Trending topics
Некоторые говорят: к чему поминовение имен усопших или живых при молитве за них? Бог, как всеведущий, и сам знает эти имена, знает и нужды каждого. Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, – забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви. – Такие не знают, что и «Церковь первородных, на небесех написанных» (Евр.12:23), по любви своей постоянно молится за нас Богу, – и именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, – равное за равное. Мы поминали их, они – нас. А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения. – Много значит на молитве одно слово веры и любви. «Много может молитва праведного» (Иак.5:16). ___Св.прав.Иоанн Кронштадтский
СВЯТАЯ ☦ СВЯТЫМ
last comment today at 15:47
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь Канавка
СВЯТАЯ ☦ СВЯТЫМ
last comment today at 15:20
«ПРОЩАТЬ НИКТО ИЗ НАС НЕ УМЕЕТ. И ДЕЙСТВЕННА ЗДЕСЬ ТАКАЯ МОЛИТВА: «ГОСПОДИ, Я НЕ УМЕЮ ПРОЩАТЬ. ПРИДИ И ВЫНЬ ИЗ МЕНЯ ОБИДУ!» (Протоиерей Алексий Потокин).
СВЯТАЯ ☦ СВЯТЫМ
last comment today at 15:11
СВЯТАЯ ☦ СВЯТЫМ
last comment today at 15:07
Вселенская родительская (мясопустная) суббота в 2020 году – 22 февраля. Помолимся о упокоении усопших – близких и далеких...
СВЯТАЯ ☦ СВЯТЫМ
last comment today at 14:58
23 ФЕВРАЛЯ ПАМЯТЬ БЛАГОВЕРНОЙ КНЯГИНИ АННЫ НОВГОРОДСКОЙ Свя­тая Ан­на бы­ла дочь швед­ско­го ко­ро­ля Ола­фа Скет­ко­нун­га. На сво­ей ро­дине она ис­клю­чи­тель­но бы­ла из­вест­на под язы­че­ским име­нем Ин­ги­гер­ды, так как в Шве­ции, рав­но как и в дру­гих се­вер­ных стра­нах то­го вре­ме­ни, еще не бы­ло обы­чая упо­треб­лять хри­сти­ан­ские име­на, да­ва­е­мые при Кре­ще­нии. Хри­сти­ан­ским ее име­нем, ко­то­рым она ис­клю­чи­тель­но на­зы­ва­лась в Рос­сии, бы­ло Ири­на. Имя Ан­ны при­ня­то ею пе­ред смер­тью при по­стри­же­нии в схи­му. Вре­мя и об­сто­я­тель­ства Кре­ще­ния ее точ­но неиз­вест­ны. Отец ее, ко­роль Олаф, быв­ший пер­вым хри­сти­ан­ским ко­ро­лем Шве­ции, при­нял Кре­ще­ние в зре­лом воз­расте пе­ред 1000 го­дом в ис­точ­ни­ке Гу­са­бы, близ го­ро­да Ска­ры в За­пад­ной Гот­лан­дии, от ан­глий­ско­го епи­ско­па Зиг­ф­ри­да. По од­ним све­де­ни­ям, вме­сте с ним то­гда же и кре­сти­лось все его се­мей­ство, по дру­гим – мать и млад­ший брат свя­той Ан­ны, сле­до­ва­тель­но, так­же и Ан­на бы­ли кре­ще­ны по при­ка­за­нию ко­ро­ля (в од­но вре­мя или раз­новре­мен­но) по­сле 1000 го­да пер­вым Швед­ским епи­ско­пом Тур­го­том, вы­зван­ным ко­ро­лем Ола­фом из Бре­ме­на. Свя­тая Ан­на при­над­ле­жа­ла к са­мо­му бла­го­че­сти­во­му и до­стой­но­му се­мей­ству сво­е­го вре­ме­ни. Ко­роль Олаф от­ли­чал­ся глу­бо­кой на­бож­но­стью, воз­вы­шен­но­стью ду­ха и бла­го­род­ством мыс­ли, был мудр и де­я­те­лен в де­лах прав­ле­ния и не имел се­бе рав­но­го по ре­ши­мо­сти и храб­ро­сти на войне. Пы­лая ог­нем вер­но­сти к ве­ре, он в про­дол­же­ние все­го сво­е­го цар­ство­ва­ния с ве­ли­ким во­оду­шев­ле­ни­ем и неустан­но тру­дил­ся над хри­сти­ан­ским про­све­ще­ни­ем сво­ей язы­че­ской стра­ны. Он на­хо­дил­ся в сно­ше­ни­ях по де­лам ве­ры с рим­ским, ан­глий­ским и гер­ман­ским ду­хо­вен­ством и был про­зван совре­мен­ни­ка­ми «хри­сти­ан­ней­шим ко­ро­лем». Мать свя­той Ан­ны, ко­роле­ва Эст­ри­ди, про­ис­хо­див­шая из са­мо­го знат­но­го ро­да Шве­ции, бы­ла из­вест­на сво­им вы­да­ю­щим­ся умом, люб­ве­обиль­ным серд­цем и ве­ли­ко­ду­ши­ем. Все де­ти их от­ли­ча­лись пре­крас­ной на­руж­но­стью и вы­со­ки­ми ду­хов­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми. Во­пре­ки гос­под­ство­вав­ше­му то­гда обы­чаю по­сы­лать де­тей на вос­пи­та­ние к род­ствен­ни­кам или зна­ко­мым, ко­то­ро­му сле­до­вал и ко­роль Олаф по от­но­ше­нию к неко­то­рым из сво­их де­тей, свя­тая Ан­на с дет­ства вос­пи­ты­ва­лась под кро­вом и непо­сред­ствен­ным вли­я­ни­ем ро­ди­те­лей. Вме­сте с ни­ми она име­ла пре­бы­ва­ние сна­ча­ла в го­ро­де Упса­ле, за­тем по­пе­ре­мен­но то в по­стро­ен­ной ко­ро­лем на мор­ском бе­ре­гу Но­вой Сиг­туне, то в го­ро­де Ска­ре, где на­хо­ди­лась ка­фед­ра епи­ско­па и со­сре­до­то­чи­ва­лись глав­ные хри­сти­ан­ские си­лы стра­ны. Вос­пи­та­ние на се­ве­ре от­ли­ча­лось уже в то вре­мя неко­то­рой ши­ро­той, а по­ло­же­ние жен­щи­ны, тем бо­лее ко­ролев­ско­го до­ма, – пол­ной сво­бо­дой. Свя­тая Ан­на уме­ла чи­тать и пи­сать на сво­ем язы­ке и, несо­мнен­но, по­лу­чи­ла необ­хо­ди­мые ре­ли­ги­оз­ные по­зна­ния, бы­ла зна­ко­ма и с об­ла­стью на­род­ной по­э­зии и по­э­зии осо­бых пев­цов – скаль­дов, об­ни­мав­шей то­гда и ре­ли­гию, и ис­то­рию, и фило­со­фию, и быв­шей един­ствен­ным спо­со­бом вы­ра­же­ния ду­хов­ной жиз­ни и твор­че­ства се­вер­ных пле­мен: она при­ни­ма­ла скаль­дов у се­бя и име­ла слу­чай слу­шать их при дво­ре от­ца, лю­бив­ше­го и по­сто­ян­но дер­жав­ше­го при се­бе наи­бо­лее из­вест­ных по­этов. Свя­тая Ан­на при­ни­ма­ла уча­стие в на­род­ных со­бра­ни­ях и тор­же­ствах, при­сут­ство­ва­ла на при­е­мах при дво­ре, жи­ла в соб­ствен­ном