Да , все нормально! Просто весело стало! Извините, тоже! У меня еще есть материал по истории Сульцы, жаль, что много времени отнимает загрузка, но обязательно помещу материал.
Заселение людьми Пинежья уходит в далекое прошлое. На Явроньге, притоке реки Юлы, впадающей в Пинегу, археологами обнаружено мезолитическое поселение - стоянка древнего человека, датируемая IX - VII вв. тыс. до н. э. Позднее Пинежье заселяют племена, пришедшие сюда с юга, из Волго-Окского междуречья, носящие собирательное имя - «Чудь белоглазая». И это было не просто прозвище или кличка. По преданиям это была природная особенность людей чуди: радужная оболочка зрачка у них была белой и как бы сливалась с белком глаза. Раньше в народе говорили, что люди чуди были ловкими охотниками и меткими стрелками, белке в глаз попадали, а шкурки не портили. Но слухи о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, издавна привлекали новгородских промысловых людей.
Нелегко добирались в северные края первые русские землепроходцы. Дремучие леса, болота, многочисленные реки преграждали им дорогу: «путь...не проходим пропастьми, снегом и лес...ЕщёИсторическая справка
Заселение людьми Пинежья уходит в далекое прошлое. На Явроньге, притоке реки Юлы, впадающей в Пинегу, археологами обнаружено мезолитическое поселение - стоянка древнего человека, датируемая IX - VII вв. тыс. до н. э. Позднее Пинежье заселяют племена, пришедшие сюда с юга, из Волго-Окского междуречья, носящие собирательное имя - «Чудь белоглазая». И это было не просто прозвище или кличка. По преданиям это была природная особенность людей чуди: радужная оболочка зрачка у них была белой и как бы сливалась с белком глаза. Раньше в народе говорили, что люди чуди были ловкими охотниками и меткими стрелками, белке в глаз попадали, а шкурки не портили. Но слухи о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, издавна привлекали новгородских промысловых людей.
Нелегко добирались в северные края первые русские землепроходцы. Дремучие леса, болота, многочисленные реки преграждали им дорогу: «путь...не проходим пропастьми, снегом и лесом» - отмечает древняя Несторовская летопись. И, тем не менее, уже с XI в. на Пинегу приходят новгородцы. Освоение ими Пинежья проходило многие десятилетия и даже века. И, хотя у нас нет точных сведений, но из уст в уста передается молва, что чудь жестоко сопротивлялась им. Уже в наше время около поселка Пинега, деревень Немнюги, Кевролы, Суры археологи находят стрелы, копья, секиры. Считается, что новгородцы шли с устья реки Пинега, но не достигли верховья и в районе притоков Выи и Пинежки «белоглазая чудь» осталась, затем она ассимилировалась с московскими поселенцами, которые шли на Пинегу с юга.
В XII в. (в 1137 г.) в уставе князя Святослава Ольговича в составе Новгородских владений перечисляются пинежские поселения Кевроль и Пинега. Таким образом, к 1137г. река Пинега в ее нижнем и среднем течении была под административным управлением Великого Новгорода и заселялась русскими людьми - новгородцами.
В XV в. (в 1471 г.) Новгород уступил Москве пинежские земли. Но пинежский воевода не сразу сдался московским князьям. По преданию, в районе уездного города Кевроль произошли довольно сильные бои, новгородские дружины были разбиты, и Пинежье стало составной частью Русского государства. Население вошло в состав «черного крестьянства», которое платило государству оброк за пользование землей. На Пинежье не стало боярского, как и не было затем и помещичьего землевладения. И это на генетическом уровне породило свободолюбие северного народа.
В 1616 г. был образован Кеврольский уезд, который охватывал всю территорию бассейна реки Пинеги с притоками. Центром уезда стал город Кевроль, находился он примерно на месте нынешней деревни Немнюги, расположенной на высоком берегу реки Пинега. Постепенно вешние воды прокладывали новое русло для Пинеги. Кевроль оказалась в стороне от основного транспортного пути. Это явилось одной из причин переноса центра Пинежского края. Указом Екатерины II в 1780г. был образован Пинежский уезд с центром в городе Пинеге (ранее погост Пинежский волок). Пинежье при царизме было местом ссылки лиц, не угодных власть имущим. Здесь провел последние годы жизни любимец царевны Софьи князь Василий Васильевич Голицын (похоронен в Красногорском мужском монастыре). В Пинежском уезде провели ссылку К.Е. Ворошилов, А.И. Рыков, будущий писатель Серафимович и многие другие деятели революционного движения.
