появились кафе, специально предназначенные для игры в крестики-нолики. Правда, Ватикан не разделял любовь прихожан к этой забаве, но те не сильно прислушивались к обличительным речам священников. Полностью все запреты с крестиков-ноликов сняли лишь в эпоху Возрождения. С тех пор эта игра стала настоящим символом бесцельного прожигания времени в школе, институте или на работе. К моменту проведения в 1851 году первого чемпионат мира по крестикам-ноликам этой игре было посвящено 14 песен, 3 оды, 2 повести, 12 анекдотов, 6 рассказов и 231 научная статья.
Дмитрий ТУМАНОВ
http://www.oracle-today.ru/editions/secrets/2014/10/
Нет комментариев