те­ре­ме, где сво­бод­но при­ни­ма­ла по­се­ти­те­лей, вла­де­ла и са­мо­сто­я­тель­но управ­ля­ла соб­ствен­ны­ми по­ме­стья­ми, име­ла в сво­ем рас­по­ря­же­нии мно­го­чис­лен­ную во­ору­жен­ную сви­ту и пред­при­ни­ма­ла по сво­е­му усмот­ре­нию по­езд­ки по стране. В на­род­ных пре­да­ни­ях скан­ди­нав­ско­го Се­ве­ра о ней со­хра­ни­лась па­мять как о жен­щине са­мо­от­вер­жен­ной, об­ла­дав­шей доб­рым серд­цем, ум­ной, сме­лой и пред­при­им­чи­вой, все­гда имев­шей зна­чи­тель­ное вли­я­ние на ту сре­ду, с ко­то­рой сбли­жа­ла ее судь­ба. Из жиз­ни свя­той Ан­ны на ро­дине се­вер­ные пре­да­ния пом­нят толь­ко об уча­стии ее в уста­нов­ле­нии ми­ра меж­ду Шве­ци­ей и Нор­ве­ги­ей. В 1000 го­ду по­сле смер­ти нор­веж­ско­го ко­ро­ля Ола­фа, сы­на Триг­г­ви, ча­стью Нор­ве­гии за­вла­дел швед­ский ко­роль Олаф Скет­ко­нунг. Вско­ре по­сле это­го воз­вра­тил­ся из мор­ско­го на­бе­га нор­веж­ский принц Олаф Га­раль­до­вич и про­воз­гла­сил се­бя нор­веж­ским ко­ро­лем. На­ча­лась упор­ная мно­го­лет­няя борь­ба шве­дов с нор­веж­ца­ми, силь­но оже­сто­чив­шая сто­ро­ны и сде­лав­шая их вза­им­ное по­ло­же­ние невы­но­си­мым. Обе стра­ны под­вер­га­лись вре­мя от вре­ме­ни на­бе­гам, опу­сто­ше­нию, пре­кра­ти­лись вза­им­ные сно­ше­ния, оста­но­ви­лась тор­гов­ля. Ма­ло-по­ма­лу у на­ро­дов вы­рос­ло убеж­де­ние в необ­хо­ди­мо­сти проч­но­го ми­ра, и тем же убеж­де­ни­ем про­ник­ся и нор­веж­ский ко­роль, же­лав­ший по мно­гим при­чи­нам окон­ча­ния борь­бы и друж­бы швед­ско­го го­су­да­ря. Но осу­ществ­ле­нию этих об­щих же­ла­ний пре­пят­ство­ва­ла мо­гу­чая во­ля швед­ско­го ко­ро­ля, ко­то­рый по­сле мно­гих слу­ча­ев пре­да­тель­ства со сто­ро­ны сво­е­го вра­га так воз­не­на­ви­дел его, что не мог слы­шать его име­ни. Чтобы скло­нить швед­ско­го ко­ро­ля к ми­ру, нор­веж­ский со­вет из ко­ро­ля и его са­нов­ни­ков ре­ши­ли об­ра­тить­ся к по­мо­щи пра­ви­те­ля За­пад­ной Гот­лан­дии Ро­гн­валь­да, ко­то­рый при­хо­дил­ся дво­ю­род­ным бра­том швед­ско­му ко­ро­лю и был в то же вре­мя род­ствен­ни­ком по жене Ола­фу Га­раль­до­ви­чу. Ро­гн­вальд и его же­на Ин­ги­биор­га не на­шли дру­го­го сред­ства, как при­бег­нуть к со­дей­ствию и вли­я­нию свя­той Ан­ны, на­хо­див­шей­ся с ни­ми в са­мых близ­ких от­но­ше­ни­ях. К швед­ско­му дво­ру с по­ру­че­ни­ем по это­му де­лу был по­слан слав­ный ис­ланд­ский по­эт Гяль­те. Бу­дучи бла­го­склон­но при­нят ко­ро­лем, Гяль­те был пред­став­лен и свя­той Анне в ее те­ре­ме и пе­ре­дал ей пись­мо Ин­ги­биор­ги. Свя­тая Ан­на сра­зу же обе­ща­ла ему свое по­кро­ви­тель­ство и по­сле неред­ко со­ве­то­ва­лась с ним по по­во­ду со­об­щен­но­го ей пла­на сво­их дру­зей. Ко­гда об­сто­я­тель­ства по­ка­за­ли, что по­эт сво­и­ми сред­ства­ми не в со­сто­я­нии до­стиг­нуть це­ли, все на­деж­ды бы­ли воз­ло­же­ны на свя­тую Ан­ну. Од­на­жды она ре­ши­лась пря­мо про­сить у от­ца от­кро­вен­но вы­яс­нить, что он ду­ма­ет от­но­си­тель­но пре­кра­ще­ния враж­ды, су­ще­ству­ю­щей меж­ду ним и нор­веж­ским ко­ро­лем. Она ука­за­ла ему, что мно­гие его под­дан­ные стра­да­ют от этой вой­ны, од­ни – по­те­ряв свое иму­ще­ство, дру­гие – опла­ки­вая уби­тых род­ствен­ни­ков и все во­об­ще на­хо­дясь в по­сто­ян­ной опас­но­сти от нор­веж­цев, что са­ма Нор­ве­гия – стра­на бед­ная, труд­но про­хо­ди­мая, на­се­лен­ная ве­ро­лом­ны­ми и непо­кор­ны­ми жи­те­ля­ми и не сто­я­щая то­го, чтобы до­мо­гать­ся ее, что на во­сто­ке есть стра­ны, на­хо­див­ши­е­ся неко­гда под швед­ской вла­стью и бо­лее за­слу­жи­ва­ю­щие вни­ма­ния швед­ско­го ко­ро­ля. «Луч­ше бы­ло бы те­бе, – ска­за­ла она, – усту­пить Ола­фу остав­лен­ную ему пред­ка­ми зем­лю и за­клю­чить с ним мир». Ко­роль с гне­вом от­ве­тил, что он ни­ко­гда не при­мет по­доб­но­го со­ве­та и обе­щал бли­жай­шей же зи­мой со­брать в Упса­ле на­род­ный со­вет и объ­явить ему свою непре­клон­ную во­лю ид­ти на Нор­ве­гию с мно­го­чис­лен­ным вой­ском ра­нее, чем рас­та­ет лед. Этот рез­кий от­пор, од­на­ко, не оста­но­вил свя­тую Ан­ну. Необ­хо­ди­мость во что бы то не ста­ло до­бить­ся ми­ра при­ве­ла ее и Гяль­те к но­во­му пла­ну. Свя­тая Ан­на ре­ши­ла са­мо­от­вер­жен­но при­не­сти се­бя в жерт­ву и це­ною сво­е­го бра­ка с нор­веж­ским ко­ро­лем уста­но­вить меж­ду ним и от­цом же­ла­е­мые от­но­ше­ния. Она из­ве­сти­ла пись­мом же­ну Ро­гн­валь­да о по­ло­же­нии де­ла. То же сде­лал и Гяль­те по от­но­ше­нию дру­гих за­ин­те­ре­со­ван­ных лиц. Ско­ро бы­ло по­лу­че­но со­гла­сие нор­веж­ско­го ко­ро­ля на но­вый план, и Ро­гн­вальд на­чал тай­ным об­ра­зом и с боль­шим успе­хом на­би­рать ему сто­рон­ни­ков сре­ди шве­дов, со­зы­вав­ших­ся швед­ским ко­ро­лем зи­мою 1014–1015 гг. на на­род­ный со­вет в Упса­ле. Осе­нью, до от­кры­тия со­ве­та, свя­тая Ан­на в со­про­вож­де­нии боль­шой сви­ты и Гяль­те вы­ез­жа­ла на несколь­ко дней в свое име­ние близ Упса­лы Ул­ла­ро­кер и име­ла про­дол­жи­тель­ное со­ве­ща­ние с при­быв­шим ту­да Ро­гн­валь­дом. На со­вет в Упса­лу