15 июля 1929 году при районировании Северного края на территории Сурской, Карпогорской и Пинежской волостей бывшего Пинежского уезда образовано два района: Карпогорский и Пинежский. Через 30 лет, в 1959 году они вновь были объединены в единый Пинежский район с центром в селе Карпогоры.
Пинежский район расположен на северо-востоке Архангельской области в бассейне рек Пинега, правого притока Северной Двины и Кулоя. Пинежский район находится в окружении Мезенского, Холмогорского, Виноградовского, Верхнетоемского, Лешуконского, Приморского районов Архангельской области и Удорского района республики Коми. Протяжённость района с северо-запада на юго-восток - 339 км, с запада на восток - 204 км. Протяжённость реки Пинеги по району - 594 км. Площадь территории - 34,2 тыс. кв. км. Население - 32,2 тыс. человек. Административный центр - село Карпогоры, расстояние от областного центра 217 км. На территории района 124 населённых пункта в составе 15 муниципальных образований - поселений.
Пинежье
Пинежье - один из родников Русского Севера, сохранивший в себе силу русской культуры, культурные корни своих предков. Пинежье - это еще тот Русский Север, куда до сих пор с неспокойной душой паломники идут взглянуть на сохранившее в себе истоки русской культуры, насле...ЕщёПинежский район
Пинежский район расположен на северо-востоке Архангельской области в бассейне рек Пинега, правого притока Северной Двины и Кулоя. Пинежский район находится в окружении Мезенского, Холмогорского, Виноградовского, Верхнетоемского, Лешуконского, Приморского районов Архангельской области и Удорского района республики Коми. Протяжённость района с северо-запада на юго-восток - 339 км, с запада на восток - 204 км. Протяжённость реки Пинеги по району - 594 км. Площадь территории - 34,2 тыс. кв. км. Население - 32,2 тыс. человек. Административный центр - село Карпогоры, расстояние от областного центра 217 км. На территории района 124 населённых пункта в составе 15 муниципальных образований - поселений.
Пинежье
Пинежье - один из родников Русского Севера, сохранивший в себе силу русской культуры, культурные корни своих предков. Пинежье - это еще тот Русский Север, куда до сих пор с неспокойной душой паломники идут взглянуть на сохранившее в себе истоки русской культуры, наследие предков и ответить на вопрос: кто мы? откуда мы? Можно ли найти еще такое место, где до сих пор сами деревни являются музеями под открытым небом, где из поколения в поколение поются народные песни, а бабушкины сарафаны служат по прямому значению, где прошлое и нынешнее переплелось так, что является вечно живым и единым. Веками сохраняемые и передаваемые из уст в уста - от бабушек к внукам - былины и песни; особый пинежский говор, сохранившийся с XII века и дошедший до нас; нравственные устои - уважение к ребенку и почтение к усопшему; древние традиции - от ухоженных погостов до праздников всей деревней - будь то престольных или народных - вот та духовная сила, которая объединяет и роднит пинежан. Северная природа - с крещенскими морозами и летней жарой - не терпит фальши. Быть может, поэтому на Пинежье стоят сработанные простыми мужиками в прошлых веках избы; без единого гвоздя по воле народа построенные церкви. И стоят они на самых высоких красивых берегах Пинеги памятниками деревянного зодчества, отражаясь в ее быстрых водах, они как корабли прошлого плывут во времени. На Пинежье реализуются комплексные программы развития сельского, паломнического и экстремального туризма. О Пинежье говорят: «К Пинежью привязываешься сразу, расстаешься с грустью и запоминаешь навсегда».
О пинежских икотниках веками говорят многое, не самого лучшего, и даже страшного. Нюхча и Сура - два самых странных места на Пинежье. Упоминаются еще в грамотах князя Святослава 1137 года и новгородских летописях как «Сура поганая». Говорят, до сих пор там странные вещи случаются. Особенно в Нюхче - место глухое, не проходное, край области. Веками церковь пыталась выдавить из Пинеги язычество.
