Фильтр
Все темы- Класс!18
07:11
- Класс!37
- Класс!22
- Класс!27
добавлена вчера в 20:10
- Класс!12
добавлена вчера в 19:49
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) Даты 20 апреля - переходящая
С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ БРАТИЯ И СЕСТРЫ!
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Вследствие этого и сам праздник называется «Похвала Пресвятой Богородице»; данное название используется уже в древнерусских летописях.Считается, что Акафист Богородице появился после 626 года, когда Константинополь осаждали персы. Во время осады народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город, а патриарх Сергий носил на руках своих икону Пресвятой Богородицы[1] по городским стенам. После чудесного избавления города и было составлено данное песнопение, прославляющее Богородицу.
При этом основой Акафиста был кондак Благовещению, который состоял из 24 икосов; считается, что патриарх Сергий Константинопольский добавил в каждый икос через один по 12 херетизмов в каждый (херетизмы – воззвания «Радуйся…» (греч. «хэре»), являющиеся отличительной чертой Акафиста). Сам же кондак появился столетием раньше и был, возможно, составлен преп. Романом Сладкопевцем. После же добавления «херетизмов» кондак Благовещению превратился в песнопение нового жанра – Акафист (само слово «акафист» означает «неседальный», то есть молебное пение, совершаемое стоя).
Впоследствии в VIII веке во время очередного спасения Константинополя (возможно, после осады арабами) появился кондак «Взбранной Воеводе…», который изначально был независимым песнопением, однако потом вошел в состав Акафиста. Таким образом, в VIII веке Акафист приобрел свой современный вид.
Праздник Похвалы Богородицы в 5-ю субботу Великого поста возник в IX веке и впервые упоминается уже в Типиконе Великой церкви; в уставах монастырских (Студийском и его редакциях) на этот праздник полагается пение Акафиста Богородице. Есть объяснение, что закрепление Акафиста за 5-й субботой поста произошло уже после того, как в четверг стали совершать службу Великого канона. Обе службы объединяет их историческая связь с Константинополем: служба Великого канона связана с памятью о землетрясении, Акафист – с избавлением от персов. Получается, служба Великого канона как бы «притянула» к себе службу Акафиста, так что в итоге образовалась 5-я седмица – условная «седмица Константинополя».
Примечание
[1] Согласно афонскому преданию, это была икона Богородицы Акафистная Дионисиатская (Мироточивая). (В статье С. Снессоревой, посвященной празднику Похвалы Богородицы говорится о том, что патриарх Сергий носил на своих руках икону Богородицы Влахернскую).
0 комментариев
19 раз поделились
44 класса
- Класс!5
добавлена вчера в 16:56
- Класс!14
добавлена вчера в 09:43
- Класс!33
добавлена вчера в 07:29
- Класс!102
добавлена вчера в 07:29
- Класс!16
добавлена 18 апреля в 20:24
- Класс!16
добавлена 18 апреля в 19:04
- Класс!38
добавлена 18 апреля в 18:44
- Класс!7
добавлена 18 апреля в 16:36
- Класс!3
добавлена 18 апреля в 15:29
- Класс!71
добавлена 18 апреля в 14:53
- Класс!21
добавлена 18 апреля в 11:18
- Класс!36
добавлена 18 апреля в 08:33
- Класс!34
загрузка
Показать ещёНапишите, что Вы ищете, и мы постараемся это найти!
Комментарии 2