вме­сте с Ро­гн­валь­дом явил­ся Биорн, мар­шал нор­веж­ско­го ко­ро­ля, в ка­че­стве посла по­след­не­го. Биорн за­явил со­ве­ту, что он при­был от сво­е­го ко­ро­ля с пред­ло­же­ни­ем ми­ра и прось­бой вы­дать за него за­муж прин­цес­су Ан­ну. Швед­ский ко­роль бы­ло весь­ма су­ро­во при­нял это пред­ло­же­ние, но вви­ду воз­му­ще­ния, под­няв­ше­го­ся на со­ве­те вслед­ствие его упор­ства, при­нуж­ден был усту­пить об­ще­му же­ла­нию и дал свое со­гла­сие. Свадь­ба нор­веж­ско­го ко­ро­ля бы­ла на­зна­че­на на бли­жай­шее ле­то 1015 го­да. Со­глас­но усло­вию, же­них с пыш­ной сви­той при­был на гра­ни­цу в Консгел­лу при Бо­гу­слене, но боль­шую часть ле­та на­прас­но ждал сво­е­го со­се­да и неве­сту. Ни­кто, да­же Ро­гн­вальд, не знал, по­че­му за­мед­лил швед­ский ко­роль. Меж­ду тем швед­ский ко­роль, оскорб­лен­ный на­си­ли­ем, упо­треб­лен­ным над ним в Упса­ле, при­ду­мы­вал ме­ры, как бы не ис­пол­нить дан­но­го про­тив во­ли обе­ща­ния. Вос­поль­зо­вав­шись од­ним слу­ча­ем, он по­ло­жи­тель­но объ­явил до­че­ри, что ни­ко­гда не вы­даст ее за нор­веж­ско­го ко­ро­ля и что вы­даст ее толь­ко за та­кое ли­цо, ко­то­рое бу­дет до­стой­но его друж­бы. Свя­тая Ан­на по­спе­ши­ла из­ве­стить об этом Ро­гн­валь­да, со­ве­туя ему быть го­то­вым к от­кры­тию вновь враж­деб­ных дей­ствий. Олаф нор­веж­ский при­шел в ве­ли­кий гнев при этой ве­сти и ре­шил к сле­ду­ю­щей зи­ме на­чать вой­ну. Вско­ре по­сле то­го Ро­гн­вальд по­лу­чил пись­мо свя­той Ан­ны, из­ве­щав­шее, что она обе­ща­на от­цом нов­го­род­ско­му кня­зю Яро­сла­ву Вла­ди­ми­ро­ви­чу. В то же вре­мя к Ро­гн­валь­ду при­бы­ла сест­ра свя­той Ан­ны Аст­ри­да. Нор­веж­ская пар­тия усло­ви­лась до­ве­сти до кон­ца за­ду­ман­ный ра­нее план, предо­ста­вив роль свя­той Ан­ны ее сест­ре. Зи­мой 1015–1016 гг. Аст­ри­да бы­ла тай­но вы­да­на Ро­гн­валь­дом за нор­веж­ско­го ко­ро­ля, по­сле че­го сам со­бою уста­но­вил­ся мир меж­ду дву­мя дер­жа­ва­ми. По­слы Яро­сла­ва с прось­бой ру­ки Ан­ны-Ин­ги­гер­ды при­бы­ли к швед­ско­му ко­ро­лю из Нов­го­ро­да ле­том 1015 го­да. Ко­роль «немед­лен­но же и охот­но» со­гла­сил­ся на этот брак. По ка­ким по­буж­де­ни­ям и при ка­ких об­сто­я­тель­ствах воз­ник­ла мысль об этом со­ю­зе, опре­де­лен­но неиз­вест­но. В 1014 го­ду, как го­во­рит рус­ский ле­то­пи­сец, Яро­слав от­ка­зал­ся пла­тить свя­то­му Вла­ди­ми­ру дань от Нов­го­ро­да, и Вла­ди­мир стал со­би­рать­ся в по­ход про­тив сы­на. В 1015 го­ду Яро­слав по­сы­лал за мо­ре за ва­ря­га­ми и по­лу­чил от­ту­да боль­шой от­ряд, и толь­ко бо­лезнь и за­тем смерть кре­сти­те­ля Ру­си предот­вра­ти­ли меж­до­усо­бие. По-ви­ди­мо­му, «бо­я­ся от­ца», с ко­то­рым он не мог бо­роть­ся один, Яро­слав за­ду­мал о тес­ном со­ю­зе с швед­ским ко­ро­лем, а та­ким со­ю­зом удоб­нее все­го мог быть брак. Как бу­ду­щий зять Ола­фа, он мог поль­зо­вать­ся от него по­мо­щью вой­ска­ми или, по край­ней ме­ре, по­лу­чить доз­во­ле­ние бес­пре­пят­ствен­но на­би­рать их в его зем­ле. По­сле смер­ти Вла­ди­ми­ра то же са­мое по­буж­де­ние оста­лось в си­ле вви­ду воз­ник­шей борь­бы со Свя­то­пол­ком Ока­ян­ным. Вес­ной 1016 го­да Яро­слав при­слал из Нов­го­ро­да сво­их по­слов для окон­ча­тель­ных усло­вий от­но­си­тель­но пред­по­ло­жен­но­го бра­ка. По тре­бо­ва­нию свя­той Ан­ны по­слы со­гла­си­лись име­нем сво­е­го кня­зя дать ей в ве­но (при­да­ное) го­род Ла­до­гу и при­ле­жа­щую к нему об­ласть с пра­вом лич­но управ­лять этим ве­ном и на­зна­чать над ним упра­ви­те­ля. За­тем она по­ста­ви­ла усло­ви­ем раз­ре­шить ей вы­брать в Шве­ции для со­пут­ство­ва­ния се­бе ли­цо, ко­то­рое она най­дет для то­го до­стой­ным, и обес­пе­че­ние для него на Ру­си то­го са­на, вла­сти и по­че­стей, ка­ки­ми он поль­зу­ет­ся на ро­дине. Ко­роль и по­слы изъ­яви­ли на это свое со­гла­сие и утвер­ди­ли весь до­го­вор сво­и­ми при­ся­га­ми. Ко­гда ко­роль спро­сил свя­тую Ан­ну, на ко­го па­да­ет ее вы­бор, она на­зва­ла Ро­гн­валь­да Уль­фо­ви­ча. Это бы­ло про­тив­но на­ме­ре­ни­ям ко­ро­ля, ко­то­рый хо­тел каз­нить Ро­гн­валь­да за вы­да­чу Аст­ри­ды за Ола­фа Нор­веж­ско­го, но по прось­бе свя­той Ан­ны до­го­вор остал­ся в си­ле. Она из­ве­сти­ла о всем Ро­гн­валь­да и на­зна­чи­ла ему вре­мя и ме­сто для встре­чи. Со­еди­нив­шись с ним, свя­тая Ан­на, с ко­то­рой бы­ла боль­шая сви­та и бо­га­тое при­да­ное, ле­том от­плы­ла на Русь. Све­де­ния о свя­той Анне за вре­мя жиз­ни ее в на­шей зем­ле очень скуд­ны и от­ры­воч­ны. Несколь­ко дан­ных о ней за пер­вые го­ды пре­бы­ва­ния ее в но­вом оте­че­стве со­об­ща­ет нор­веж­ское ска­за­ние о по­дви­гах на Ру­си нор­веж­ско­го от­ря­да Эй­мун­да и Ра­г­на­ра, при­быв­ше­го в Нов­го­род для служ­бы у кня­зя Яро­сла­ва в кон­це ле­та или в на­ча­ле осе­ни то­го же го­да, ко­гда при­е­ха­ла ту­да и свя­тая Ан­на. По при­хо­де от­ря­да Эй­мунд и Ра­г­нар бы­ли на при­е­ме у кня­зя и кня­ги­ни, при­чем кня­ги­ня ве­ла с ни­ми раз­го­вор о нор­веж­ских де­лах и нор­веж­ском