Что известно про пинежских "Знающих"?
Вот что говорит пинежская бабка: - А пусть говорят. Я плохого не делаю. Недавно ребенка привозили из Новодвинска, я успокоила, а денег взять не могу. Куда я с ними? А городские удивляются. Они в Архангельске у колдунов каких-то бывали, так с них там за каждую минуту брали плату. "Знающий" так не может делать. Один раз продаст - назад не купит. Они потом пошли, а вечером мужик принес посуду новую. Купил для меня. Это принять можно. Да разве колдовство - ребенка успокоить? Это на Пинеге прошлым веком любая бабка ...ЕщёПИНЕЖСКИЕ КОЛДУНЫ
О пинежских икотниках веками говорят многое, не самого лучшего, и даже страшного. Нюхча и Сура - два самых странных места на Пинежье. Упоминаются еще в грамотах князя Святослава 1137 года и новгородских летописях как «Сура поганая». Говорят, до сих пор там странные вещи случаются. Особенно в Нюхче - место глухое, не проходное, край области. Веками церковь пыталась выдавить из Пинеги язычество.
Что известно про пинежских "Знающих"?
Вот что говорит пинежская бабка: - А пусть говорят. Я плохого не делаю. Недавно ребенка привозили из Новодвинска, я успокоила, а денег взять не могу. Куда я с ними? А городские удивляются. Они в Архангельске у колдунов каких-то бывали, так с них там за каждую минуту брали плату. "Знающий" так не может делать. Один раз продаст - назад не купит. Они потом пошли, а вечером мужик принес посуду новую. Купил для меня. Это принять можно. Да разве колдовство - ребенка успокоить? Это на Пинеге прошлым веком любая бабка знала. Вот икотников было много, но теперь нет. Ушли.
А вот рассказ одного жителя Архангельска: - Мне , будучи 10 лет от роду, играя,серьёзно повредили левую руку. Одна бабка (которую все в деревне боялись и обходили стороной, и называя чёрная) была первая,которая вправила и заворожила предплечье, и отправив в другую деревню, за 10 вёрст, куда с бабкой мы доехали на попутке.Там второй этап колдовства. По пути домой ещё в одной деревне третий . Бабуля знала всех этих старушек: и родня и знакомые и т.д. ... Короче,более чем на 30 лет я забыл о болях в этой руке. Будучи правшой,например гирю в полтора пуда я начинал поднимать с правой руки до последнего,потом переходя на левую-поднимал больше(без отдыха). Да и в борьбе на руках левой было легче бороться. Было,да было до поры до времени-выбил по дурости руку,а может заклятие кончилось…
А это – рассказ второго: - А про пинежских бабушек скажу так - были у меня в детстве серьезные проблемы со здоровьем, так мама меня возила за Емецк в какую-то глухую деревню в бабке, пробыли там неделю вроде, а как домой вернулись - все прошло. Вроде как и не верю - но факт есть факт.
Бабки и заговоры знают, и лечебный массаж в бане делают, и трудные роды принимают.
А против икоты, этого странного наговора, есть у пинежан свой отворот. Говорят, если взглянет кто искоса – нужно ругнуться, и все обойдется. Так же икотку, икотницу считают вещей, умеющей прозревать прошлое и будущее, предсказывать, ворожить: «У нас в деревне три икотки; две-те не ворожат, а одна-та сказыват, как ее спрашивают о чем, то о пропаже, то о чем» ; «Когда у меня в муж пропал, ходила к икотке. Она мине сказала, что он живой, и верно ведь».
Откуда здесь странные знающие?
По летописным преданиям известно, что Север издавна был населен племенами чуди, «чуди наволоцкой, белоглазой». У «чуди белоглазой» процветало язычество, идолопоклонство. Но с XI в. на Пинегу приходят новгородцы. Слухи о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, издавна привлекали новгородских промысловых людей. И, хотя у нас нет точных сведений, но из уст в уста передается молва, что чудь жестоко сопротивлялась им. Считается, что новгородцы шли с устья реки Пинега, но не достигли верховья и в районе притоков Выи и Пинежки «белоглазая чудь» осталась, и потомки их поражают современников странными знаниями.
