Виктор Васнецов: «Всё лучшее вдохновляется религиозными поисками»

15 мая
В этот день 1848 года родился Виктор Васнецов, художник, создававший картины на исторические и фольклорные сюжеты.
А кроме картин он создавал иллюстрации к книгам, был и архитектором, и сценографом. Но, наверное, больше всего впечатляют его росписи православных храмов. Это удивительно, как он смог за 25 лет трудов создать столько прекрасных икон и фресок. Некоторые исследователи считают, что он расписал 5 тысяч квадратных метров церковных стен!
Виктор Васнецов родился в Вятской губернии, в семье православного священника, происходившего из древнего дворянского рода. Учился в Вятском духовном училище, затем – в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя живописи Николая Чернышёва. Тот сразу разглядел в ученике поразительный талант. С благословения отца Виктор оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Санкт-Петербург поступать в Императорскую Академию художеств. Учился живописи сперва у Ивана Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников, затем – в Академии художеств. Получал серебряные медали академии: две малые и большую (за картину «Христос и Пилат перед народом»).
Поначалу Васнецов писал для передвижных выставок картины социальной тематики («С квартиры на квартиру», «Нищие певцы», «Преферанс» и другие). В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни – он посвятил ей около 11 лет. Создал 400 эскизов. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая II и его семьи. Икона «Богоматерь с младенцем» в этом соборе – выдающееся создание художника. Этот образ Васнецов писал раньше, в Киеве он его фактически повторил. Он называл эту икону «Путь к свету». Младенец Иисус, вытягивая вперед Свои Божественные ручки, словно благословляет всех идущих к Нему. А Дева-Богоматерь Мария держит Его так, словно боится отпустить в мир, хочет уберечь от будущих страданий...
В храме пять изображений Спасителя, и все они наполнены жизнью. В «Евхаристии» Его лицо строго – совершается таинство. На «Страшном Суде» лицо, обращенное к грешникам, исполнено праведного Божественного гнева. В «Крестной смерти» то же лицо озарено упокоением после неизреченных мук. Наконец, в главном куполе – Христос в Божественном покое. Этот образ, восходящий к древней иконописной традиции, кажется самым выразительным.
После Владимирского собора художник расписывал храмы в Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Васнецову было поручено создать росписи храма Спаса-на-Крови в Петербурге, построенного на месте гибели Александра II. На фасаде храма – огромные мозаичные иконы, изображающие Христа, выполненные по эскизам Васнецова.
Виктор Васнецов говорил: «Всё лучшее, что создаёт человек в искусстве, вдохновляется религиозными поисками. И нет для русского живописца более святого дела, чем украшение храма».
Много лет Васнецов посвятил созданию картин на темы русских былин и сказок. Всем с детства знакомы «Три богатыря», «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Снегурочка и Лель», «Берендей», «Иван-царевич на Сером Волке»...
Кстати, картина «Ковер-самолет» была написана по просьбе мецената и промышленника Саввы Мамонтова. Васнецов был участником так называемого «Абрамцевского кружка» (все помнят «Девочку с персиками» Серова). Мамонтов начинал свой новый проект – строительство Донецкой железной дороги. И Васнецов для украшения Управления дороги написал эту картину. Написал не птицу-тройку, даже не поезд с паровозом, а ковер-самолет – символ победы над пространством. Мамонтов эту картину купил.
Васнецов дожил до 1926 года. Революции 1917 года не принял. Но и из России выехать не смог. Он видел первую волну борьбы большевиков с верующими, изъятие церковных ценностей. И девять лет писал картины на сказочные темы. Ему их никто не заказывал, писал просто для себя. Может быть, потому что не мог не писать. И при жизни нигде, конечно, они не выставлялись. «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем», «Баба-Яга», «Кощей Бессмертный». Последней картиной была «Спящая царевна». Васнецов словно хотел сказать: «Русь – одурманенная и заколдованная. И все люди в ней уснули и не ведают, что происходит вокруг».
Нет комментариев