ко­ро­ле. Кня­ги­ня про­из­ве­ла на пред­во­ди­те­лей са­мое хо­ро­шее впе­чат­ле­ние сво­им ре­ши­тель­ным ха­рак­те­ром и об­щи­тель­но­стью. Пер­вое вре­мя служ­бы от­ря­да кня­ги­ня бы­ла очень щед­ра и бла­го­склон­на к нему. По­сле пер­вой вой­ны со Свя­то­пол­ком эти от­но­ше­ния несколь­ко из­ме­ни­лись к худ­ше­му и в кон­це кон­цов князь и кня­ги­ня вы­нуж­де­ны бы­ли всту­пить в борь­бу с на­ем­ни­ка­ми. Ко­гда во­и­ны рез­ко по­рва­ли с Яро­сла­вом и со­би­ра­лись ехать к его про­тив­ни­ку кня­зю Бря­чи­сла­ву По­лоц­ко­му, свя­тая Ан­на са­ма лич­но вме­сте со сво­им род­ствен­ни­ком Ро­гн­валь­дом сде­ла­ла по­пыт­ку си­лой оста­но­вить их и при этом ед­ва не по­па­ла в плен. Во вре­мя по­сле­до­вав­ших за­тем войн нор­веж­цы бы­ли на вра­же­ской сто­роне. Ска­за­ние от­ме­ча­ет боль­шое вли­я­ние свя­той Ан­ны на даль­ней­ший ход де­ла и на ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва, ко­то­ро­го она буд­то бы ино­гда со­про­вож­да­ла на вой­ну. Ее непо­сред­ствен­но­му вме­ша­тель­ству при­пи­сы­ва­ет­ся и окон­ча­ние про­дол­жи­тель­ном борь­бы с Бря­чи­сла­вом. Вме­ша­тель­ство это про­изо­шло, по ска­за­нию, в са­мой необы­чай­ной об­ста­нов­ке. Ко­гда вой­ска Яро­сла­ва и Бря­чи­сла­ва сто­я­ли в нере­ши­тель­но­сти од­но пе­ред дру­гим, Эй­мунд со­ста­вил план: взять в плен свя­тую Ан­ну, ко­то­рая долж­на бы­ла при­е­хать в стан Яро­сла­ва, рас­суж­дая, что она едет по­мо­гать непри­я­те­лю сво­и­ми со­ве­та­ми. Од­на­жды но­чью он и Ра­г­нар под­сте­рег­ли ве­ли­кую кня­ги­ню и, убив под ней ко­ня и разо­гнав кон­вой, взя­ли ее в стан Бря­чи­сла­ва. Уви­дав се­бя в ру­ках нор­веж­цев, кня­ги­ня вос­клик­ну­ла: «Вы, се­вер­ные лю­ди, вид­но, ни­ко­гда не пе­ре­ста­не­те оби­жать ме­ня!» На сле­ду­ю­щее утро она при­зва­ла Эй­мун­да и вы­ска­за­ла же­ла­ние слу­жить по­сред­ни­цей для за­клю­че­ния ми­ра, от­кро­вен­но пре­ду­пре­див вме­сте с тем, что она все­го бо­лее бу­дет за­бо­тить­ся о вы­го­дах кня­зя Яро­сла­ва. По­лу­чив со­гла­сие на по­сред­ство со сто­ро­ны му­жа и Бря­чи­сла­ва, она участ­во­ва­ла в вы­ра­бот­ке мир­ных усло­вий, ко­то­рые по­том и бы­ли при­ня­ты. Вме­сте с за­клю­че­ни­ем ми­ра вос­ста­но­ви­лись хо­ро­шие от­но­ше­ния ее с нор­веж­ца­ми. В этих по­дроб­но­стях мож­но ви­деть от­ра­же­ние то­го по­ло­же­ния, ко­то­рое свя­тая Ан­на за­ни­ма­ла в быт­ность свою в Рос­сии по от­но­ше­нию к се­вер­ным еди­но­пле­мен­ни­кам, во мно­же­стве за­ез­жав­шим на Русь и неред­ко чи­нив­шим здесь на­си­лия над на­се­ле­ни­ем. Оче­вид­но, кня­ги­ня со­вер­шен­но срод­ни­лась с ин­те­ре­са­ми но­во­го оте­че­ства и му­жа и в сво­их от­но­ше­ни­ях к се­ве­ря­нам ру­ко­во­ди­лась толь­ко ими, а не пле­мен­ным род­ством. Несо­мнен­но, от­ча­сти ее лич­но­му вли­я­нию и се­мей­ным свя­зям нуж­но при­пи­сать уста­нов­ле­ние тех по­сто­ян­но мир­ных и дру­же­ских свя­зей Ру­си с пра­ви­тель­ства­ми и на­ро­да­ми Шве­ции и Нор­ве­гии, ко­то­рые осо­бен­но окреп­ли по­сле ее при­бы­тия в на­шу зем­лю и не пре­ры­ва­лись бо­лее. Во вся­ком слу­чае в этих дру­же­ствен­ных свя­зях весь­ма вид­ное по­ло­же­ние за­ни­ма­ют имен­но род­ствен­ни­ки свя­той Ан­ны, на­при­мер, брат ее Иа­ков, дол­гое вре­мя слу­жив­ший на Ру­си, муж ее сест­ры нор­веж­ский ко­роль Олаф и трое сы­но­вей Ро­гн­валь­да. Су­дя по рус­ским ле­то­пи­сям, свя­тая Ан­на, при­быв в Нов­го­род ле­том 1016 г., недол­го про­бы­ла там. В кон­це то­го же го­да кня­же­ский двор был пе­ре­не­сен в Ки­ев. В 1018 го­ду, во вре­мя бег­ства Яро­сла­ва в Нов­го­род, она бы­ла оса­жде­на Бо­ле­сла­вом Поль­ским и Свя­то­пол­ком в Ки­е­ве, но, по-ви­ди­мо­му, успе­ла из­бе­жать пле­на. С это­го вре­ме­ни двор на­хо­дил­ся то в Ки­е­ве, то в Нов­го­ро­де (1023–1026, 1030, 1034, 1045 гг.). В Нов­го­ро­де в 1050 г. свя­тая Ан­на и скон­ча­лась. На се­ве­ре Ру­си, со­глас­но брач­но­му до­го­во­ру, в рас­по­ря­же­нии свя­той Ан­ны на­хо­ди­лась об­шир­ная во­лость – го­род Ла­до­га с при­над­ле­жа­щей к нему об­ла­стью. Непо­сред­ствен­ное управ­ле­ние этой об­ла­стью кня­ги­ня по­ру­чи­ла Ро­гн­валь­ду Уль­фо­ви­чу, ко­то­рый ле­том на­хо­дил­ся в во­ло­сти, а зи­мою в Нов­го­ро­де. Ка­ко­вы бы­ли пре­де­лы этой об­ла­сти, неиз­вест­но, но мож­но пред­по­ла­гать, что они сов­па­да­ли с тем, что из­вест­но те­перь под на­зва­ни­ем Ин­гер­ман­лан­дии. На­зва­ние «Ин­гер­ман­лан­дия», по фин­ско­му про­из­но­ше­нию «Ин­ге­рин­маа», в пе­ре­во­де озна­ча­ет «зем­ля Ин­ги­гер­ды» и ве­дет свое про­ис­хож­де­ние, по всей ве­ро­ят­но­сти, имен­но от име­ни су­пру­ги Яро­сла­ва. По­се­ща­ла ли са­ма свя­тая свои вла­де­ния, об этом нет све­де­ний, но со­хра­нив­ши­е­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни на­зва­ния на­хо­дя­щих­ся на тер­ри­то­рии Ин­гер­ман­лан­дии ме­сте­чек, на­при­мер, при­ход Ин­ге­рис, или Ин­грис, и ре­ка Ин­ге­ри­нио­ка (рус­ская Ижо­ра), про­ис­хо­дя­щие от то­го же кор­ня, что и тер­ри­то­ри­аль­ное на­зва­ние, мо­гут объ­яс­ня­е­мы как