Перепись 1709 года: Архангелогородская губерния: Кеврольский уезд:
Переписная книга города Кевроли с уездом переписи поручика Якова Гавриловича Селиверстова
(СПБ ИИРАН. Ф. 10. Оп. 3. Д. 25. Л. 1-68)
Примечание: Книга по форме и содержанию соответствует переписи 1709 года (см. л.51)
Лист 2
Лета 1710-го ноября в 4 день по указу Великого Государя царя и Великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по наказу за рукою Архангелогороцкой губернии лантрихтера Петра Ермолаевича Баскакова книга переписная переписи порутчика Якова Гавриловича Селиверстова что на Кевроле и в Кеврольском уезде во всех волостях крестьянских и бобыльских дворов и в них людей по имяном
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 44
Заселение людьми Пинежья уходит в далекое прошлое. На Явроньге, притоке реки Юлы, впадающей в Пинегу, археологами обнаружено мезолитическое поселение - стоянка древнего человека, датируемая IX - VII вв. тыс. до н. э. Позднее Пинежье заселяют племена, пришедшие сюда с юга, из Волго-Окского междуречья, носящие собирательное имя - «Чудь белоглазая». И это было не просто прозвище или кличка. По преданиям это была природная особенность людей чуди: радужная оболочка зрачка у них была белой и как бы сливалась с белком глаза. Раньше в народе говорили, что люди чуди были ловкими охотниками и меткими стрелками, белке в глаз попадали, а шкурки не портили. Но слухи о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, издавна привлекали новгородских промысловых людей.
Нелегко добирались в северные края первые русские землепроходцы. Дремучие леса, болота, многочисленные реки преграждали им дорогу: «путь...не проходим пропастьми, снегом и лес...ЕщёИсторическая справка
Заселение людьми Пинежья уходит в далекое прошлое. На Явроньге, притоке реки Юлы, впадающей в Пинегу, археологами обнаружено мезолитическое поселение - стоянка древнего человека, датируемая IX - VII вв. тыс. до н. э. Позднее Пинежье заселяют племена, пришедшие сюда с юга, из Волго-Окского междуречья, носящие собирательное имя - «Чудь белоглазая». И это было не просто прозвище или кличка. По преданиям это была природная особенность людей чуди: радужная оболочка зрачка у них была белой и как бы сливалась с белком глаза. Раньше в народе говорили, что люди чуди были ловкими охотниками и меткими стрелками, белке в глаз попадали, а шкурки не портили. Но слухи о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, издавна привлекали новгородских промысловых людей.
Нелегко добирались в северные края первые русские землепроходцы. Дремучие леса, болота, многочисленные реки преграждали им дорогу: «путь...не проходим пропастьми, снегом и лесом» - отмечает древняя Несторовская летопись. И, тем не менее, уже с XI в. на Пинегу приходят новгородцы. Освоение ими Пинежья проходило многие десятилетия и даже века. И, хотя у нас нет точных сведений, но из уст в уста передается молва, что чудь жестоко сопротивлялась им. Уже в наше время около поселка Пинега, деревень Немнюги, Кевролы, Суры археологи находят стрелы, копья, секиры. Считается, что новгородцы шли с устья реки Пинега, но не достигли верховья и в районе притоков Выи и Пинежки «белоглазая чудь» осталась, затем она ассимилировалась с московскими поселенцами, которые шли на Пинегу с юга.
В XII в. (в 1137 г.) в уставе князя Святослава Ольговича в составе Новгородских владений перечисляются пинежские поселения Кевроль и Пинега. Таким образом, к 1137г. река Пинега в ее нижнем и среднем течении была под административным управлением Великого Новгорода и заселялась русскими людьми - новгородцами.
В XV в. (в 1471 г.) Новгород уступил Москве пинежские земли. Но пинежский воевода не сразу сдался московским князьям. По преданию, в районе уездного города Кевроль произошли довольно сильные бои, новгородские дружины были разбиты, и Пинежье стало составной частью Русского государства. Население вошло в состав «черного крестьянства», которое платило государству оброк за пользование землей. На Пинежье не стало боярского, как и не было затем и помещичьего землевладения. И это на генетическом уровне породило свободолюбие северного народа.
