Головной убор калмыков
Улан зала (красная кисть) – это небольшая кисть или помпон, введенная отличительным этническим символом ойратов в 1437 году Тогон тайшой. Почему улан зала имеет важное значение для калмыков? Калмыки, идентифицируя себя, говорят «Улан залата хальмгуд». Улан зала равен этнониму, названию целого народа. Эта кисть не может иметь повседневное значение, но интерес, проявляющийся к нему, связан с активизацией национальной культуры. Улан зала как атрибут и термин прочно вошел в жизнь. Его используют везде – привязывают к женской сумочке, портфелям, спортивным головным уборам, брелкам, антеннам на автомобилях. Сам атрибут входит в герб Калмыкии и в гимн республики, где звучат строки «Улан залата хальмгуд» – своего рода призыв.
Современные калмыки привыкли, что улан зала – это огромная кисть, которая должна обязательно свисать с шапки до подбородка. В настоящее время даже появилась поверье, что чем длиннее нить кисти, тем дольше у носителя будет жизнь. Однако, как рассказывают калмыцкие старожилы, кисть на улан зала была, но небольшая; она не должна была мешать при работе, езде на лошади и пр.
«Кисть ни в коем случае не должна свисать и болтаться ниже края шапки. Сейчас, к примеру, появился такой тренд, что она должна быть на три пальца от края выше. Также есть такие случаи, когда калмыки носят шапки с желтой кистью. Да, в калмыцкой традиции красный и желтые цвета взаимозаменяемы, это цвета солнца, огня, крови – жизни. Однако не в случае с улан зала.
Улан зала – это один из основных сакральных символов калмыков. При его использовании на головном уборе нужно следовать правилами. Это должен быть либо помпон красного цвета, либо кисть, но никак не выходящая за пределы шапки.
Почему мужская шапка носит огромный сакральный смысл?
В калмыцкой культуре запрещены действия, имеющие отрицательное отношение к шапкам. Нельзя переступать через нее, бросать, оставлять перевернутой. В старину калмыки снимали головной убор исключительно при совершении обряда, однако только в том случае, если хотели что-то получить. Долгожданного сына, к примеру.
Раньше, если у отсутствующего мужчины рождался сын, возле кибитки устанавливался шест, на который ставили отцовскую шапку. Если отец узнавал новость сам, он высоко ее подбрасывал, благодаря небеса за сына. Но если у отца рождалась очередная дочка, он мог бросить шапку оземь. Таким образом он сердился, что ему не дан сын.
Другое отношение было к головным уборам у представителей знати. Знать считалась ниспосланной небесами. Если у нойона появлялся сын, то все должны были снять свои шапки. В этот день все приходили к нему на поклон. Считалось, что в такой момент можно получить максимальное благословение от небес.
По материалам
http://riakalm.ru/news/daynews/6737-o-muzhskom-kalmytskom-kostyume-i-o-pravilakh-nosheniya-ulan-zala
#калмыки
Нет комментариев