на­зва­ния, явив­ши­е­ся вслед­ствие то­го, что в из­вест­ных ме­стах свя­тая Ан­на или ее на­мест­ник име­ли жи­тель­ство, по­ме­стье или вре­мен­ную оста­нов­ку во вре­мя пу­те­ше­ствия. По вла­де­ни­ям свя­той Ан­ны про­ле­гал глав­ный тор­го­вый и во­ен­ный путь с се­ве­ра на юг – «из ва­ряг в гре­ки», а го­род Ла­до­га был пе­ре­до­вой рус­ской кре­по­стью. С этих вла­де­ний пла­ти­лась опре­де­лен­ная дань ве­ли­ко­му кня­зю. Свя­тая Ан­на бы­ла ма­те­рью мно­го­чис­лен­но­го се­мей­ства, со­сто­яв­ше­го не ме­нее, чем из се­ми сы­но­вей и трех до­че­рей. О бла­го­че­стии ма­те­ри и хри­сти­ан­ской на­стро­ен­но­сти вос­пи­тан­ных ею де­тей совре­мен­ный ду­хов­ный ора­тор Ила­ри­он (впо­след­ствии Ки­ев­ский мит­ро­по­лит) так сви­де­тель­ство­вал, об­ра­ща­ясь к свя­то­му Вла­ди­ми­ру в сво­ем тор­же­ствен­ном сло­ве, про­из­не­сен­ном, мо­жет быть, в при­сут­ствии са­мой ве­ли­кой кня­ги­ни: «По­смот­ри... на бла­го­вер­ную сно­ху твою Ири­ну; по­смот­ри и на вну­ков и пра­вну­ков тво­их, как они жи­вут, как Гос­подь хра­нит их, как со­дер­жат они бла­го­ве­рие, то­бою пре­дан­ное, как ча­сто по­се­ща­ют свя­тые хра­мы, как сла­вят Хри­ста, как по­кло­ня­ют­ся Его име­ни». Ука­за­ние на вы­со­кий внут­рен­ний строй жиз­ни этой се­мьи мож­но ви­деть от­ча­сти в пред­смерт­ных сло­вах ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва де­тям, в ко­то­рых он уве­ще­ва­ет их со­хра­нять по-преж­не­му вза­им­ную лю­бовь и по­слу­ша­ние стар­шим. Ле­то­пи­сец пе­ре­да­ет эти сло­ва так: «Де­ти мои, имей­те друг ко дру­гу лю­бовь, ибо вы бра­тья од­но­го от­ца и ма­те­ри... пре­бы­вай­те в ми­ре, тво­ря по­слу­ша­ние брат бра­ту. Ки­ев по­ру­чаю стар­ше­му... слу­шай­тесь его, как ме­ня слу­ша­лись». Один из сы­но­вей свя­той Ан­ны, Вла­ди­мир, удо­сто­ил­ся при­чис­ле­ния к ли­ку свя­тых. Кро­ме соб­ствен­ных де­тей, свя­тая Ан­на име­ла ма­те­рин­ское по­пе­че­ние и о чу­жих де­тях-си­ро­тах. Та­ко­вы бы­ли из­гнан­ные из Ан­глии де­ти ко­ро­ля Эд­мун­да Эдвин и Эду­ард и сын нор­веж­ско­го ко­ро­ля Ола­фа Маг­нус. По­сле смер­ти Ола­фа дру­зья по­след­не­го при­шли к Яро­сла­ву про­сить Маг­ну­са на от­цов­ский пре­стол. Свя­тая Ан­на от­ка­за­лась от­пу­стить с ни­ми сво­е­го вос­пи­тан­ни­ка до тех пор, по­ка дей­стви­тель­но не бу­дет обес­пе­че­но для него воз­вра­ще­ние пре­сто­ла и всей де­ди­ны и от­чи­ны. По тре­бо­ва­нию ее и Яро­сла­ва нор­веж­цы при­сла­ли тор­же­ствен­ное по­соль­ство, за­клю­чи­ли осо­бое усло­вие и толь­ко по­сле это­го им был вы­дан Маг­нус. В 1037 го­ду в честь Ан­ге­ла свя­той кня­ги­ни был по­стро­ен в Ки­е­ве близ Со­фий­ско­го со­бо­ра жен­ский Ири­нин­ский мо­на­стырь. Это был ве­ли­ко­кня­же­ский мо­на­стырь, по­стро­ен­ный на ве­ли­ко­кня­же­ское ижди­ве­ние. Управ­ле­ние та­ки­ми мо­на­сты­ря­ми, устрой­ство и снаб­же­ние всем необ­хо­ди­мым, по обы­чаю то­го вре­ме­ни, за­им­ство­ван­но­му у ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­тор­ско­го до­ма, при­над­ле­жа­ло его стро­и­те­лям. Нет со­мне­ния, что свя­тая Ан­на име­ла са­мое близ­кое от­но­ше­ние к мо­на­сты­рю, со­здан­но­му в честь ее Ан­ге­ла. С име­нем свя­той Ан­ны со­еди­не­но так­же по­стро­е­ние ве­ли­кой нов­го­род­ской свя­ты­ни – хра­ма Свя­той Со­фии. Храм этот был за­ло­жен в 1045 го­ду, ве­ро­ят­но, в при­сут­ствии са­мой кня­ги­ни, так как есть из­ве­стие, что в этом го­ду Яро­слав, несо­мнен­но с су­пру­гой, был в Нов­го­ро­де и вы­дал там за­муж за нор­веж­ско­го прин­ца Га­раль­да свою дочь Ели­за­ве­ту. В ка­кой ме­ре кня­ги­ня участ­во­ва­ла в этой по­строй­ке, про­из­во­див­шей­ся глав­ным об­ра­зом ее сы­ном Вла­ди­ми­ром и за­кон­чен­ной по­сле ее смер­ти, неиз­вест­но. В ино­зем­ных из­ве­сти­ях имя свя­той Ан­ны (Ин­ги­гер­ды) упо­ми­на­ет­ся еще по по­во­ду пре­бы­ва­ния на Ру­си нор­веж­ско­го ко­ро­ля Ола­фа и нор­веж­ско­го прин­ца Га­раль­да Гар­дра­да. О ко­ро­ле Ола­фе го­во­рит­ся, что по при­бы­тии в Рос­сию он был хо­ро­шо при­нят свя­той Ан­ной, что она весь­ма ува­жа­ла его, вме­сте с Яро­сла­вом да­же уго­ва­ри­ва­ла его не воз­вра­щать­ся в Нор­ве­гию и, ко­гда он все-та­ки от­пра­вил­ся в свою стра­ну, участ­во­ва­ла в устро­ен­ных ему пыш­ных про­во­дах. О Га­раль­де со­об­ща­ет­ся, что он на­хо­дил­ся под осо­бым по­кро­ви­тель­ством свя­той Ан­ны и что, мно­го лет на­хо­дясь в экс­пе­ди­ции в Аф­ри­ке, при­сы­лал со­бран­ные со­кро­ви­ща для хра­не­ния кня­зю Яро­сла­ву и его су­пру­ге. Кон­чи­на свя­той Ан­ны по­сле­до­ва­ла 10 фев­ра­ля 1050 г. в Нов­го­ро­де. Пе­ред смер­тью она при­ня­ла схи­му с име­нем Ан­ны, об­на­ру­жив тем свое глу­бо­кое бла­го­че­стие и ис­тин­но хри­сти­ан­ское сми­ре­ние. Мо­щи свя­той Ан­ны, ве­ро­ят­но, по окон­ча­нии Со­фий­ско­го со­бо­ра (в 1052 г.), бы­ли по­ло­же­ны в ка­кой-ли­бо па­пер­ти по­след­не­го. Позд­нее они все­гда упо­ми­на­ют­ся вме­сте с мо­ща­ми сы­на ее свя­то­го Вла­ди­ми­ра, по­гре­бен­но­го в том же со­бо­ре. По со­об­ще­нию ле­то­пи­си, в 1439 