В 1616 г. был образован Кеврольский уезд, который охватывал всю территорию бассейна реки Пинеги с притоками. Центром уезда стал город Кевроль, находился он примерно на месте нынешней деревни Немнюги, расположенной на высоком берегу реки Пинега. Постепенно вешние воды прокладывали новое русло для Пинеги. Кевроль оказалась в стороне от основного транспортного пути. Это явилось одной из причин переноса центра Пинежского края. Указом Екатерины II в 1780г. был образован Пинежский уезд с центром в городе Пинеге (ранее погост Пинежский волок). Пинежье при царизме было местом ссылки лиц, не угодных власть имущим. Здесь провел последние годы жизни любимец царевны Софьи князь Василий Васильевич Голицын (похоронен в Красногорском мужском монастыре). В Пинежском уезде провели ссылку К.Е. Ворошилов, А.И. Рыков, будущий писатель Серафимович и многие другие деятели революционного движения.
15 июля 1929 году при районировании Северного края на территории Сурской, Карпогорской и Пинежской волостей бывшего Пинежского уезда образовано два района: Карпогорский и Пинежский. Через 30 лет, в 1959 году они вновь были объединены в единый Пинежский район с центром в селе Карпогоры.
Пинежский район расположен на северо-востоке Архангельской области в бассейне рек Пинега, правого притока Северной Двины и Кулоя. Пинежский район находится в окружении Мезенского, Холмогорского, Виноградовского, Верхнетоемского, Лешуконского, Приморского районов Архангельской области и Удорского района республики Коми. Протяжённость района с северо-запада на юго-восток - 339 км, с запада на восток - 204 км. Протяжённость реки Пинеги по району - 594 км. Площадь территории - 34,2 тыс. кв. км. Население - 32,2 тыс. человек. Административный центр - село Карпогоры, расстояние от областного центра 217 км. На территории района 124 населённых пункта в составе 15 муниципальных образований - поселений.
Пинежье
Пинежье - один из родников Русского Севера, сохранивший в себе силу русской культуры, культурные корни своих предков. Пинежье - это еще тот Русский Север, куда до сих пор с неспокойной душой паломники идут взглянуть на сохранившее в себе истоки русской культуры, насле...ЕщёПинежский район
Пинежский район расположен на северо-востоке Архангельской области в бассейне рек Пинега, правого притока Северной Двины и Кулоя. Пинежский район находится в окружении Мезенского, Холмогорского, Виноградовского, Верхнетоемского, Лешуконского, Приморского районов Архангельской области и Удорского района республики Коми. Протяжённость района с северо-запада на юго-восток - 339 км, с запада на восток - 204 км. Протяжённость реки Пинеги по району - 594 км. Площадь территории - 34,2 тыс. кв. км. Население - 32,2 тыс. человек. Административный центр - село Карпогоры, расстояние от областного центра 217 км. На территории района 124 населённых пункта в составе 15 муниципальных образований - поселений.
Пинежье
Пинежье - один из родников Русского Севера, сохранивший в себе силу русской культуры, культурные корни своих предков. Пинежье - это еще тот Русский Север, куда до сих пор с неспокойной душой паломники идут взглянуть на сохранившее в себе истоки русской культуры, наследие предков и ответить на вопрос: кто мы? откуда мы?
Можно ли найти еще такое место, где до сих пор сами деревни являются музеями под открытым небом, где из поколения в поколение поются народные песни, а бабушкины сарафаны служат по прямому значению, где прошлое и нынешнее переплелось так, что является вечно живым и единым.
Веками сохраняемые и передаваемые из уст в уста - от бабушек к внукам - былины и песни; особый пинежский говор, сохранившийся с XII века и дошедший до нас; нравственные устои - уважение к ребенку и почтение к усопшему; древние традиции - от ухоженных погостов до праздников всей деревней - будь то престольных или народных - вот та духовная сила, которая объединяет и роднит пинежан.
