Это был человек с огромной внутренней фантазией, которая совершенно оправданна во всех его произведениях. Я его видел лишь один раз. И от той встречи у меня осталось двоякое впечатление. Один раз он был не очень корректен, когда он пытался купить цветы, стоящие у нас в ресторане на столе. Но при этом был и совершенно другой человек, которого я видел в доме Абдулова: Высоцкий, сидящий в углу и исполнявший песни как бы для себя, а не для кого-то. Скромный, интеллигентный человек. В этом, наверное, и заключался его характер. Он мог быть просто сумасшедшим, а мог быть совершенно простым, не обращающим на себя внимание.
ГЕОРГИЙ ТАРАТОРКИН, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ О ГЕНИАЛЬНОСТИ В. ВЫСОЦКОГО:
— Лично для меня гениальность Высоцкого заключалась в потрясающе высоком пороге боли. Это касалась и его внутреннего мира, и мира окружающего, взаимоотношений индивидуального мира с окружающим. Это вызывало и вызывает отклик и по сей день, потому что всем это ведомо.
Этот высокий порог был и в рожденной им песне, и в стихотворении, а по сути дела — исповеди, существующей в любой форме. Он был вплетен и в персонажную судьбу, когда он был на сцене или на экране. Именно это всегда вызывало у меня ту степень веры, которая не так часто случается.
Что до меня, когда я задаюсь вопросом о гениальности Высоцкого, я вспоминаю безупречного Глеба Жеглова, слушаю рваные струны огромной души, я слышу голос мужской с хрипотцой, и вспоминаю строки одного из самых лучших стихотворений гения — «О фатальных датах…»
«О ФАТАЛЬНЫХ ДАТАХ И ЦИФРАХ», В. ВЫСОЦКИЙ
Кто кончил жизнь трагически — тот истинный поэт,
А если в точный срок — так в полной мере.
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же — в петлю слазил в «Англетере».
А в тридцать три Христу… (Он был поэт, он говорил:
«Да не убий!» Убьёшь — везде найду, мол.)
Но — гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал и ни о чём не думал.
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лёг виском на дуло.
Задержимся на цифре 37. Коварен бог —
Ребром вопрос поставил: или — или.
На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,
А нынешние как-то проскочили.
Дуэль не состоялась или перенесена,
А в тридцать три распяли, но не сильно.
А в тридцать семь — не кровь, да что там кровь — и седина
Испачкала виски не так обильно.
Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа?
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.
На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е».
Укоротить поэта! — вывод ясен.
И нож в него — но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен.
Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр!
Томитесь, как наложницы в гареме:
Срок жизни увеличился, и, может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время!
Комментарии 42
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили его - не тебя, -
Ты поймешь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забрал -
Это смерти оскал! -
Ложь и зло, - погляди,
Как и лица грубы,
И всегда позади -
Вороньё и гробы!
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока
И в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом -
Значит в жизни ты был
Ни при чём, ни при чём!
* * *
- Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более - когда в неё плюют.
- И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: "Спасибо, что живой".
- Если я утону, ищите меня вверх по течению.
Владимир Высоцкий.
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Но они возвращаются сквозь непогоды…
Не пройдёт и полгода - и я появлюсь, -
Чтобы снова уйти на полгода.
Возвращаются все, кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все, кроме тех, кто нужней…
Я не верю судьбе, а себе - ещё меньше.
Но мне хочется верить, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.
Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и в делах,
Я, конечно, спою - не пройдёт и полгода.
Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и в мечтах,
Я, конечно, спою - не пройдёт и полгода.
Владимир Высоцкий, 1966