го­ду ар­хи­епи­скоп Ев­фи­мий по­зо­ло­тил, под­пи­сал и по­крыл по­кро­ва­ми гро­бы свя­тых кня­зя и кня­ги­ни. В опи­си Нов­го­род­ско­го Со­фий­ско­го со­бо­ра XVII ве­ка зна­чит­ся: «В се­ред­ней па­пер­ти от Кор­сун­ских две­рей, идучи в цер­ковь нале­во, сре­ди па­пер­ти, два гро­ба дре­вя­ны, а в них мо­щи во пло­ти со­зда­те­лей хра­ма Свя­той Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей – бла­го­вер­на­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, а в дру­гом гро­бе ма­те­ре его бла­го­вер­ныя кня­ги­ни Ан­ны. На обе­их гро­бех по­кров сук­на черв­ле­на, а на них ши­ты кре­сты кам­ки бе­лой, пе­ред ни­ми во гла­вех лам­па­да ме­дя­на на сто­яль­це; в цар­ском ме­сте (в глав­ном хра­ме) об­раз пяд­ни­ца, на ней пи­сан бла­го­вер­ный князь Вла­ди­мир и ма­ти его Ан­на, об­ло­жен се­реб­ром, зо­ло­чен». В дру­гой по­доб­ной же опи­си то­го же ве­ка упо­ми­на­ют­ся «ка­мен­ные» гро­бы свя­тых кня­зя и кня­ги­ни. В 1653 го­ду мо­щи свя­той Ан­ны по ука­зу ца­ря Алек­сия Ми­хай­ло­ви­ча и по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Ни­ко­на и мит­ро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го Ма­ка­рия бы­ли пе­ре­не­се­ны из Кор­сун­ской па­пер­ти в со­бор, на ле­вую сто­ро­ну про­тив се­вер­ных две­рей, и пе­ре­ло­же­ны в но­вую ра­ку. В на­сто­я­щее вре­мя свя­тые мо­щи по­чи­ва­ют в Мар­ти­ри­ев­ской па­пер­ти в брон­зо­вой зо­ло­че­ной ра­ке. Па­мять свя­той Ан­ны со­вер­ша­ет­ся 10/23 фев­ра­ля и 4/17 ок­тяб­ря. Па­мять 4 ок­тяб­ря уста­нов­ле­на Нов­го­род­ским ар­хи­епи­ско­пом Ев­фи­ми­ем в 1439 го­ду во ис­пол­не­ние во­ли Бо­жи­ей, воз­ве­щен­ной ему в ви­де­нии. Царь Иоанн Гроз­ный жа­ло­ван­ной гра­мо­той 1556 го­да пред­пи­сы­вал: «Да по бла­го­вер­ном ве­ли­ком кня­зе Вла­ди­ми­ре Яро­сла­ви­че да по ма­те­ри его бла­го­вер­ной ве­ли­кой кня­гине Анне, на па­мять их, слу­жи­ти па­ни­хи­ды и обед­ни со­борне и по при­де­лом и на па­ни­хи­дах и за просфо­ро­ми­са­ни­ем и на Бо­же­ствен­ных ли­тур­ги­ях и в ек­те­ни­ях в за­упо­кой­ных по­ми­на­ти их, до­ку­ду мир сто­ит». В од­ной опи­си Нов­го­род­ско­го Со­фий­ско­го со­бо­ра XVII ве­ка ска­за­но, что мо­щи кня­зя Вла­ди­ми­ра и ма­те­ри его по­чте­ны от Бо­га нетле­ни­ем, ле­жат в «ка­мен­ных гро­бех все­ми ви­ди­ми, а пе­ние им не уста­нов­ле­но, а ис­це­ле­ние бы­ва­ет с ве­рою при­хо­дя­щих». В пись­мен­ном уста­ве Нов­го­род­ско­го Со­фий­ско­го со­бо­ра XVII ве­ка по­ло­же­на па­ни­хи­да у гро­ба свя­той Ан­ны еще 5 сен­тяб­ря. В древ­нее вре­мя па­мять 4 ок­тяб­ря со­вер­ша­лась с боль­шой тор­же­ствен­но­стью. О празд­но­ва­нии в Со­фий­ском со­бо­ре бы­ли осо­бо из­ве­ща­е­мы на­сто­я­те­ли неко­то­рых нов­го­род­ских мо­на­сты­рей, а неко­то­рые из них обя­за­ны бы­ли явить­ся са­ми. Го­су­да­рев кор­мо­вой двор вы­да­вал для ве­чер­ни два вед­ра ме­ду для ку­тьи, ко­то­рую ста­ви­ли по гро­бам свя­ти­те­лей, кня­зей и кня­гинь. По­сле ве­чер­ни свя­ти­те­лем со­вер­ша­лась в со­бо­ре в при­сут­ствии го­су­да­ре­ва боль­шо­го дья­ка па­ни­хи­да с по­ми­но­ве­ни­ем го­су­да­ре­вых пра­ро­ди­те­лей. В то же вре­мя на­сто­я­те­ли и по­пов­ские ста­ро­сты слу­жи­ли осо­бые па­ни­хи­ды на кня­же­ских и свя­ти­тель­ских гро­бах, в Кор­сун­ской па­пер­ти – бла­го­ве­щен­ский игу­мен; в Мар­ти­ри­е­вой – отен­ский. Для ли­тур­гии сно­ва вы­да­вал­ся мед для ку­тьи. По­сле ли­тур­гии от го­су­да­ря устра­и­ва­лись обе­ды для свет­ских и
МОЛИТВЫ Тропарь благоверной княгине Анне Новгородской, глас 1 От за́пада возсия́вши, я́ко звезда́ небосве́тлая,/ прия́ти Правосла́вную ве́ру сподо́билася еси́,/ в не́йже плод благосла́вный Ру́сской земле́ прине́сши,/ свята́я благове́рная княги́не А́нно,/ Христа́ всем се́рдцем возлюби́ла еси́,/ Того́ оправда́ния и зако́ны храня́щи;/ те́мже днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,// грехо́в оставле́ние моли́твами твои́ми прие́млем. Перевод: На западе воссияв, как звезда небесная, ты удостоилась принять Православную веру, в ней же плод благословенный Русской земле принесла, святая благоверная княгиня Анна, Христа всем сердцем возлюбила ты, Его заповеди и законы храня, потому сегодня пресвятую твою память празднуя, грехов прощение по твоим молитвам получаем. Кондак благоверной княгине Анне Новгородской, глас 4 Днесь в све́тлой па́мяти твое́й/ Вели́кий Но́вград весели́тся,/ созыва́я всех ве́рных све́тло пра́здновати па́мять твою́,/ и мы ны́не, духо́вно ликовству́юще,/ ра́достно сла́вим тя и мо́лим:/ свята́я благове́рная княги́не А́нно,/ предстоя́ Святе́й Тро́ице/ моли́ изба́вити Вели́кий Но́вград и всю зе́млю Ру́сскую// от вся́ких бед и обстоя́ний и всем нам спасти́ся. Перевод: В день светлой памяти твоей Великий Новгород радуется, созывая всех верующих светло праздновать память твою, и мы сейчас, духовно торжествуя, радостно славим тебя и молим: «Святая благоверная княгиня Анна, предстоя Святой Троице, моли об избавлении Великого Новгорода и всей земли Русской от всяких бед и невзгод, и о спасении всех нас».
СВЯТАЯ ☦ СВЯТЫМ
last comment today at 14:55
"Души их во благих водворятся и Память их в род и род" Как мы безжалостны бываем, когда забываем о покойниках!.. Покойники нуждаются единственно в нашей молитве, в благотворении за их души. Мы же, изъявляя разные знаки нашей памяти к ним, самое главное забываем – молиться о них. Протоиерей Д.Г. Булгаковский После работы Катерина поехала на вокзал, села в поезд и отправилась в город С-к на похороны двоюродного дяди. Проводить покойного в последний путь пришло человек тридцать. Поминки справляли в доме, где прежде жил Николай Иванович. Трижды произнесли речь о покойном, вспомнили, каким добрым человеком он был, и плавно перешли к другим темам. Лица собравшихся повеселели, разгладились. Катерина молча сидела в углу, украдкой поглядывая на часы. Заметив это, женщина в чёрном платке гаркнула: – Куда торопишься? Катя смутилась и, словно оправдываясь, произнесла: – Простите, но через час мой поезд отходит. Еле отпросилась у начальства на один день, завтра нужно быть на работе… – Вот те и раз! А как же первый завтрак? – Вы о чём? – Стыдно обычаев русских не знать, – ораторша театрально воздела руки к потолку. – Первый завтрак на кладбище – светлая традиция христианская! Утром после похорон нужно покормить покойника, вместе с ним позавтракать на могиле. – Покормить покойника? Что вы такое говорите?! – возмутилась Катерина. – Клавдия дело говорит! – пожилой мужчина одобрительно закивал головой. – Да, да! Так положено, – хором подхватили другие. – Мёртвым не нужна еда! Родственникам покойного следует в храм ходить, требы заказывать, молиться. И хорошо бы по усопшему сорок дней Псалтирь читать, хоть по одной кафизме, – не сдержалась Катя, о чем через секунду пожалела. Собеседница гневно сверкнула глазами: – Вот только учить нас не надо! – и, залпом осушив стакан, грохнула его об пол. Осколки стекла звонко разлетелись по сторонам, в комнате воцарилась зловещая тишина. Разрядил обстановку Володя: – Тетя Клава, не ругайся! Катя не хотела никого обижать, – и шепнул сестре на ухо: – Зря ты так! Клавдия Степановна сутки у плиты стояла, чтобы стол поминальный собрать, да ещё десять литров самогона по дешёвке мне продала. Страшно подумать, что бы я без этой помощи делал, чем бы народ кормил, поил? А впереди ещё девять дней и сороковины… Ну да ладно! Одевайся скорее, отвезу тебя на вокзал. До станции ехали молча. Сокрушаясь, Катя укоряла себя: «И зачем я ввязалась в этот спор? Нужно было смолчать, ведь не зря сказано: не бросайте жемчуга вашего…». Перед отправлением поезда Володя взял сестру за руку и дрожащим голосом произнёс: – Не суди строго. Наверное, ты всё правильно говоришь, только далеки мы от этого, – и, отведя в сторону глаза, добавил шёпотом: – А ты молись за нас, коли вера у тебя есть! Может, мы молитвою чужой и живем до времени… – Что ты, Володя! – Катерина обняла брата. – Судить никого не смею. Сама виновата, не стоило «умничать»… А молиться обязательно буду, не сомневайся. Ощутив невероятную усталость, Катя забралась на верхнюю полку плацкарта и, свернувшись калачиком, мгновенно провалилась в сон. …Во сне она шла по железнодорожной платформе и в многолюдной толпе вдруг разглядела знакомое лицо: на перроне стоял Николай Иванович, помолодевший и удивительно радостный. Катя бросилась к нему: – Дядя Коля! Почему вы здесь? – Еду домой, – с улыбкой произнёс Николай. Прибыл сверкающий белый поезд. Вагоны стали наполняться пассажирами, и Катерина отметила, что ни у кого из них нет поклажи. Словно прочитав Катины мысли, дядя Коля сказал: – Всё, что нам нужно отныне, – молитва. Знаю, милая, ты и раньше обо мне молилась, но теперь я особенно в этом нуждаюсь. Спасибо за всё! Николай Иванович шагнул в вагон, двери которого захлопнулись, и прильнув к окну, помахал Кате рукой. Состав скрипнул и тронулся, набирая ход. Сквозь стук колёс донеслись прощальные слова: – Прошу молитв!
СВЯТАЯ ☦ СВЯТЫМ
last comment today at 14:51
СВЯТАЯ ☦ СВЯТЫМ
last comment today at 14:51
23 ФЕВРАЛЯ ПРАЗДНОВАНИЕ ОГНЕВИДНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ От­но­си­тель­но вре­ме­ни и ме­ста яв­ле­ния Ог­не­вид­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри ни­ка­ких ска­за­ний не со­хра­ни­лось. Бо­жия Ма­терь на этой иконе изо­бра­жа­ет­ся од­на, без Мла­ден­ца Иису­са. Лик Ее об­ра­щен в пра­вую сто­ро­ну. Одеж­да на Пре­свя­той Де­ве крас­но­го цве­та, и это по­слу­жи­ло по­во­дом к на­име­но­ва­нию сей ико­ны Ог­не­вид­ной.