Северная природа - с крещенскими морозами и летней жарой - не терпит фальши. Быть может, поэтому на Пинежье стоят сработанные простыми мужиками в прошлых веках избы; без единого гвоздя по воле народа построенные церкви. И стоят они на самых высоких красивых берегах Пинеги памятниками деревянного зодчества, отражаясь в ее быстрых водах, они как корабли прошлого плывут во времени.
На Пинежье реализуются комплексные программы развития сельского, паломнического и экстремального туризма.
О Пинежье говорят: «К Пинежью привязываешься сразу, расстаешься с грустью и запоминаешь навсегда».
О пинежских икотниках веками говорят многое, не самого лучшего, и даже страшного. Нюхча и Сура - два самых странных места на Пинежье. Упоминаются еще в грамотах князя Святослава 1137 года и новгородских летописях как «Сура поганая». Говорят, до сих пор там странные вещи случаются. Особенно в Нюхче - место глухое, не проходное, край области. Веками церковь пыталась выдавить из Пинеги язычество.
Что известно про пинежских "Знающих"?
Вот что говорит пинежская бабка: - А пусть говорят. Я плохого не делаю. Недавно ребенка привозили из Новодвинска, я успокоила, а денег взять не могу. Куда я с ними? А городские удивляются. Они в Архангельске у колдунов каких-то бывали, так с них там за каждую минуту брали плату. "Знающий" так не может делать. Один раз продаст - назад не купит. Они потом пошли, а вечером мужик принес посуду новую. Купил для меня. Это принять можно. Да разве колдовство - ребенка успокоить? Это на Пинеге прошлым веком любая бабка ...ЕщёПИНЕЖСКИЕ КОЛДУНЫ
О пинежских икотниках веками говорят многое, не самого лучшего, и даже страшного. Нюхча и Сура - два самых странных места на Пинежье. Упоминаются еще в грамотах князя Святослава 1137 года и новгородских летописях как «Сура поганая». Говорят, до сих пор там странные вещи случаются. Особенно в Нюхче - место глухое, не проходное, край области. Веками церковь пыталась выдавить из Пинеги язычество.
Что известно про пинежских "Знающих"?
Вот что говорит пинежская бабка: - А пусть говорят. Я плохого не делаю. Недавно ребенка привозили из Новодвинска, я успокоила, а денег взять не могу. Куда я с ними? А городские удивляются. Они в Архангельске у колдунов каких-то бывали, так с них там за каждую минуту брали плату. "Знающий" так не может делать. Один раз продаст - назад не купит. Они потом пошли, а вечером мужик принес посуду новую. Купил для меня. Это принять можно. Да разве колдовство - ребенка успокоить? Это на Пинеге прошлым веком любая бабка знала. Вот икотников было много, но теперь нет. Ушли.
А вот рассказ одного жителя Архангельска: - Мне , будучи 10 лет от роду, играя,серьёзно повредили левую руку. Одна бабка (которую все в деревне боялись и обходили стороной, и называя чёрная) была первая,которая вправила и заворожила предплечье, и отправив в другую деревню, за 10 вёрст, куда с бабкой мы доехали на попутке.Там второй этап колдовства. По пути домой ещё в одной деревне третий . Бабуля знала всех этих старушек: и родня и знакомые и т.д. ... Короче,более чем на 30 лет я забыл о болях в этой руке. Будучи правшой,например гирю в полтора пуда я начинал поднимать с правой руки до последнего,потом переходя на левую-поднимал больше(без отдыха). Да и в борьбе на руках левой было легче бороться. Было,да было до поры до времени-выбил по дурости руку,а может заклятие кончилось…
А это – рассказ второго: - А про пинежских бабушек скажу так - были у меня в детстве серьезные проблемы со здоровьем, так мама меня возила за Емецк в какую-то глухую деревню в бабке, пробыли там неделю вроде, а как домой вернулись - все прошло. Вроде как и не верю - но факт есть факт.
Бабки и заговоры знают, и лечебный массаж в бане делают, и трудные роды принимают.
А против икоты, этого странного наговора, есть у пинежан свой отворот. Говорят, если взглянет кто искоса – нужно ругнуться, и все обойдется. Так же икотку, икотницу считают вещей, умеющей прозревать прошлое и будущее, предсказывать, ворожить: «У нас в деревне три икотки; две-те не ворожат, а одна-та сказыват, как ее спрашивают о чем, то о пропаже, то о чем» ; «Когда у меня в муж пропал, ходила к икотке. Она мине сказала, что он живой, и верно ведь».
