С целью выявления насилия в отношении ребенка, а также для профилактики физического и психологического насилия детей, обеспечения всесторонней правовой защиты специалистом необходимо знать:
какие формы может принимать насилие в отношении детей,
уметь выявлять ситуации высокого риска насилия, направленного на ребенка.
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют различные виды насилия:
физическое,
сексуальное,
психологическое и др.
Поскольку сталкивающиеся с насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для окружающих.
Так как же распознать, заметить, увидеть, что ребенок подвергался, или подвергается насилию, являлся свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия?
Все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижения, относятся к физическому насилию. Это –
избиение,
толчки,
царапины,
плевки,
шлепки,
пощечины,
хватание,
бросание предметами,
нанесение ударов руками и ногами,
удушение, использование оружия,
нанесение ожогов и др.
Первое, на что стоит обратить внимание при выявлении насилия, это на появившиеся или участившиеся поведенческие и эмоциональные проблемы у несовершеннолетнего.
Изменения в эмоциональном состоянии и общении:
- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- частая задумчивость, отстраненность;
- постоянная депрессивность, грустное настроение;
- нежелание принимать участие в подвижных играх;
- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
- терроризирование младших детей и сверстников;
- возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
- рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
- утрата гигиенических навыков (чаще всего это касается малышей).
Необходимо обратить внимание на появление невротических и психосоматических симптомов:
- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
- боязнь раздеваться;
- головная боль, боли в области желудка и сердца;
- навязчивые страхи; расстройства сна.
Появляются проблемы, связанные с познавательной сферой.
Происходят изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
- трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
- внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю …», «я не могу ездить в лифте»);
- неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение.
Становятся заметными изменения самосознания ребенка: снижение самооценки; отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины.
Среди отдалённых последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. По словам взрослых людей, которые в детстве часто становились свидетелями домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связанных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.
Особое внимание хотелось бы уделить ситуациям, наиболее сложным для распознания, когда ребенок подвергается исключительно психологическому или эмоциональному насилию, и которое практически всегда сопровождают другие виды насилия.
Эмоциональное и (или) психологическое насилие выражается в
унижении,
запугивании,
принуждении
и изолировании.
Оно включает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы насилия, контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследование, обвинение во всех возникающих проблемах, прерывание сна, процесса еды, и т. д.
Одним из распостраненных видов насилия в современном обществе является отсутствие эмоционального реагирования. Все чаще встречаются эмоционально жестокие высказывания: высказывания, которые сильно ранят ребенка (например, «Лучше бы ты не рождался», «Такие, как ты, не должны жить», «Ты полный дурак, и это не исправить» и т. д.).
У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяется психологическое или эмоциональное насилие, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание.
Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка: беспокойство или тревожность, длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность, склонность к уединению, чрезмерная уступчивость, неумение контактировать с другими людьми, малое число друзей или их отсутствие, низкая самооценка.
Все чаще в последнее время мы слышим об участившихся случаях, касающихся половой неприкосновенности несовершеннолетних и сексуального насилия.
Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространённых видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребёнком со стороны кровного родственника.
Конечно, получить достоверную картину распространённости этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребёнок вырастает. Это объясняется целым рядом причин, и, прежде всего, нежеланием «выносить сор из избы».
Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье. Последствия могут быть кратковременными и длительными, могут возникать непосредственно после случившегося или проявляться позже.
Выявление фактов насилия:
1. Наблюдение за соматическим состоянием ребенка – в отличии от медицинского освидетельствования, наблюдение за внешним видом ребенка (осмотр лица, тела, одежды) необходимо производить максимально незаметно (без конкретной цели). Также осматриваем ребенка на наличие внешних повреждений (синяки, раны, «болевые зоны»). Отмечаем невротические реакции у ребенка: энурез, отдышка, нарушения сна, аппетита, снижение памяти, внимания. Расстройства восприятия (галлюцинации, иллюзии).
2. Наблюдение за поведением – (перемены в поведении через контакт с ребенком или взрослым, который за ним наблюдает.)
3. Наблюдение за деятельностью – творческая деятельность ребенка (рисунки, рассказы, а также наблюдение за игровой деятельностью ребенка (в игре ребенок наиболее ярко заявляет о своих проблемах. Меняется содержание, тематика игры, по-другому распределяются роли в игре, меняются чувства ребенка).
3. Рассказ ребенка о факте насилия – по средствам активного слушания получение прямой/косвенной информации о факте насилия, (смена образа жизни, поведения, особенностей принятия себя, своего тела).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев