Руслан Масагутов — Татарстан и Башкортостан 100 лет назад. Всё могло быть иначе.
В Казани состоялась презентация книги «Западное Приуралье в свете образования Татарской и Башкирской республик 1917-1922 гг.: надежды и реалии». Книга представляет собой сборник документов, которые рассказывают о непростом процессе формировании ТАССР и БАССР в 20-е годы прошлого века. Авторами-составителями сборника являются Р.Ф. Масагутов и М.Х. Ибрагимов.
С составителем Русланом Масагутовым обсуждаем события 100-летней давности территориального образования и размежевания республик Татарстан и Башкортостан.
#Татарстан #Башкортостан #татары
Дамир Исхаков: о татарских дастанах
Татары потеряли традицию обращаться к татарским дастанам, потеряли их понимание, позабыли значение самого понятия «дастан». Хотя сами историки твердят, что сквозь века до сегодняшнего дня татарские дастаны передавались как часть народного устного наследия, как часть татарского фольклора, что это именно татарский народ сохранил дастаны.
Но сегодня татары столкнулись не только с тем, что они не понимают дастаны. Они лишены качественного перевода, например, дастана «Идегей» на русский язык. А некоторые представители татарской интеллигенции до сих пор не разобрались, кто же именно в дастане «Идегей» является положительным персонажем для татарского народа. На
  • Класс
Недопереписанная перепись татар и башкирская аномалия
Что думают татары о состоявшейся переписи населения в стране? Как относиться к тому, что численность татар сократилась на 600 тысяч человек? Что за аномалия с результатами переписи татар в Башкортостане?
Об этом и не только смотрите в нашем новом видео👇
#татары #переписьнаселения
Татарский род Гайна: пермские татары, гайнинцы и иштяки
Результаты переписи населения в России показали, если что и увеличилось у татар (помимо самой численность, конечно), то это количество всяких субэтнонимов.
Список субэтнонимов получился в чем-то странным, в чем-то экзотическим, а в чем-то даже с очень тревожными для единства татарского народа звоночками.
Например, кто такие "татары-гайнинцы"? А почему простые "гайнинцы" по результатам переписи стали считаться не как татары, а как башкиры? Почему татарину с локальной идентичностью "гайнинец", татарину, который уважает память о своих предках, вышедших из рода Гайна, нужно всегда и настойчиво всем уточнять что он "ТАТАРИН-гайнинец"?
См
Стерлитамакский имам Мухамметгариф Рамеев. Рождённый татарской землёй Семья Рамеева - одна из самых известных в Татарском мире. Дореволюционный и влиятельнейший купец-золотопромышленник Закир Рамеев известен как татарский поэт Дэрдменд. Его внук Башир Рамеев прославился уже в Советское время как талантливый математик и ученый, который заложил основу для компьютерных вычислений на советских машинах-аналогах. Его именем в этом году в Казани назвали новый открывшийся IT-парк. В нашем же видео мы вас познакомим с Мухамметгарифом Рамеевым, который до революции был известнейшим стерлитамакским имамом. Он приходится двоюродным братом Закиру Рамееву. В этом году в свет вышел дневник стерлатамакског
Миф о городе Башкорт: картография, археология и письменные источники
Миф о городе Башкорт - это одно из самых ярких проявлений башкирского национализма, которое можно наблюдать в среде некоторых башкирских историков. И, к сожалению, этот национализм направлен против татар Башкортостана. Сегодня среди башкирских историков господствует установка на конструирование большого мифа о "древнем Башкортостане". Её суть в том, что якобы раньше на территории современного Башкортостана располагалось некое культурно-историческое образование "древний Башкортостан". Раз так, значит у неё была и "древняя столица" под названием город "Башкорт" на территории современной Уфы. Ни данные археологии, ни картогра
Татарская летопись «Дафтар-и Чингиз-наме»: мифы о башкирских родах и главный посыл Много ли татар сегодня знают о летописи анонимного автора «Дафтар-и Чингиз-наме», написанного в конце 17 века и впервые опубликованного в печатном виде татарским просветителем Ибрагимом Хальфиным в 1822 году в Казани? Вряд ли об этом знаковом и популярном среди татар в дореволюционной Российской империи произведении сегодня расскажут в школах. Однако это произведение занимает центральное место в глобальном мифе о башкирских родах. Действительно в этом произведении идет речь именно о башкирских, а не о татарских родах? Разбираемся в нашем видеоматериале👇🏽
Присоединял ли татарский лендлорд Канзафар (Казанфар) бей Башкирию к России?
В столице Башкортостана прошла научно-практическая конференция, посвящённая 490-летию со дня рождения интересной личности в истории татар — Канзафара бека, ну, или известного по родословным-шежере Казанфар бей. В письменных источниках его называют Казанфар бей, в исторической же литературе — Канзафар бей, но это один и тот же человек.
По традиции, которая, к нашему сожалению, очень плотно устоялась у башкирских историков, Казанфар бей объявляется «башкирским государственным деятелем», который дальновидно и мудро определил верный путь исторического движения всего башкирского народа. Якобы Канзафар бей на лыжах отпр
Мифы об образовании Башкортостана. Почему Бирский и Белебеевский уезды не вошли в Татарстан?
Вероятность вхождения Бирского и Белебеевского уездов бывшей Уфимской губернии в 1920 году была прописана официально и непосредственно в самом Декрете об образовании Татарстана, подписанным Владимиром Лениным и другими функционерами зарождающейся Советской России. Окончательное решение о вхождении Бирского и Белебеевского уездов в Татарстан должен был решить референдум, проведенный среди жителей этих двух уездов. Однако обещанный референдум так и не был проведён, а практически вся Уфимская губерния (за исключением Мензелинского и Златоустовского уездов) была присоединена к валидовскому Башкурдистану
Показать ещё