Откуда здесь странные знающие?
По летописным преданиям известно, что Север издавна был населен племенами чуди, «чуди наволоцкой, белоглазой». У «чуди белоглазой» процветало язычество, идолопоклонство. Но с XI в. на Пинегу приходят новгородцы. Слухи о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, издавна привлекали новгородских промысловых людей. И, хотя у нас нет точных сведений, но из уст в уста передается молва, что чудь жестоко сопротивлялась им. Считается, что новгородцы шли с устья реки Пинега, но не достигли верховья и в районе притоков Выи и Пинежки «белоглазая чудь» осталась, и потомки их поражают современников странными знаниями.
Источник: https://www.perunica.ru/severnaya_skazka/6499-severny..
Переписная книга города Кевроли с уездом переписи поручика Якова Гавриловича Селиверстова
(СПБ ИИРАН. Ф. 10. Оп. 3. Д. 25. Л. 1-68)
Примечание: Книга по форме и содержанию соответствует переписи 1709 года (см. л.51)
Лист 2
Лета 1710-го ноября в 4 день по указу Великого Государя царя и Великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по наказу за рукою Архангелогороцкой губернии лантрихтера Петра Ермолаевича Баскакова книга переписная переписи порутчика Якова Гавриловича Селиверстова что на Кевроле и в Кеврольском уезде во всех волостях крестьянских и бобыльских дворов и в них людей по имяном
На реке на Пюле деревня Шиднема починок Полютинской
Во дворе Петр Тарасов
Во дворе Федор Ефремов прозвище Зоря у него сын Иван у Ивана сын Иван же 6 лет
Деревня Никитинская Первая а Павшинская тож
Во дворе Прокопей Дмитриев у него детей Григорей Ермола
Во дворе Лаврентей Никитин у него брат Григорей у него ж детей Василей Анфим
Деревня Дорофеевская а другая половина тоеж деревни Никитинская
Во дворе Федор Агафонов у него детей Сергей Иван
Лист 27об.
Во дворе Еремей Федоров у него детей Сисой Клементей Ананья
Во дворе Данило Петров Посников у него брат Малафей да сын Иван 3 лет
Во дворе Панкратей Ларионов у него детей Филимон Кондратей
Во дворе Лаврентей Иванов у него детей Иван Григорей 7 лет
Во дворе Сергей Мартынов у него сын Меркурей да Григорей у Меркурья сын Климонт 2 лет у Григорья сын Мартын 2 ж лет
Всего в Сурской волости опричь Сулецких деревень жилых крестьянских 70 двор...ЕщёСулецкие деревни
На реке на Пюле деревня Шиднема починок Полютинской
Во дворе Петр Тарасов
Во дворе Федор Ефремов прозвище Зоря у него сын Иван у Ивана сын Иван же 6 лет
Деревня Никитинская Первая а Павшинская тож
Во дворе Прокопей Дмитриев у него детей Григорей Ермола
Во дворе Лаврентей Никитин у него брат Григорей у него ж детей Василей Анфим
Деревня Дорофеевская а другая половина тоеж деревни Никитинская
Во дворе Федор Агафонов у него детей Сергей Иван
Лист 27об.
Во дворе Еремей Федоров у него детей Сисой Клементей Ананья
Во дворе Данило Петров Посников у него брат Малафей да сын Иван 3 лет
Во дворе Панкратей Ларионов у него детей Филимон Кондратей
Во дворе Лаврентей Иванов у него детей Иван Григорей 7 лет
Во дворе Сергей Мартынов у него сын Меркурей да Григорей у Меркурья сын Климонт 2 лет у Григорья сын Мартын 2 ж лет
Всего в Сурской волости опричь Сулецких деревень жилых крестьянских 70 дворов людей в них и с недоросльми 253 человека
А в Сулецких деревнях всего 10 дворов а людей в них и с недоросльмиж 34 человека
Обоего в Сурской волости и в Сулецких деревнях 80 дворов людей в них 287 человек
А по скаске Сурской волости соцкого Ивана Евдокимова