СВЯТАЯ ☦ СВЯТЫМ
last comment today at 14:41
МОЖНО ЛИ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ МОЛИТЬСЯ О НЕКРЕЩЕНЫХ, ЕРЕТИКАХ, РАСКОЛЬНИКАХ, САМОУБИЙЦАХ? Следует сразу сказать что молиться можно о всех людях, включая еретиков, раскольников и некрещеных. Но только в домашней келейной молитве. Примеры молитвы за некрещеных, раскольников и еретиков подает нам сам Господь. Вспомним евангельские стихи: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44). А кто в I веке гнал и мучил христиан? Иудеи, римляне, язычники различных культов. Также вспомним о страданиях Спасителя: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:32–34). О ком молился в тот момент Господь наш Иисус Христос? О римских воинах-язычниках, не знавших о том, что Он и есть Мессия. Важны и Павловы Послания: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1–4). Причем заметим, что это было Послание, написанное святым апостолом-боговидцем архиерею (Павел рукоположил святого апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви) как руководство к действию. Кроме того, святой первоверховный апостол Павел выводит в Первом Послании к Тимофею воистину Божественную, исполненную милосердия мысль о том, что нам, христианам, потребно молиться о всех людях, «чтобы все… спаслись и достигли познания истины». Значит, можно и нужно нам молиться о вразумлении еретиков, богоборцев, раскольников, некрещеных, чтобы с помощью нашей любви, нашего усиленного келейного моления Господь наш Иисус Христос вразумил их и привел к православной вере. В утренних молитвах, в развернутом помяннике есть следующие слова: «Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания, просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе на епархиальном собрании Москвы в 2003 году сказал: «Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения». То есть в келейной (домашней) молитве можно молиться о некрещенных людях . Но если задать вопрос: «можно ли молиться о некрещеных, еретиках и раскольниках в храме?» Ответ будет: «Нет». Вспомним определение Таинства Крещения… Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. То есть Крещение – это духовное рождение человека. Об этом говорит нам и Спаситель в беседе со святым праведным Никодимом: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5, 6). Человек некрещеный – это еще ветхий плотяной человек, не привитый к лозе Христовой, не ставший частью Его тела – Церкви Христовой. Она же есть началом Царствия Божия на земле. Потому, конечно же, молитва в храме о некрещеных невозможна ни в каком виде. Они не являются частью церковного организма. Кроме того, сердцевиной церковной жизни есть Евхаристия. Но вспомним служение древней апостольской Церкви первых веков. Даже оглашенные (т. е. некрещеные люди, желающие креститься) не могли присутствовать на Литургии верных, где происходит пресуществление хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы. А возле дверей ставили специальных церковных служителей – параномарей-привратников, чтобы никто, кроме верных (крещеных православных), не смог войти в храм во время Таинства Причастия. Запрещение церковного поминовения некрещеных, еретиков, раскольников, язычников во время храмового богослужения отображено в каноническом сознании Церкви. В первую очередь это несколько правил Лаодикийского Поместного Собора: «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем» (Правило 33), «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними» (Правило 37), «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время» (Правило 9). А также 5-е Правило VII Вселенского Собора: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают, и… жестоковыйно возстают на благочестие и истину… в таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения». Кроме того, из чисто житейских соображений хочется сказать, что взрослый некрещеный человек в нашей православной стране не крестился либо по твердой атеистической, еретической, раскольнической или языческой убежденности, либо по особому леностному нерадению-небрежению о своей душе. Потому, конечно же, он сам по своей воле отлучил себя от Чаши Евхаристической и от общения в лоне Церкви Христовой. Что же касается МЛАДЕНЦЕВ, УМЕРШИХ НЕ КРЕЩЕННЫМИ. Родителям таковых хочется выразить искреннее и глубокое соболезнование. И хочется с Божьей помощью сказать о том, чтобы вы, дорогие, не отчаивались и воспринимали это скорбное, очень тяжелое, без сомнения, событие потери возлюбленного чада как волю Божью. Ведь вспомним народную поговорку «Бог дал, Бог и взял». А народ мудр в сердце своем. И если Господь взял к Себе вашего ребеночка, то у Него на это были Свои таинственные планы по устроению нашего спасения. Подклонитесь под Его великую и святую волю. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). И если вы примете это бремя как волю Божию, не отчаиваясь, но всецело уповая на Его неизреченное милосердие, то тогда оно действительно окажется легким и приведет вас ко спасению. За деточек своих же, умерших некрещеными, молитесь в домашней молитве, раздавайте за них милостыню (только чтобы вы их поминали, а не кто-то другой). И верьте, что Господь Всемилосердный устроит и устраивает уже все наилучшим образом. Есть СПЕЦИАЛЬНАЯ МОЛИТВА МАТЕРИ О МЕРТОВОРОЖДЕННЫХ МЛАДЕНЦАХ: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Твоего Божественного!» Что же касается еретиков, раскольников и язычников, вы также можете о них молиться дома, келейно, чтобы Господь привел их ко спасению. В церкви же, исходя из вышеперечисленных соборных правил, нельзя. Тем более что Бог не хочет нарушать свободу воли человека. Если он еретик и раскольник или язычник в православной стране (если только он не ребенок, воспитанный в этом), значит он сам добровольно себя отлучил от Православной Церкви и по своим убеждениям не хочет к Ней принадлежать. Имеем ли мы право его насильно тащить в храм? Насильно мил не будешь. Он сам тяжко согрешил уже в сердце своем и отлучил сам себя от Церкви тем, что не верит в догматы Ее или сознательно искажает их. Вспомним многие исцеления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чего Он требовал от людей как единственного условия для исцеления? Веры. «Веруешь ли, что Я могу это сделать?» – спрашивает Господь. И в Назарете Христос не сотворил многих чудес и исцелений по неверию их, как сказано в Евангелии (Мф. 13:53–58). Нет веры, нет и спасения. По крайней мере, пока для таких людей. Потому, дорогие братья и сестры, не будем вводить в грех ни себя, ни священника. Если же такой человек уже вписан в вашу книжечку-помянник, то поставьте напротив его имени (к примеру, некр., т. е. «некрещен», или «ушел в секту», «ушел в раскол», «крещен в католичестве» и т. д.), чтобы батюшка знал о том, что в подобных случаях делать. Записочки О УПОКОЕНИИ САМОУБИЙЦ также подавать на службу в храме не стоит. Эти люди добровольно лишили себя жизни – самого драгоценного Божественного дара нам – и тем самым добровольно же отвергли Господа. Кроме того, в Чине молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго, утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года, есть следующие слова: «Церковные каноны запрещают “приношение и молитвуˮ за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения». Можно попросить священника в храме совершить вышеупомянутую службу не для самоубийцы, но для утешения сродников. Ее нельзя путать с Чином православного погребения. Это скорее молебен о живых. Если есть сведения (справка от врача) о психической болезни самоубийцы, то можно поехать к Правящему Архиерею вашей епархии и испросить у него благословения на заочное отпевание. Но даже и после него в храмах поминать самоубийцу нельзя. Но в домашней молитве вы можете молиться о человеке, совершившем суицид. Только на это, как, впрочем, и на молитву о некрещеных, еретиках, язычниках, раскольниках, нужно взять благословение у духовника или у другого священника. Вот довольно короткая МОЛИТВА преподобного ЛЬВА ОПТИНСКОГО О ДОБРОВОЛЬНО УШЕДШИХ ИЗ ЖИЗНИ: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Или духовное произведение митрополита Вениамина (Федченкова) «Канон о самовольне жизнь свою скончавших». Отдельно хочется сказать о святом мученике Уаре, память которого Церковь празднует 1 ноября по новому стилю. В обществе сложилось мнение, что ему можно молиться о некрещеных людях. Возможно, оно возникло на основании того места из жития, когда благочестивая женщина Клеопатра из Палестины положила его святые мощи в гробнице со своими предками. Но нигде в житии не сказано, что эти предки не были христианами или являлись язычниками. Но на Руси все же бытует традиция молиться святому мученику Уару о некрещеных людях. Она не совсем отвечает церковной канонической. Вот как об этом говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе, упомянутом в данной статье: «У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению». Поэтому, дорогие братья и сестры, будем внимательно исследовать Писания, каноны Церкви и с Божьей помощью наполнять сердца наши любовью ко всем людям и послушанием Матери Церкви, Глава Коей Христос. Таков путь единственный спасительный для нас. Иерей Андрей Чиженко
Show more